Иван Киреевский - Разум на пути к Истине

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Разум на пути к Истине"
Описание и краткое содержание "Разум на пути к Истине" читать бесплатно онлайн.
Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) — выдающийся русский мыслитель, положивший начало самобытной отечественной философии, основанной, по словам его, на живой вере «как высшей разумности и существенной стихии познания» и на многовековом опыте восточнохристианской аскетики.
В настоящий сборник включены все философские и публицистические работы И.В. Киреевского, отразившие становление и развитие его православного христианского миросозерцания. «Записка об отношении русского народа к царской власти» и «Каких перемен желал бы я в теперешнее время в России?», а также основной корпус переписки И.В. Киреевского и его духовного отца, преподобного Макария (Иванова), старца Оптиной пустыни, издаются впервые. Впервые в России приходит к читателю и «Дневник» И.В. Киреевского, ранее публиковавшийся только на Западе.
Книга снабжена обширными комментариями и аннотированным указателем имен.
Издатели надеются, что сборник произведений Ивана Васильевича Киреевского много послужит духовному образованию как православных христиан, так и всех просвещенных знатоков и любителей отечественной философской мысли.
10
Равноапостольный царь Константин Великий († 337) — рим. император, сын равноап. царицы Елены. В правление Константина Великого гонения на христиан прекратились, христианство вошло в число признанных государством религий, был созван Первый Вселенский Собор в Никее, построено много христианских храмов на Святой Земле и в новой столице империи — Константинополе. Сам Константин принял Крещение только перед кончиной.
11
В силу исторических обстоятельств в VII–VIII вв. рим. папы приобрели в Западной Римской империи огромный политический авторитет
С 756 г. франкский король Пипин Короткий, основатель династии Каролингов, передал одному лицу — папе римскому Стефану II († 756) — управление Римской областью, что стало началом светской власти пап. В XIII в. авторитет рим. папы был непререкаем уже по всей Европе. До 1870 г. папы удерживали государственную власть в Римской области. См. также: Наст изд. С. 172.
12
Галилео Галилей (Galilei) (1564–1642) — итал. ученый-естествоиспытатель, последователь Н. Коперника в учении о строении солнечной системы. В 1633 г. был подвергнут суду инквизиции, вынудившему ученого отречься от учения Коперника.
13
Генрих IV (Heinrich IV) (1050–1106) — герм. король и император Священной Римской империи. При столкновении в Саксонии политических интересов Генриха IV и папы рим. Григория VII Гильдебранда последний отлучил короля от церкви. Запрещение было снято только после поездки Генриха IV в Италию, когда он, во власянице, босой, в зимнюю стужу три дня умолял папу о прощении и обещал исполнить все его требования.
14
Хотя Северо-Американские Штаты получили государственную независимость в 1776 г., однако их территориальные границы оформились лишь к 1867 г, а политический вес США приобрели после Первой мировой войны.
15
Уже император Констанций II, сын Константина Великого (тем более следующие правители империи — Юлиан Отступник, Валент), притеснял христиан, поддерживая арианство — ересь, отвергавшую Божество Господа нашего Иисуса Христа и потому осужденную на I Вселенском Соборе. При императоре Льве II Исаврианине и его наследниках — Константине V Копрониме, Льве IV Хазаре — была воздвигнута иконоборческая ересь, осужденная на VII Вселенском Соборе.
В XIV в. в споре о Божественном нетварном свете Церковь встала на сторону исихастов, приняв их учение, изложенное свт Григорием Паламой, а варлаамиты — противники исихастов — были осуждены на Поместных Константинопольских Соборах 1341–1368 годов. Однако государственная власть некоторое время все же поддерживала еретиков. Начиная с XII в. Византийская империя постоянно подвергалась ударам турок и крестоносцев. В попытках предотвратить уничтожение государства византийские императоры искали союза с Римом, союза, который был возможен только при подчинении Восточной Церкви папе. В 1274 г. на Лионском соборе представителями Рима и Византии была подписана уния, по которой Восточная Церковь признавала главенство папы, католическое учение о чистилище и Filioque, но при этом для православных допускались брак белого духовенства, богослужение на родных языках и сохранение восточных церковных обрядов. Однако уния, официально принятая, не была признана народом и фактически не была введена в Византии.
16
Равноапостольный великий князь Владимир († 1015) княжил на Киевском престоле с 978 г., принял Святое Крещение и много содействовал распространению христианства на Руси.
