Иван Киреевский - Разум на пути к Истине

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Разум на пути к Истине"
Описание и краткое содержание "Разум на пути к Истине" читать бесплатно онлайн.
Иван Васильевич Киреевский (1806–1856) — выдающийся русский мыслитель, положивший начало самобытной отечественной философии, основанной, по словам его, на живой вере «как высшей разумности и существенной стихии познания» и на многовековом опыте восточнохристианской аскетики.
В настоящий сборник включены все философские и публицистические работы И.В. Киреевского, отразившие становление и развитие его православного христианского миросозерцания. «Записка об отношении русского народа к царской власти» и «Каких перемен желал бы я в теперешнее время в России?», а также основной корпус переписки И.В. Киреевского и его духовного отца, преподобного Макария (Иванова), старца Оптиной пустыни, издаются впервые. Впервые в России приходит к читателю и «Дневник» И.В. Киреевского, ранее публиковавшийся только на Западе.
Книга снабжена обширными комментариями и аннотированным указателем имен.
Издатели надеются, что сборник произведений Ивана Васильевича Киреевского много послужит духовному образованию как православных христиан, так и всех просвещенных знатоков и любителей отечественной философской мысли.
5
Франсуа де Салиньяк де Ла Мот Фенелон (Fénelon) († 1715) — фр. католический архиепископ, писатель и проповедник, представитель квиетизма (фр. quiétisme [лат. quietus — спокойный]). Автор нескольких философских трактатов, в тч. сочинения в защиту квиетизма: «Изъяснение правил святых о внутренней жизни» (1697). Под квиетизмом понимают распространившееся в XVII в. созерцательное направление западноевропейской мистики, которое стремилось дополнить католическое учение о спасении через доброделание необходимостью очищения души для соединения ее с Богом. Идеи квиетизма восходят к творениям сщмч. Дионисия Ареопагита, прп. Максима Исповедника, богослова И.-С. Эригены и католических мистиков Терезы Авильской, Иоанна Креста. Квиетизм имел некоторые общие черты с учением об умной молитве, известным на православном Востоке как исихазм.
6
Блез Паскаль (Pascal) (1623–1662) — фр. философ, на мировоззрение которого решительное влияние оказал Янсений. Паскаль превыше всего ставил врожденные чувства, из которых самое сильное и самое важное есть любовь — источник всего великого, возвышенного и благородного, роднящий человека с Творцом. С 1655 г. и до своей кончины Паскаль жил в Пор-Рояле. Его сочинение «Письма к провинциалу» (1656–1657), изданное в разгар полемики янсенистов с иезуитами, придало этой полемике общественно-нравственный характер и сильно поколебало авторитет последних.
Рукописи философа, представлявшие собой фрагменты большого неоконченного сочинения в защиту христианства, были разобраны и изданы под названием «Мысли» (1669). См. также статью И.В. Киреевского «Сочинения Паскаля, изданные Кузенем» (перв. публ.: Москвитянин. 1845. № 3, отд. «Науки». С. 73–78).
7
Жанн-Мари Гюйон (Guyon) (1648–1717) — представительница квиетизма, оказавшая влияние на мировоззрение Фенелона. Проповедуемое Гюйон учение вызвало протесты католического духовенства. Комиссия теологов, которую возглавил Ж.-Б. Боссюэ, признала учение еретическим и заставила Гюйон в 1693 г. подписать отречение от него. Фенелон вступил по этому поводу в полемику с Боссюэ и также подвергся опале.
8
Этьенн Бонноде Кондильяк (Condillac) (1715–1780) — фр. философ, сотрудник «Энциклопедии» Дидро. На философские взгляды Кондильяка повлиял Локк. Интерпретации его теории Кондильяк посвятил «Опыт исследования происхождения человеческих знаний…» (1746). Кондильяк пытался создать философию, фундаментом которой стало бы научное знание. Философ утверждал зависимость деятельности разума от чувств и ощущений, те. опыта.
9
Клод-Адриан Гельвеций (Helvetius) (1715–1771) — фр. философ, один из предтечей Французской революции. В своих сочинениях (см., напр.: «О человеке…» [1773]) Гельвеций проводил мысль об ощущениях как единственном источнике человеческого опыта, критиковал представления о естественном неравенстве людей.
10
Элеатами называют представителей древнегреч. философской школы (VI–V вв. до Р.Х.), которая существовала в г Элее (Южная Италия). Наиболее известными элеатами были Парменид и Зенон Элейский. Считая мышление тождественным бытию, элеаты впервые сформулировали некоторые фундаментальные вопросы диалектики.
11
Сочинение Платона «Парменид» представляет собой беседу об идеях между Парменидом (VI–V до Р.Х.), Зеноном Элейским и молодым еще Сократом, будущим учителем Платона.
