» » » » Сергей Нечаев - Барклай-де-Толли


Авторские права

Сергей Нечаев - Барклай-де-Толли

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Нечаев - Барклай-де-Толли" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Молодая гвардия, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Нечаев - Барклай-де-Толли
Рейтинг:
Название:
Барклай-де-Толли
Издательство:
Молодая гвардия
Год:
2011
ISBN:
978-5-235-03468-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Барклай-де-Толли"

Описание и краткое содержание "Барклай-де-Толли" читать бесплатно онлайн.



«Вождем несчастливым» назвал А. С. Пушкин блистательного русского полководца генерал-фельдмаршала князя Михаила Богдановича Барклая-де-Толли. Роль этого человека в истории Отечественной войны 1812 года и последующего Заграничного похода русской армии переоценить невозможно: он вывел войска из-под сокрушительного удара Наполеона, претворив в жизнь непопулярный, но единственно возможный план ведения войны. А через два года именно Барклай-де-Толли привел союзные армии в Париж. Судьбе и боевому пути этого человека, во многом непонятого и недооцененного современниками, посвящена наша книга.






Сначала работа над памятниками была поручена малоопытному молодому скульптору Эдуарду Шмидту фон дер Лауницу (1796–1869). В 1822 году, когда ему исполнилось 26 лет, был подписан контракт, согласно которому он должен был в течение пяти лет создать портретные статуи двух полководцев. В середине 1827 года Лауниц представил рисунки нескольких моделей памятников, однако все варианты были отвергнуты и сделано заключение, что автор не справился с ответственным заказом, а посему его исполнение было передано Академии художеств.

В августе 1827 года академия объявила конкурс, в котором предложили принять участие таким известным скульпторам, как И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов и Н. А. Токарев. Лауниц тоже был приглашен участвовать в конкурсе, однако теперь уже на общих основаниях, но, не надеясь на успех, отклонил приглашение. Отказался от участия в конкурсе и Мартос, который сослался на нехватку времени из-за других заказов.

Остальные скульпторы тоже старались всячески уклониться от конкурсной работы, хотя открыто и не отказывались от нее. Главная причина этого заключалась в строгом условии конкурса, необычном для того времени: изобразить полководцев в форменных мундирах, с полагавшимся холодным оружием и фельдмаршальскими жезлами в руках[56].

Однако прошло полгода со дня объявления конкурса, но ни одного эскиза так и не было представлено. Тогда в середине 1828 года из Рима были вызваны в Санкт-Петербург выпускники академии С. И. Гальберг и Б. И. Орловский. В конечном итоге лишь они двое и приняли участие в новом конкурсе 1829 года. Однако поскольку Самуил Гальберг категорически возражал против реалистической трактовки образов полководцев, исход конкурса был предопределен. Его победителем был объявлен талантливый скульптор Борис Иванович Орловский (1793–1837). Отметим, что его настоящая фамилия была Смирнов и он был крепостным помещика Шатилова, отпустившего его на волю.

Проекты Орловского были утверждены в мае 1834 года. Идея установки памятников перед портиками, замыкающими восточное и западное крылья колоннады Казанского собора, принадлежала В. П. Стасову.

В 1835 году опытный литейный мастер В. П. Екимов отлил из отпущенных 450 пудов (7371 кг) меди статую Кутузова. Статуя Барклая-де-Толли была отлита в 1836 году. К весне следующего года бригада каменщиков мастера С. К. Суханова закончила сооружение постаментов, и к июню на них были установлены бронзовые фигуры полководцев. Надзор за всеми работами по сооружению памятников осуществлял архитектор К. А. Тон.

«Открытие памятников происходило 29 декабря 1837 года. В И часов все войска, составляющие Санкт-Петербургский гарнизон, выстроились на Адмиралтейской площади. В полдень государь император со свитою своею, объехав ряды воинов, повел их на Невский проспект. Поровнявшись с памятником Барклая, государь остановил войско, которое сделало на караул и воскликнуло “Ура!” полководцу, начавшему военные действия в 1812 году и через двадцать месяцев приведшему русскую армию к Парижу. Потом государь таким же образом остановился у памятника Кутузова и отдал честь военачальнику, сокрушившему в сердце России силу непобедимого дотоль завоевателя, изгнавшему его из пределов наших и положившему начало всем дальнейшим успехам, к бессмертной славе русскаго оружия» [117. С. 118].

А всего за несколько дней до этого знаменательного события, 16 (28) декабря, на 45-м году жизни скончался Б. И. Орловский. Не дожил до открытия памятников и прославленный литейных дел мастер Академии художеств В. П. Екимов.

Памятники «чести народа и благодарности отечества героям» находятся в композиционном единстве с архитектурным ансамблем окружающей их площади, отлично гармонируют с колоннадой собора, как бы продолжая ее в сторону Невского проспекта. Этому способствуют, с одной стороны, умело выбранные общие размеры памятников, с другой стороны, — соотношение величины статуй и их гранитных пьедесталов.

Никаких украшений на постаментах нет, лишь на лицевых гранях выбиты лаконичные надписи: «Фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому. 1812» и «Фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли. 1812, 1813, 1814 и 1815».

