Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Павел Флоренский Философия культа"
Описание и краткое содержание "Павел Флоренский Философия культа" читать бесплатно онлайн.
(электронная версия книги - Флоренский П.А. - Собрание сочинений. Философия культа (Философское наследие) - 2004. Примечания в квадратных скобках соответствуют примечаниям внизу страницы бумажного издания. Примечания в фигурных скобках - примечаниям бумажной версии, вынесенных в конец книги).
В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре данное предложение содержит много несогласований: «Эта черная «злодати» привлекаемой в известных случаях, завладевающей положением, отращивающей себе органы выразительности, определяется, однако, вовсе не непременно и не только злою волею талмотурга, но пущенным в ход посредствами, имеющими каждое соответствующее и его духовной природе избирательное поглощение тех или иных духовных энергий, и, как сказано, невежественное и самоуверенное пользование известными средами и действиями может вполне расшибить, по пословице, лоб кое-кому, хотя бы и на молитве». Исправлено ред.—283.
584
В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место для вписки соответствующей молитвы. Цит.: Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 236 об., 237. См. также: Чин благословения роев пчельных, во улия нова всажденных//Там же. Л. 238—239.—283.
585
«Пророческое животное» — источник выражения не ясен.
В архиве свящ. Павла Флоренского сохранился листок с записью:
«Лети, лети, леток,
С запада на восток.
Лети, взвивайся.
Никому не давайся.
Дайся тому,
Кто мил сердцу моему.
NB. Представление о душе пчелы или душе—летящем существе».—283.
586
Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 171 —172.
В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место. Уточнение дат произведено на основании следующего.
В церкви Убежища сестер милосердия Красного Креста в честь равноапостольной Марии Магдалины священник Павел Флоренский служил со всенощной под Воздвижение Честного Креста (вечер) 27 сентября 1912 г. Далее речь идет о друге Сергее Семеновиче Троицком, убитом в Тифлисе 2 октября 1910 г. (см.: Сборник, посвященный памяти С. С. Троицкого. Тифлис, 1912). Таким образом, данное событие могло произойти 2 октября в период 1912—1917 гг. Учитывая, что 1) отец Павел служил в домовом храме по воскресным и праздничным дням,
2) на 2 октября не приходится общезначимого церковного праздника,
3) накануне, 1 октября, должна была служиться служба в честь Покрова Пресвятой Богородицы—служба 2 октября должна была совершаться в воскресный день. В возможный для этого период времени (1912— 1917) 2 октября приходилось на воскресенье в 1916 г.
Ср. в изложении Л. Ф. Жегина: «Вообще все тайное, сокрытое было для него так внятно и так близко.
Помню в этой связи его рассказ, как однажды в церкви он совершал таинство евхаристии.
В руках у него была чаша. Что он дальше скажет?—мелькнуло у меня в голове. «Чаша с Кровью,—твердо продолжал он,—а над рукой у меня вьется пчела, и я боялся, что она меня ужалит и я расплескаю чашу. Но пчела, напившись Крови, покрутилась немного и куда-то исчезла. Тогда я вспомнил—это был день памяти моего друга Серапиона (Машкина). Крылатое существо, пчела, заменившая здесь ангела—символа души, была мне напоминанием об этом.
Совершенный идеализм и вместе с тем такие обширные познания в области точных наук! Флоренский умел синтетически соединять то и другое» (Флоренский П. A. Pro и contra. Антология. Изд. 1-е. СПб., 1996. С. 167—168).
В воспоминаниях Л. Ф. Жегина явление пчелы-души связывается с памятью архимандрита Серапиона (Машкина), скончавшегося 20 февраля 1905 г. Возможно, что Флоренский подарил Л. Ф. Жегину свою брошюру «Данные к жизнеописанию архимандрита Серапиона (Машкина)» (Сергиев Посад, 1917), и это впоследствии явилось причиной ошибки в воспоминаниях.—284.
587
Ср.: «Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мк. 9, 49).—286.
588
См.: Чин благословения соли // Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 225—226; Молитва над солию//Требник: В 2 ч. Ч. 1. М., 1915. Л. 221.-286.
589
таинство соли; священная соль (лат.).—287.
590
См.: Молитва на Рождество Христово сыном духовным//Требник: В 2 ч. Ч. 2. М., 1915. Л. 6 об.—287.
591
Там же. Л. 8—8 об.—287.
