» » » » А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина


Авторские права

А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина

Здесь можно скачать бесплатно "А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Издательство АСТ, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина
Рейтинг:
Название:
Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина
Издательство:
Издательство АСТ
Год:
2003
ISBN:
5-17-019107-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина"

Описание и краткое содержание "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина" читать бесплатно онлайн.



ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА






Наши солдаты не без оснований называли пушку РАКЗб(r) «гадюкой» или «коброй». Несколько десятков пушек РАК 36(r) было захвачено советскими войсками под Сталинградом. Часть трофейных «гадюк» поступила на вооружение наших истребительно-противотанковых дивизионов.

Грабин писал:

«Одну такую пушку доставили инспектору артиллерии. Комкор Воронов пригласил начальника ГАУ и меня для ознакомления с “немецкой новинкой”. Осмотрев ее, я установил, что гитлеровцы разгадали наш замысел, заложенный в конструкцию Ф-22 еще в 1935 г. Они расточили камору (мы так и думали сделать), благодаря чему увеличили мощность, поставили дульный тормоз, перенесли привод подъемного механизма на левую сторону, уменьшили угол

возвышения и таким образом создали мощную пушку для борьбы с нашими танками. Кроме того, модернизировав таким образом нашу Ф-22, они установили ее на гусеничное шасси, т. е. создали самоходную пушку.

Во время осмотра Воронов спросил меня:

— Не смогли бы и мы повысить мощность нашей дивизионной пушки?

Я ответил:

— Мы могли бы модернизировать Ф-22 образца 1936 г., но я не знаю, сколько их в армии и смогут ли их поставить на завод для модернизации. Можно заново организовать валовое производство пушек, но это сопряжено с большими трудностями, так как нет технологического оснащения.

На это Воронов ничего не сказал»*.

Немцы по достоинству оценили и дивизионные 76-мм пушки УСВ обр. 1939 г. Они использовали трофейные УСВ в качестве полевых (дивизионных) орудий, присвоив им название 7,62-см F.K.39. Точное число пушек УСВ, использованных немцами, установить не удалось, но к марту 1944 г. вермахт располагал 359 такими орудиями, из которых 295 находились на Восточном фронте, 24 — во Франции и 40 — в Дании.

В качестве противотанковой пушки УСВ немцы не применяли, так как еще штатные (советские) бронебойные снаряды при стрельбе по танку Т-34 на дистанции до 600 м пробивали только нижнюю вертикальную броню корпуса.

В 1943—1944 гг. румыны попытались использовать 76-мм пушку ЗИС-3 для создания самоходной противотанковой пушки на шасси чешского танка «Шкода R.2». Вес установки составил 11,5 т, лобовая броня корпуса — 25 мм, боекомплект — 30 выстрелов, скорость хода — до 35 км/ч. Всего была изготовлена 21 САУ. Эти установки оказались неэффективными для действий против танков Т-34, и дальнейшее переоборудование танков «Шкода R.2» было прекращено. Остальные танки румыны хотели оснастить 88-мм германскими противотанковыми пушками, но капитуляция Румынии в августе 1944 г. сорвала эти планы. Кстати, одна самоходная установка «Шкода R.2» сохранилась до сих пор и находится в военном музее в Бухаресте.

* Грабин В.Г. Оружие победы. С. 230.

Германское командование очень высоко оценило и 57-мм грабинские пушки ЗИС-2, захваченные вермахтом в 1943—1944 гг. В немецких войсках ЗИС-2 получила название «5,7-см РАК 208(r)*.

Оценка грабинских пушек, действовавших на стороне противника, вопрос весьма сложный и деликатный. В Приложениях есть две статистические таблицы (№ 20 и № 21), а выводы пусть делает читатель.

Самоходная установка СУ-76


В годы войны было создано несколько опытных самоходных артиллерийских установок с 76-мм пушкой ЗИС-3. Так, на базе тяжелого танка Т-60 была создана открытая установка ОСУ-76. Двигатель установки мощностью 50 л. с. был взят от автомобиля ГАЗ М-1. Пушка ЗИС-3 устанавливалась в корме. Угол вертикального наведения пушки составлял от —5° до +12°, угол горизонтального наведения был 20°, боекомплект — 30 выстрелов. Вес установки достигал 4,2 т. Был изготовлен опытный образец установки, но на вооружение ОСУ-76 не приняли.

Закрытая установка СУ-12 была создана на шасси легкого танка Т-70. Полевая пушка ЗИС-3 устанавливалась в СУ-12 без каких-либо изменений. Первоначально лобовая коробка пушки была прикреплена к переднему броневому листу корпуса, а укороченная трубчатая станина — к бортовым листам. В дальнейшем лобовая коробка и станины были заменены поперечной балкой, приваренной к корпусу машины, на которой крепился верхний станок. Кроме того, выходящие за броню корпуса противооткатные устройства были прикрыты подвижной бронировкой, а возникший в результате этого перевес качающейся части на дуло устранялся грузом, прикрепленным к люльке.

Угол вертикального наведения установки составил от —2,5° до +25°, угол горизонтального наведения 30°. Боекомплект — 30 выстрелов. Скорострельность по руководству службы достигала 15 выстрелов в минуту, но фактически не превышала 6 выстрелов в минуту.

