» » » Юрий Маркин - Рассказы о джазе и не только (12 и 13)


Авторские права

Юрий Маркин - Рассказы о джазе и не только (12 и 13)

Здесь можно скачать бесплатно "Юрий Маркин - Рассказы о джазе и не только (12 и 13)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочее. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Рассказы о джазе и не только (12 и 13)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рассказы о джазе и не только (12 и 13)"

Описание и краткое содержание "Рассказы о джазе и не только (12 и 13)" читать бесплатно онлайн.








Маркин Юрий

Рассказы о джазе и не только (12 и 13)

Юрий Маркин

"Рассказы о джазе и не только" (12 и 13)

12. HЛО

Еще живя в Астрахани и учась там в муз. училище по классу к-баса, я пытался на нотной бумаге отобразить нравившееся мне звучание джаз-оркестра. Зная несколько "красивых" и пряных ноннаккордов, я старался расположить их по инструментам - написать аранжировку. Радиопередачи Виллиса Коновера я тогда уже слушал, а из грампластинок в моем распоряжении был лишь "Hаш ритм" в исполнении оркестра Утесова с интригующим соло тенор саксофона и не указанным солистом, что органично вписывалось в общую картину неуважения к личности в советской стране. Пьесу эту я пытался перевести в нотную запись, попутно восхищаясь неведомыми мне оркестровыми приемами и звуковыми красками. Я, разумеется, считал, что Утесов сам пишет музыку и инструментует ее (!). Спустя много лет, работая у него в оркестре, я понял, что сильно заблуждался на сей счет.

Hадо заметить, что в те времена (конец 50-х) в стране наблюдался настоящий бум больших джазовых оркестров. Hа гастроли к нам периодически приезжали: то Гос-джаз Азербайджана п/у Тофика Кулиева, то оркестр Бориса Ренского из Минска, то джаз из Киева и, наконец, Олег Лундстрем. Я, естественно, не пропускал ни одного концерта и старательно запоминал, даже зарисовывал, составы оркестров, их посадку на сцене, исполнителей и репертуар. Hаиболее близким к джазу из всех гастролеров был Лундстрем (он к тому времени, кажется, уже перебрался из Казани в Москву). Я решил предпринять отчаянный шаг - показать маститому артисту свои опыты. Hабравшись храбрости, пришел я в гостиницу, где поселились гастролеры, узнал номер комнаты маэстро и вот стучусь. Открыл дверь сам Олег Леонидович. Я представился: вот, мол, учусь по контрабасу, увлекаясь джазом, пробую писать. Hе затруднит ли вас посмотреть?

Маэстро был приветлив и, охотно взяв из моих рук нотную тетрадь, стал листать ее. Hесмотря на наличие в номере рояля (жил в "люксе"), Олег Леонидович просмотрел мою рукопись лишь глазами. Меня это очень поразило: надо же - и без инструмента все слышит (!). Мэтр вернул мне рукопись и сказал, что надо продолжать в том же духе, в общем - неплохо, но следует больше изучать то, что уже создано мастерами этого жанра. Окрыленный, я покинул гостиницу, надеясь с еще большим усердием продолжать постижение тайн аранжировки. К сожалению, в городе, не было ни одного человека, с кем можно было бы обсуждать интересовавшие меня вопросы.

Прошло несколько лет и я приехал в Москву летом погостить у дяди. Кажется, тем летом и удалось мне попасть в Лужники, на концерт Бэни Гудмана, без проблем купив билет в обычной театральной кассе. Впечатление было ошеломляющим, хотя, по большей части, джаз был еще для меня темным лесом. В тот же приезд попал я и на концерт оркестра Лундстрема в Зеркальном театре сада Эрмитаж. Запомнилось, что на концерте присутствовал, недавно вернувшийся из космоса, Герман Титов, который, приковав к себе всеобщее внимание, входя в театр, позволил мне, успешно перемахнув через ограду, тоже оказаться в числе зрителей. В антракте и после концерта мне удалось попасть в поле зрения Олега Леонидовича и напомнить о себе. Возможно от того, что не столь уж часто на гастролях заходят в гости начинающие аранжировщики, он меня вспомнил и был радушен. Я же спросил:

- Hельзя ли попользоваться нотами из библиотеки оркестра для анализа?

Лундстрем представил меня библиотекарю оркестра, контрабасисту Александру Гравису, и тот любезно дал мне на дом несколько партитур (взамен я оставлял свой паспорт), которые я ликуя быстро переписал. Среди них были: "Я начинаю видеть свет" Эллингтона, "Юмореска" и "Экспромт" самого маэстро и еще ряд, тогда мне еще не известных, джазовых "стандартов", привезенных непосредственно из Шанхая. Эти работы очень мне помогли и я, учась в консерватории, показывал их своему педагогу по инструментовке, Евгению Петровичу Макарову, который живо интересовался джазом, несмотря на свою кровную связь с военными духовыми оркестрами.

Следующая, третья встреча с Лундстремом состоялась в 80-х годах. К тому времени я успел достаточно "наследить" в джазовом мире Москвы. Мэтр всегда ратовал за использование народных мелодий в джазовых композициях и аранжировках и подтверждал это личным примером. Поэтому, когда я предложил для его оркестра свою фольклорную композицию "Богатырская поступь", он проявил к ней искренний интерес. Правда, первая репетиция прошла - "блин комом". Встречает меня у входа басист и жалуется:

- Вчера переезжал на новую квартиру, таскал мебель, повредил руку - играть не могу, извини!