12
Гераклит (кон. VI — нач. V до Р.Х.) — древнегреч. философ, основоположник диалектики — учения о вечности бытия, его постоянном изменении и переходе из одной противоположности в другую. Его учеником, в смысле преемственности диалектического учения, И.В. Киреевский называет Платона.
13
Два направления древнегреч. философии — стоики и эпикурейцы — возникли в III в. до Р. X. в Афинах. Основоположником школы стоиков считают Зенона из Китиона, но основные идеи его восходят к Сократу. Согласно Зенону, человек обязан добровольно следовать требованиям долга-необходимости, те. находиться в согласии с природой, и добродетель — единственное благо в жизни человека. Стоицизм имел многовековую историю (его представителей находим еще во II в. по Р.X.) и оказал большое влияние на дальнейшее развитие философии. Школа эпикурейцев носит имя своего основателя. Основная идея философии Эпикура: счастье заключается в удовольствии, удовольствие — это отсутствие страдания: самое естественное удовольствие — удовлетворение самых необходимых потребностей.
14
Новоплатоники — одно из философских течений поздней античности (III–VI), глубоко и основательно систематизировавшее философские концепции Платона и Аристотеля. Родоначальник новоплатонизма — греч. философ Плотин. Идеи новоплатоников проявились в творениях сщмч. Дионисия Ареопагита, свтт Григория Богослова, Григория Нисского, прп. Максима Исповедника.
15
Имеется в виду Александр Великий (356–323 до Р.Х.) — царь Македонии, создатель крупнейшего в античном мире государства; был воспитанником Аристотеля.
16
Марк Туллий Цицерон (Cicero) (106-43 до Р.Х.) — рим. государственный деятель, адвокат оратор, писатель и философ; идеолог Римской республики. Один из создателей классического лат. литературного языка. В философии синтезировал скептицизм с практическим стоицизмом — неуклонным следованием нравственному закону. Был убит по приказу Марка Антония.
17
Пексаны — артиллерийские орудия, названные по имени их изобретателя, Анри-Жозефа Пексана (Paixhans) (1783–1854), впервые стали применяться в армии Наполеона.
18
Мученик Иустин Философ († 166) — учитель Церкви, один из перв. христианских писателей, с проповедью Евангелия путешествовал по Азии и Европе, автор апологетических сочинений «В защиту христиан» (150–162), «Разговор с Трифоном Иудеем» (после 160). Пресвитер Климент Александрийский (Тит Флавий) (? — ок. 215) — учитель Церкви; стоял во главе знаменитой александрийской богословской школы. В его трилогии «Протрептик», «Педагог» и «Строматы» содержится перв. систематизация как христианского вероучения, так и основ христианской нравственности и определяется отношение христианства к культуре и философии. Ориген (ок. 185–253/254) — богослов и философ, после Климента Александрийского начальствовал в александрийской богословской школе, составил обширные комментарии на тексты Священного Писания. Некоторые положения учения Оригена о Боге Сыне расходятся с православной догматикой. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский († 373), — обличитель арианской ереси на Никейском Соборе, за что претерпел многолетние гонения со стороны сочувствующей арианам светской власти. Оставил значительное богословское наследие, наиболее известны его противоарианские сочинения. Василий — святитель Василий Великий. Далее неясно, о ком из двух святителей говорит И.В.Киреевский — о свт. Григории Богослове или свт. Григории Нисском. Святитель Григорий Богослов, называемый также Назианзин, архиепископ Константинопольский († 389), — Вселенский учитель, сподвижник свт Василия Великого, в богословских сочинениях свт. Григория глубоко разработано православное учение о Святой Троице. Святитель Григорий, епископ Нисский († после 394), — младший брат свт. Василия Великого; богословские сочинения свт Григория единомысленны с творениями свтт Василия Великого и Григория Богослова.
19
Имеется в виду католическое учение о Filioque (исхождении Святаго Духа от Отца и Сына). См. примеч. 4 на с. 455–456.
20
Вероятно, зд. речь идет о папе римском Льве IX († 1054), возглавлявшем Римскую церковь в 1049–1054 гг., борьба которого против Константинопольского Патр. Михаила Кирулария привела в 1054 г к окончательному отторжению Рима от Вселенской Церкви.
21
Декреталии— указы рим. пап, имеющие для Католической церкви силу законов.
22
Филипп Меланхтон (Melanchton) (1497–1560) — нем. протестантский теолог; ближайший сподвижник М. Лютера, составитель «Аугсбургского исповедания». Его деятельность как реформатора отличало постоянное стремление к компромиссу с католицизмом. Интересно отметить, что Меланхтон преподавал в Виттенбергском университете греч. язык (и, следовательно, имел возможность познакомиться с творениями св. отцов христианского Востока) и что он послал в Константинополь греч. перевод «Аугсбургского исповедания».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Разум на пути к Истине"
Книги похожие на "Разум на пути к Истине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Киреевский - Разум на пути к Истине"
Отзывы читателей о книге "Разум на пути к Истине", комментарии и мнения людей о произведении.