Высота фигуры Барклая-де-Толли составляет «4,29 метра, общая высота памятника — 7,74 метра» [63. С. 149].


Памятник в Тарту (Эстония)

В то время, когда Б. И. Орловский уже практически закончил работать над статуей Барклая-де-Толли, возник вопрос о возведении еще одного памятника в Дерпте (Тарту), где полководец бывал довольно часто.

К составлению «рисунка сего монумента» была привлечена многочисленная группа членов Императорской академии художеств «по части скульптуры и архитектуры», и конкурс выиграл талантливый скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский (1779–1846).

Памятник Барклаю-де-Толли был решен им в виде большого бронзового бюста, поставленного на пьедестал из красного полированного гранита. Подножие памятника скульптор со всех сторон украсил исполненными из бронзы атрибутами военного снаряжения того времени: знамен, элементов обмундирования и вооружения. Он установлен в центре Тарту, на склоне холма Тоомемяги, в маленьком сквере, разбитом на площади, носящей имя полководца. Рядом возвышается церковь Святого Дионисия.

В верхней части пьедестала золочеными буквами выполнена надпись: «Генералу-фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли». Ниже на мраморной доске находится другая надпись: «Незабвенному полководцу от войск под начальством его состоявших, в память военных подвигов 1812, 1813 и 1814 годов. Сооружен в 1848 году».

Михаил Богданович изображен в военном мундире. Через плечо переброшен плащ. Характер осанки и движение головы создают образ человека сурового, замкнутого, ушедшего в самого себя.

Из-за смерти В. И. Демут-Малиновского 16 июля 1846 года, памятник был сооружен архитектором Аполлоном Феодосиевичем Щедриным и воздвигнут на средства офицеров, служивших под начальством Барклая-де-Толли. Торжественное открытие монумента состоялось 11 ноября 1849 года.


Памятник в Риге (Латвия)

19 сентября 1911 года Рижская городская дума во главе с обер-бургомистром Георгом Армитстедом также решила соорудить в Риге памятник Барклаю-де-Толли. Дума ассигновала на эти цели 25 тысяч рублей, и столько же по подписке собрали местные жители.

Место для памятника было выбрано великолепное — в сквере около Кафедрального собора, на углу Александровского бульвара и Елисаветинской улицы.

На объявленный конкурс было представлено более сорока проектов памятника, большинство из которых было прислано из-за границы — в частности, из Германии, Франции, Венгрии и Финляндии.

11 июня 1912 года газета «Рижская мысль» писала по поводу представленных на конкурс проектов:

«Невелика скульптура наших дней, и требовать от нее многого не приходится, но неудовлетворенность большинства выставленных в городском художественном музее проектов памятника Барклаю-де-Толли превосходит все ожидания. <…> Главная масса поражает своим однообразием. Двадцать, если не больше, фигур созданы по одному и тому же избитому образцу — пьедестал из камня или железа, и статуя Барклая всюду одна и та же, с лишь немного видоизменяющеюся головой. Большинство фигур негармоничных, малоестественных, отличающихся грубостью членов и небрежностью линий; все они тяжелые, неудачно коренастые, с грубым лицом. <…> Есть на выставке и около десятка групп, но все они, за исключением одной, неудачны. <…> Группа № 25 единственная, которая позволяет глазу отдохнуть, от остальных же проектов веет непроходимой скукой» [128. С. 253].

Жюри в составе профессора скульптуры Роберта Дица из Дрездена, академика и скульптора Санкт-Петербургской академии художеств Р. К. Залемана и рижского городского архитектора Рейнгольдта Шмелинга единогласно отдало свои симпатии трем проектам памятника Барклаю-де-Толли одного и того же автора — профессора скульптуры Вильгельма Вандшнайдера (1866–1944) из Берлина, присудив ему все три первые премии.

Та же «Рижская мысль» писала:

«Все три проекта задуманы… очень просто: на каменном пьедестале высится во весь рост и в военном генеральском костюме статуя Барклая-де-Толли; разница между отдельными проектами в позе и одеянии. № 40, получивший первую премию, изображает Барклая в шинели, опирающегося на саблю обеими руками и глядящего мужественно и просто вперед. Художник сумел придать выражению этой статуи много благородства и величия, нисколько не нарушая правдивости и натуральности. Памятник прост, естествен и гармоничен, в нем много вкуса, образцовая выдержка линий и законченность деталей; компоновка прекрасная; стиль вполне выдержанный. № 36, получивший вторую премию, изображает Барклая в боевом одеянии, без шинели: левая рука его опирается на саблю, правая со свитком… лицо вполоборота к туловищу и более чем следует надменное. Этот проект выполнен тоже образцово, но в нем правая рука в плече и левая в целом едва заметно дисгармонируют с осанкой. Но памятник производит вполне выгодное впечатление. № 39, получивший третью премию, дает того же, что и два первых, Барклая, но во французской позе со скрещенными на груди руками, задумчиво глядящего вдаль; на этой модели лицо Барклая наименее надменное, и весь он как будто иной» [128. С. 254].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Барклай-де-Толли"

Книги похожие на "Барклай-де-Толли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Нечаев

Сергей Нечаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Нечаев - Барклай-де-Толли"

Отзывы читателей о книге "Барклай-де-Толли", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.