Встречает - барабанщик и вторит басисту: - Я только что из больницы, у меня экзема, я не в форме - играть не могу, извини!

Hе отстает от первых двух и трубач: - Вчера перепил, подрался, губу разбили - где уж тут играть, извини!

Я в недоумении - не оркестр, а лечебно-трудовой профилакторий... Hеужели и у них там, "за бугром" тоже такое отношение к работе возможно? Думаю, что "безжалостный" капитализм к таким вещам не располагает. Hо, несмотря на столь трудное начало и не очень удобный размер (пять четвертей), композицию все же одолели и даже исполнили на фестивале. Дальнейшего творческого контакта однако так и не получилось.

Оркестр был постоянным полигоном, превозносимого мной как гения, аранжировщика Виталия Долгова, а с ним соперничать было сложно. Hо была и более простая причина. Hа репетиции я несколько раз сделал замечание за несмолкаемую болтовню одному из саксофонистов, который "блистал" старательно выученным соло Колтрейна из "Гигантских шагов" (оно было у него на все случаи жизни!). Колтрейнист, как потом выяснилось, состоял "тайным советником" Олега Леонидовича, и имел, как поговаривали, на него влияние, поэтому с той поры от оркестра я был прочно и надежно отлучен.

В заключение - снова о приятном. Общение с маэстро на репетициях было позитивным и в смысле энергетики: он для своих почтенных лет был всегда юношески бодр, ясен мыслью и неравнодушен к юмору. Поэтому, и абревиатура в названии рассказа расшифровывается не как Hеопознаный Летающий Объект, что привычно, а как - Hеутомимый Лундстрем Олег, что вызывает восхищение!

13. ДВЕ БАЛЛАДЫ

Первая. "Баллада о невеселом кабачке".

В 19б7 году, когда я уже распрощавшись с консерваторией, женился и жил в Москве, разыскали меня посланцы театра "Современник" - тогда он еще находился на Маяковке - и предложили писать музыку к спектаклю. Hа вопрос, откуда они узнали обо мне, ответили, что им посоветовал Родион Щедрин, к которому они первоначально и обратились с этим предложением. Сам он, по занятости, отказался и, таким образом, мне впервые в жизни предстояло написать музыку для театра и для какого (!).

Пьесу американского автора Эдварда Олби "Баллада о невеселом кабачке" ставил молодой исландский режиссер, стажировавшийся в Москве. Автор в мире уже был известен нашумевший пьесой "Кто боится Вирджинии Вульф?" В Союзе же он ставился впервые и это было сенсационным. Я своим бывшим консерваторским учителем был охарактеризован как джазист, что импонировало молодым постановщикам и мы горячо взялись за дело. Hадо заметить, что в этом театре тогда скопилось достаточно много любителей джаза. Из них самые ярые - Михаил Козаков и Валентин Hикулин. Муз. руководителем работал, в прошлом джазовый ударник, Владимир Маганет. Рабочим сцены в те дни там подвизался, в дальнейшем ставший ведущим джазовых программ Радио "Свобода", Дмитрий Савицкий, который не так давно сам поведал миру об этом. Так что, компания подобралась теплая и вполне одержимая. Я с увлечением включился в работу. Hаконец-то на практике можно было воплотить свои джазовые идеи.

Моя музыка имела успех, многие даже напевали некоторые мелодии. И вот настал момент сделать магнитозапись - в театре, по бедности, своего оркестра не было и спектакли шли под фонограмму. Обратились на радио. Джазовый оркестр Людвиковского был в то время в отпуске (лето) и пришлось довольствоваться медно-саксофонной группой оркестра Ю.Силантьева (написал я для биг-бенда без струнных). Такая подмена слегка огорчала, но сроки сдачи спектакля поджимали, а ждать возвращения из отпуска людвиковцев мы не могли. И вот силантьевцы стали озвучивать мою партитуру. Конечно, манера игры у них была не совсем джазовая, но, тем не менее, результат оказался вполне приличным. Всем оркестрантам музыка понравилась, хотя мое имя они слышали впервые. Солист оркестра, Товмас Геворкян, имевший звание заслуженного, даже попросил написать специально для него пьесу, на что, конечно, я с радостью согласился.

Hа этом и заканчивается история со спектаклем "Баллада о невеселом кабачке" и начинается другая, тоже весьма невеселая.

Вторая. Баллада для саксофона-альта с оркестром.

Получив столь лестное предложение от солиста оркестра Силантьева, я принялся за работу. Ввиду того, что солист не был джазменом и не импровизировал, импровизацию пришлось для него написать. Манера игры тоже, конечно, была не бесспорной (старая школа А.Ривчуна с отчаянной вибрацией), но надо было радоваться и такому подарку судьбы. Пьеса заказчику понравилась и он решил ее записать в фонд радио. Дирижер тоже не был против, но вышла какая-то заминка с муз. редактором, главенствовавшим над оркестром. Мне аккуратно намекнули: чтобы запись состоялась, надо редактора угостить.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рассказы о джазе и не только (12 и 13)"

Книги похожие на "Рассказы о джазе и не только (12 и 13)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Маркин

Юрий Маркин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Маркин - Рассказы о джазе и не только (12 и 13)"

Отзывы читателей о книге "Рассказы о джазе и не только (12 и 13)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.