» » » » Евгений Пфиценмайер - В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь


Авторские права

Евгений Пфиценмайер - В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Пфиценмайер - В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Государственное издательство, год 1928. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Пфиценмайер - В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь
Рейтинг:
Название:
В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь
Издательство:
Государственное издательство
Год:
1928
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь"

Описание и краткое содержание "В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь" читать бесплатно онлайн.








В 1663 году из заполненных глиной трещин вершины Зевенкенберга близ Кведлинбурга были выкопаны многочисленные кости мамонта. Их сочли за скелет единорога, и в качестве таковых они и изображены Лейбницом.

Этот рисунок — верх фантастичности. Череп двуногого скелета напоминает череп лошади. Лоб снабжен одним из бивней, превращенным в рог, а в каждой половине челюсти находится от четырех до пяти больших, характерных для мамонта, коренных зубов. Шиповидные отростки позвонков направлены вперед, иногда вниз, а первый шейный позвонок перенесен в хвостовую часть.

В Швабии, в церкви св. Михаэля, огромный бивень мамонта снабжен следующей оригинальной надписью.


В тысяча шестьсот пятом году

Я был найден тринадцатого февраля

Близ Нейбруна в гальской стране

Вместе с огромными и длинными костями.

Скажи, любезный, кем бы я мог быть?!



Древние китайские летописи также уже упоминают о мамонте. Они считают его „зверем, живущим, подобно кроту, под землей и умирающим при виде дневного света”.

Первым императором из маньчжурской династии был ученый и просвещенный Кан-хи, управлявший Срединным царством с 1662 по 1723 год. Любитель и знаток старой китайской литературы, он в своем произведении о животном мире касается и мамонтов.

„В старинной книге Хин-кинга, — пишет он,— можно прочесть о Фен-шю, подземной крысе севера, называющейся также Ин-шю, — скрывающейся мышью, и Шю-мю, — матерью мышей. На манчжурском же языке ее называют Дшушензин-гери, то есть ледяной крысой. Далеко на севере, в стране олоссов (русских), близ моря, имеются крысы величиною со слона. Они живут в земле и умирают, едва лишь коснется их дуновение воздуха или луч солнца...”

„Мясо этих животных, — продолжает далее Кан-хи, — холодно, как лед. Оно целебно для больных лихорадкой. Имеются Фен-шю весом до десяти тысяч фунтов. Зубы их сходны с зубами слонов. Уроженцы севера делают из них миски, гребни, рукоятки для ножей и тому подобное. Я видел подобные зубы и сделанную из них утварь и верю поэтому сообщениям наших старинных книг”.

Другое старинное китайское сообщение о мамонте может быть найдено в „Сборнике манджурского языка” (издание 1771 года). Оно дает еще более ясные указания относительно находок в ледяной почве Сибири сохранившихся трупов мамонтов:

„Ледяная крыса, или крыса горных потоков, живет в земле под толстым слоем северного льда. Мясо ее съедобно. Волосы ее достигают нескольких стоп длины. Из них ткут ковры, устраняющие сырые туманы”.

Очевидно, все эти рассказы передавались на родине китайскими купцами, отправлявшимися в Сибирь по старинным караванным путям к сибирским инородцам для обмена пушнины и ископаемой слоновой кости на продукты китайского производства.

III. СКАЗАНИЯ СИБИРСКИХ ИНОРОДЦЕВ

В сказаниях якутов мамонт играет большую роль. Якуты с удивлением видели, как на обрывистых берегах их рек и озер появились трупы невиданных гигантов. Так же, как и китайцы, они старались объяснить это непонятное явление тем, что это чудовища, живущие в недрах земли и умирающие при соприкосновении с солнечными лучами.

Однако другое якутское предание называет мамонта „водяным животным”, на что указывает и его якутское название „Укила”[2]

На языке тунгусов, ископаемый слон имеет собственное имя. Он играет значительную роль в их сказаниях и суевериях. „Агдиан-Кэми” (большое животное) кажется им чрезвычайно страшным существом, так как они не в состоянии объяснить себе его появление на поверхности земли.

Увидеть труп мамонта — это одно уже, по их понятиям, приносит большие несчастья. Суеверный страх перед роковым животным идет так далеко, что они, по сообщениям многих исследователей Сибири, заболевали при виде случайно найденных трупов мамонта... от страха.

Труп мамонта, выкопанный в 1799 году в устье Лены ботаником Адамсом, был первоначально найден тунгусским старшиною Чумаковым. Этот старшина, как рассказывает Адамс, действительно нажил тяжелое нервное расстройство, после того, как его соплеменники обрушились на него с упреками за то, что он имеет дело с „Агдиан-Кэми”, несущим несчастья и болезни как самому племени, так и его оленьим стадам.