Силовая установка состояла из двух двигателей ГАЗ-202 мощностью по 70 л. с. каждый, которые обеспечивали максимальную скорость по шоссе до 44 км/ч.

Толщина лобовой брони 35 мм.

Государственные испытания СУ-12 начались в декабре

1942 г. Испытания выявили ненадежность трансмиссии и привода ведущих колес, из-за чего возникали частые поломки. После доработки установка была принята на вооружение под индексом СУ-76.

Всего выпустили 360 установок СУ-76. Выпуск машин был прекращен из-за выявленных дефектов и ненадежности ряда узлов, в том числе мотоустановки с параллельноспаренными двигателями, расположенными в передней части корпуса, и коробки передач.

В конце 1943 г. установку СУ-76 модернизировали, и она получила индекс СУ-76М. На ней сняли броневую крышу, установили 7,62-мм пулемет, моторы ГАЗ-202 заменили на ЗИС МФ. Также была изменена силовая передача.

Всего с 1943 г. по май 1945 г. промышленность сдала 11 442 установки СУ-76 и СУ-76М.

Первоначально установки СУ-76 поступали на вооружение самоходных артиллерийских полков танковых, механизированных и кавалерийских корпусов. К 1 июня 1943 г. в составе танковых и механизированных корпусов было 35 установок, а в составе кавалерийских корпусов — 9.

В апреле 1944 г. в состав стрелковых дивизий был введен отдельный самоходный артиллерийский дивизион в составе трех батарей по четыре установки СУ-76 и одна установка командира дивизиона.

Всего к 1 июня 1944 г. в составе дивизий имелось 319 установок СУ-76. Кроме того, 643 установки было в составе корпусной артиллерии и 1281 установка в частях артиллерии РВГК.

К 1 мая 1945 г. число установок СУ-76 в составе дивизионной артиллерии составило 644, корпусной — 515 и частей РВГК — 1314, т. е. всего 2473 установки.

Можно сказать, установки СУ-76 были «рабочими лошадками войны». Сопоставив данные производства СУ-76 и число установок, состоявших на вооружении к маю 1945 г., нетрудно оценить их огромные потери в годы войны.

Кроме установок СУ-76 и СУ-76М, на фронтах Великой Отечественной войны применялись и 76-мм самоходные установки СУ-76И. Эти установки были созданы на шасси трофейных германских танков T-III. С трофейных танков снимались башни, а взамен ставились броневые рубки. Установки оснащались грабинскими 76-мм танковыми пушками Ф-34. Пушка цапфами рамки устанавливалась в под-цапфенниках амбразуры люльки. Угол вертикального наведения составлял от —3° до +20°, угол горизонтального наведения 30°. Боекомплект — 96 выстрелов. Лобовая броня корпуса — 50 мм. Вес установки 22,5 т. Максимальная скорость передвижения по шоссе достигала 50 км/ч. Экипаж — 4 человека. Практическая скорострельность 5—6 выстрелов в минуту.

Всего в установки СУ-76И переделали до 200 танков T-III.

В заключение стоит сказать пару слов и об оригинальной колесной самоходной пушке КСП-76. Опытная установка была создана в 1944 г. в КБ Горьковского автозавода под руководством В.А. Грачева. В качестве шасси был взят полноприводной грузовой автомобиль ГАЗ-63 с базой 3200 мм. Корпус установки был сварен из броневых листов и открыт сверху. Рулевое управление и сиденье водителя размещены справа спереди, командир-наводчик размещался слева, а заряжающий — в кормовой части на откидном сиденье слева от пушки.

Вращающаяся часть 76-мм пушки ЗИС-3 была поставлена на установку КСП-76 почти без изменений. Выступающая часть пушки брони не имела. Угол вертикального наведения составлял от —3° до +15°, угол горизонтального наведения 37°. Боекомплект — 54 выстрела. Двигатель ГАЗ-11 мощностью 85 л. с. позволял развивать скорость по шоссе до 62,5 км/ч. Толщина лобовой брони 16,5 мм. Экипаж — 3 человека. Вес установки 5,4 т. САУ имел очень низкий силуэт — ее высота составляла всего 1550 мм, что являлось большим достижением для противотанковой пушки. Зато и клиренс не превышал 273 мм.

Установка КСП-76 имела недостаточную проходимость, да и для 1944 г. пушка ЗИС-3 была слишком слаба и не в состоянии бороться с танками «Тигр» и «Пантера». В результате КСП-76 так и не была принята на вооружение.

Разработка 76-мм дивизионных и противотанковых пушек с баллистикой 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г.


Основанием для начала работ над 76-мм дивизионной пушкой ЗИС-13 в КБ Грабина послужил Приказ по Наркомату вооружений от 14 июня 1940 г. Патроны и баллистика пушки взяты от 76-мм зенитной пушки обр. 1931 г. Лафет принадлежал серийной 76-мм пушке УСВ. ЗИС-13 отличалась от нее только свободной трубой ствола и усиленным тормозом отката. Длина ствола 54,8 калибра, вес осколочно-фугасного снаряда 6,61 кг, начальная скорость 813 м/с.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина"

Книги похожие на "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Широкорад

А. Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Широкорад - Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина"

Отзывы читателей о книге "Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.