17
Царь Иван IV Васильевич Грозный (1530–1584) — в 1547 г. при вступлении на престол Ивана, вел. кн. Московского, был впервые совершен Чин венчания на царство и вел. кн. стал перв. рус. Царем. В начале царствования дважды собирал Земские соборы для принятия важнейших государственных и церковных решений. Для борьбы с подозреваемыми недовольными и заговорщиками и для ослабления княжеской аристократии в 1565 г ввел опричнину, имевшую самые тяжелые последствия.
18
Святитель Филипп II, митрополит Московский и всея Руси († 1569), в 1566 г из игум. Соловецкого Зосимо-Савватиевского монастыря был возведен на кафедру За исполнение своего долга печалования перед Иваном Грозным за его подданных, тяжко страдавших от опричнины, святитель в 1568 г. был лишен сана митрополита, отправлен в заточение и там задушен.
Мощи святителя, увезенные в Соловецкий монастырь, были в 1652 г. при Царе Алексее Михайловиче перенесены в Москву и положены в Успенском соборе Кремля.
19
В европейских государствах евреи получили политические права только после революционных волнений 1848 года.
Зд. И.В. Киреевский намекает на Франкфуртский парламент — общегерманское национальное собрание (в состав которого входили и евреи), избранный всеобщим голосованием и заседавший в 1848–1849 гг. во Франкфурте-на-Майне в соборе Св. Павла. См. также примеч. 4 на с. 468 и примеч. 21 на с. 482.
Письмо к А.И. Кошелеву
Перв. публ.: Колюпанов Н.П. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. 2, прил. С. 94–99. Публ. по: Киреевский И.В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 19.11.1 2. С. 273–280.
Продолжая предыдущее письмо, И.В. Киреевский одновременно отвечает на письмо А.И. Кошелева от 20 сентября 1853 г. (см.: Колюпанов Н.П. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. 2, прил. С. 85–94).
1
С целью противостоять распространению так называемого старообрядческого раскола правительство с 1685 г было вынуждено принимать репрессивные законы, а также ограничивать раскольников в их гражданских правах.
2
Ср.: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем…» (Последование ко Святому Причащению).
3
Луи Блан (Blanc) (1811–1882) — фр. политический деятель Второй республики, поборник идеи государственного регулирования труда, производства и потребления через систему общественных мастерских.
4
Имеется в виду католическая Европа до начала эпохи Реформации.
5
Устав монашеского общежития святителя Василия Великого, изложенный в его сочинениях «Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах», «Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах» и «Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве», получил широкое распространение в монастырях Востока.
Записка о направлении и методах первоначального образования народа в России
Перв. публ.: Müller Е. Russischer Intellekt in europäischer Krise. Ivan V Kireevsky (1806–1856). Köln; Graz, 1966. S. 485–496. Публ. по: Киреевский И.В. Критика и эстетика. 2-е изд. М., 1998. С. 417–426.
В 1839 г И.В. Киреевский был выбран почетным смотрителем Белевского уездного училища и эту должность занимал до своей кончины. Уездные училища назывались так по месту своего нахождения (в уездных городах). Уездные училища считались начальными учебными заведениями 2-й ступени (после приходских училищ) и предназначались для обучения мещанских и купеческих детей (в течение трех лет). В уездных училищах преподавались Закон Божий и священная история, рус. язык, арифметика и геометрия, география, рус. и всеобщая история, чистописание, черчение и рисование.
Приняв на себя обязанности почетного смотрителя, И.В. Киреевский должен был не только заботиться о материальном благосостоянии училища, держать под надзором его хозяйственную часть, но и следить за его управлением, присутствуя на педагогических советах.
1
Догматами веры называют богооткровенные умозрительные истины, содержащие в себе учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, которые определены и исповедуются Вселенской Церковью и общеобязательны для всех ее членов. Богословское обоснование догматов составляет содержание догматики. В курс Закона Божия, преподаваемого в начальных учебных заведениях, входило изложение догматов веры.
2
Преподавание Закона Божия в начальных школах было введено в России, как и в Европе, в кон. XVII! в., одновременно с формированием системы начальных учебных заведений. Закон Божий как учебный предмет начальной школы слагался из церковных молитв, священной истории, катехизиса и объяснения богослужения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Разум на пути к Истине"
Книги похожие на "Разум на пути к Истине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Киреевский - Разум на пути к Истине"
Отзывы читателей о книге "Разум на пути к Истине", комментарии и мнения людей о произведении.