592
Там же. Л. 8 об.—287.
593
Там же. Л. 8 об,—9.—287.
594
Там же. Л. 11 об.—12.—287.
595
См.: Прошение великой ектении//Служебник. Изд. 6-е. СПб., 1905. С. 99.-287.
596
Требник: В 2 ч. Ч. 2. М., 1915. Л. 11 об.—287.
597
Там же. Л. 12—12 об. См. также: Чин благословения начатков новых овощей//Требник митрополита Петра Могилы. Ч. 2. Киев, 1646. С. 222—223.—287.
598
Вероятно, имеется в виду место из главы 31: «...священный Дионисий называет миром этот самый елей, как предвестие мира»// Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С. 66.—288.
599
218 Имеется в виду «Молитва на пострижение власом отрочати, в первое острижение его», которое совершалось, как правило, в 7 лет (иногда в 3 года или в 5 лет) и было соединено с обычаем сажания на коня. При данном пострижении волос давалось особое имя отроку. Чин пострижения отрочати относился ко всем отрокам без различия их звания, положения, состояния, так как он означал вступление отрока в права гражданские, в число всадников (отрок-князь при этом чине сажался на княжеский стол). Таким образом Церковь церковным чином освящала гражданский обряд. «Чин пострижения власом...» печатался в московском Служебнике 1616 г. и в московских Потребниках 1625, 1636, [1639], 1654 гг.— Никольский К. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. С. 342—355.
В черновых материалах Флоренского сохранился текст молитвы, выписанный им из Потребника 1639 г.
Молитва на пострижение власом отрочати, в иервыя острижения его
«Приходит мати со отрочатем в церковь. И священник глаголет молитву сию:
Благословен еси, Господи, Боже отец наших, пославый отца нашего Авраама пострищи главу иереови Мелхиседекови и всяк начаток его внести в церковь святую Твою, пришедый на благословение и постригание святых апостол Твоих, и дав им во влас место веру и словеса подаванию. Ты и ныне, Владыко, Господи Боже, подаждь рабу Твоему сему Димитрию, постригающему главу, мысль праведну, житие добродетельно, да по заповедем твоим жив, угодная пред тобою сотворь, и да сподобится стояния одесную Тебе, Владыки. Подъемлющему же власы его даруй благословение, еже дал еси праведному Симеону, приемшему на руках Господа Иисуса Христа. И вся, сошедшаяся зде верныя, благослови их, Господи, благословением духовным.
Возглас: Яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое...
Молитва вторая, тому же
Владыко, Господи Боже наш, Иже образом Своим почет человека (писана во крещении, идеже пострижение влас младенцу).
Таже глаголет: Мир всем. Главы ваша...
Тоже глаголет молитву, возглас: Господи, Боже наш, Иже исполнения купельнаго (писана во крещении же, на пострижении власов).
И по возгласе возмет священник ножницы, глаголет: Постригает раб Божий Димитрий власы главы своея, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Рцем вси... Таже: Господи, помилуй, 12 раз.
И устригает всюду на главе его, о четырех стран, кладя приемлющему на полотно или на ино что. И, опрятав их, влепит в воск и сохранит их во олтари в месте сокровепнем. Таже творит отпуст по обычаю.
Старопечатн<ый> Потребник мирской 1639 г.».—288.
600
Ин. 17, 14.— 289.
601
Символ веры Православной Церкви // Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 1893. С. 4-ср.: Ин. 1, 3.—289.
602
Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С. 199.—290.
603
Там же. С. т.—290.
604
В первоначальных вариантах главы «Пути и средоточия» из цикла «У водоразделов мысли» Флоренский писал: «Но мы в философии говорим именно о том самом, о чем говорит душа Святой Руси в своей песне и в своей вере в Царя как богоданного отца «во Христа место»» (Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 3(1). М., 1999. С. 5091—290.
605
В рукописи Огневой и в машинописном экземпляре оставлено чистое место для четырех-пяти строк.—290.
606
На полях рукописи Огневой и машинописного экземпляра дата диктовки Флоренского: «1922.V.27. Пятница».— 290.
607
Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856. С. 199—200.— 296.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Павел Флоренский Философия культа"
Книги похожие на "Павел Флоренский Философия культа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Павел Флоренский - Павел Флоренский Философия культа"
Отзывы читателей о книге "Павел Флоренский Философия культа", комментарии и мнения людей о произведении.