В немецкой литературе одним из старейших сообщений о находке мамонтов в Сибири является описание путешествия Избрандта Идеса. Он предпринял, в качество посланца Петра I, большое путешествие к китайскому двору. В описании этого путешествия, выпущенном в Амстердаме в 1704 году, Идее говорит о мамонтах следующее:

„Во время моего путешествия при мне находился человек, ежегодно отправлявшийся на поиски зубов мамонта. Он рассказал мне, что однажды нашел целую голову мамонта. Она появилась из-под обвалившейся замерзшей земли. Выкопав ее, они нашли мясо по большей части сгнившим. С трудом выломали они зубы, торчащие впереди морды, как и у слона, и добрались, наконец, до одной из передних ног. Отрубив ее от туловища, они захватили с собой в Туруханск один лишь сустав, равный объему человеческого туловища”.

“Рассказы об этом животном очень разнообразны, — продолжает дальше Идес. — Тунгусы и якуты говорят, что эти животные живут в земле, несмотря на то, что они замерзают во время суровой зимы. Они, по словам тунгусов, двигаются под землею, и там, где проходило это чудовище, земля приподымалась и затем снова опускалась, образуя глубокие ямы. Но, поднявшись слишком высоко и настигнутые воздухом и светом, мамонты тотчас же умирают. Вот почему так часто находят их трупы у высоких открытых речных берегов”.

„Так думают об этом животном сибирские инородцы. Но живущие в Сибири русские считают мамонта точно таким же животным, как и слон, с тем лишь отличием, что зубы его загнуты несколько больше, чем у слона. Русские думают поэтому, что до „потопа” в этих местах водились слоны и что воздух здесь был тогда более теплым. Во время „потопа” их утонувшие тела были смыты и унесены водою под землю. Климат изменился и стал холодным, и поэтому мамонты и лежат замерзшими в земле”.

Идес впервые употребляет слово „мамонт”. Но еще раньше это название приобрело права гражданства в научной литературе. В 1799 году геттингенский профессор Иоганн Фридрих Блуменбах присоединил к нему научное обозначение „Elephas primigenius".

В 1692 году амстердамский бургомистр Витзен опубликовал описание своего интересного и полного приключений путешествия на „Север и восток Татарии” (Северо-восточная Сибирь). В нем он сообщает своим современникам о находках трупов мамонтов.



Петербургская академия наук регистрировала эти сведения в течение двухсот с лишним лет. Она предписала местным властям тут же, на месте, обследовать находки и послала в Сибирь целый ряд экспедиций.

Сведения о находках трупов ископаемых гигантов начали проникать в Россию вскоре после завоевания Сибири казаками. В правление Екатерины II Академия наук была озабочена тем, чтобы возбудить интерес населения к подобного рода находкам. Назначены были награды, выдававшиеся лицам, сообщавшим о нахождении трупов ископаемых животных.

Однако местные жители более всего боялись хлопот с начальством. Они вполне основательно опасались, что будут привлечены к безвозмездной работе по раскопкам и перевозке трупа, и предпочитали умалчивать о своих находках.

Все, кто находил трупы, удовлетворялись тем, что забирали с собою наиболее ценные части. Подобными ценностями являлись бивни мамонтов и рога ископаемого носорога.

IV. НАХОДКИ МАМОНТА

Одна из первых находок была сделана казаками на Енисее в 1692 году. Понятно, однако, что это находка совершенно не была использована научно.

Следующий труп был найден около ста лет спустя, в 1787 году, вблизи дельты впадающей в Ледовитый океан Алазеи. В этом случае речь шла, по-видимому, о хорошо сохранившемся, покрытом кожей и волосами трупе. Мамонт этот был найден в стоячем положении в трещине льда. Но и эта находка не была, очевидно, ни выкопана ни изучена.

Благодаря счастливой случайности в 1799 году был открыт еще один труп мамонта, застрявший в гигантской глыбе прибрежного льда Ленской дельты. Тунгусский охотник держал свое открытие в тайне до тех пор, пока ему, наконец, не удалось выломать бивни. Он продал их в Якутске.

Здесь-то и узнал об этой находке ботаник Адамс, совершавший в ту пору свое путешествие по Сибири. Он решил отправиться к месту находки для изучения мамонта и, если это окажется возможным, то произвести раскопки.

Когда Адамс прибыл на место, мягкие части мамонта были уже по большей части уничтожены. Тунгусы кормили его мясом своих собак, большой ущерб ископаемому телу был причинен также и хищными животными. Сохранилась лишь голова с одним совершенно нетронутым глазом и ухом, да нижние части передних ног, еще покрытые льдом и замерзшей землей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь"

Книги похожие на "В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Пфиценмайер

Евгений Пфиценмайер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Пфиценмайер - В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь"

Отзывы читателей о книге "В сибирь за мамонтом. Очерки из путешествия в Северо-Восточную Сибирь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.