» » » » Валерий Аджиев - Мифы о безопасном ПО - уроки знаменитых катастроф


Авторские права

Валерий Аджиев - Мифы о безопасном ПО - уроки знаменитых катастроф

Здесь можно скачать бесплатно "Валерий Аджиев - Мифы о безопасном ПО - уроки знаменитых катастроф" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Мифы о безопасном ПО - уроки знаменитых катастроф
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мифы о безопасном ПО - уроки знаменитых катастроф"

Описание и краткое содержание "Мифы о безопасном ПО - уроки знаменитых катастроф" читать бесплатно онлайн.








Необходимость модернизации ПО диктовалась периодическим обновлением аппаратной базы, добавлением функциональности, а также происходило по причине необходимости исправления выявленных дефектов. По оценке независимых экспертов, эти модификации поначалу не сопровождались должными процедурами по поддержке безопасности, однако, случившаяся в 1986 г. авария с кораблем Challenger, которая хотя и произошла по причинам, не связанным с ПО, послужила толчком к пересмотру всей политики NASA в области безопасности, затронув и область ПО.

Наконец, вряд ли справедливо мнение, что все более входящий в практику принцип повторного использования ПО дает повышенные гарантии безопасности.

Мысль о том, что использование имеющего длительную историю и уже зарекомендовавшего себя с положительной стороны модуля, равно как и "коробочного" продукта, дает гарантии отсутствия в нем ошибок, весьма естественна с точки зрения "здравого смысла" и способна притупить бдительность. а самом деле повторное использование программных модулей может и понизить безопасность по той простой причине, что данные модули изначально разрабатывались и отлаживались для использования в ином контексте, а спецификация обычно не дает исчерпывающего отчета о всех видах возможного поведения модуля (произошедшая с Ariane 5 авария имеет основной причиной именно повторное использование модуля с некорректной для изменившегося контекста спецификацией).

В случае с Therac-25 большой вклад в произошедшие инциденты внесли модули, изначально разработанные для предыдущей версии системы (Therac-20) во всяком случае, было точно установлено, что именно ошибки в этих повторно-используемых модулях вызвали по крайней мере два смертных случая.

Причем, эти ошибки (как уже было установлено задним числом) проявлялись и при работе Therac-20, но та система была устроена так, что массивного переоблучения не происходило, а потому и процесс коррекции ошибок не запускался.

Можно привести еще несколько любопытных иллюстраций к проблемам, связанным с повторным использованием. Так, попытка внедрить в Англии программную систему управления воздушным движением, которая до того несколько лет успешно эксплуатировалась в США, оказалась сопряжена с большими трудностями ряд модулей весьма оригинальным образом обращались с информацией о географической долготе: карта Англия уподоблялась листу бумаги, согнутому и сложенному вдоль Гринвичского меридиана, и получалось, что симметрично расположенные относительно этого нулевого меридиана населенные пункты накладывались друг на друга. В Америке, через которую нулевой меридиан не проходит, эти проблемы никак не проявлялись. Аналогично, успешно функционировавшее авиационное ПО, изначально написанное с неявным прицелом на эксплуатацию в северном полушарии, создавало проблемы, когда его стали использовать при полетах по другую сторону экватора. аконец, ПО, написанное для американских истребителей F-16, явилось причиной нескольких инцидентов, будучи использованным израильской авиацией при полетах над Мертвым морем, которое, как известно, находится ниже уровня моря. Это лишний раз подтверждает мысль, что безопасность ПО нельзя оценивать в отрыве от среды, в контексте которой эксплуатируется вся система.

О "корректном" ПО

Заветная мечта (не столько программистов, сколько потребителей), чтобы в ПО не было ошибок, увы, никак не исполняется. И иллюзий на этот счет уже не осталось. Соответственно, утверждение, что тестирование ПО и/или "доказательство" его корректности позволяют выявить и исправить все ошибки, можно признать тем мифом, в который мало кто верит.

Причина очевидна. Прежде всего, исчерпывающее тестирование сложных программных систем невозможно в принципе: реально проверить только небольшую часть из всего пространства возможных состояний программы. В результате, тестирование может продемонстрировать наличие ошибок, но не может дать гарантию, что их нет. Как ядовито замечают Жезекель и Мейер [2], собственно, сам запуск Ariane 5 и явился весьма качественно выполненным тестом; правда, не каждый согласится платить полмиллиарда долларов за обнаружение ошибки переполнения.

Что же касается использования математических методов для верификации ПО в плане его соответствия спецификации, то оно (несмотря на оптимизм, особенно явный в 70-х г.) пока не вошло в практику в сколько-нибудь значительном масштабе, хотя и сейчас некоторые влиятельные специалисты продолжают утверждать, что это непременно случится в будущем. Вопрос, реалистично ли ожидать, что для систем масштаба Ariane 5 возможно выполнить полный цикл доказательства правильности всего ПО, остается открытым. ет сомнений, однако, что для отдельных подсистем такая задача может и должна ставиться уже приводились аргументы о полезности использования формальных методов при разработке механизмов синхронизации в Therac-25.

Формальные методы разработки это тема специального большого разговора. Здесь же в качестве примера формального подхода, имеющего промышленные перспективы, упомянем только "B-Method" [9], получивший недавно широкое паблисити в связи с созданием ПО для автоматического управления движением на одной из линий парижского метро. Разработчик метода Жан-Раймон Абриал (J.-R.

Abrial), до того известный как создатель формального метода Z (вошедшего в учебные программы всех уважающих себя университетов), использовал идеи таких классиков, как Эдсгар Дийкстра (E.W.Dijkstra) и Тони Хоар (C.A.R.Hoare).

Важно, что основанная на формализмах методология поддержана практической инструментальной средой разработки Atelie B (которая, кстати, не единственная).

Эта среда включает в себя инструменты для статической верификации написанных на B-коде компонентов и для автоматического выполнения доказательств, автоматические трансляторы из B-кода в Си и Ада, повторно-используемые библиотеки B-компонентов, средства графического представления проектов и генерации документации, гипертекстовый навигатор и аниматор, позволяющий в интерактивном режиме моделировать исполнение проекта из спецификации, и, наконец, средства по управлению проектом. При разработке ПО для метро, включавшего около 100 тысяч строк B-кода (что эквивалентно 87 тыс. строк на Ада) пришлось доказать около 28 тысяч лемм. асколько этот подход (и аналогичные ему) будет востребован практикой, покажет будущее.

И все же, такого рода верификация все равно не способна решить все проблемы, в частности, потому, что требуется специфицирование "корректного поведения" программной системы на формальном математическом языке, а это может быть очень непросто. К тому же, источник многих потенциально опасных ошибок может быть не связан непосредственно с вычислительными и алгоритмическими аспектами. апример, в 1992 г. большой резонанс получил произошедший в Англии случай, когда "пошел в разнос" компьютер на станции скорой помощи: причина неожиданно проявившиеся трудности с синхронизацией процессов в условиях большого количества поступивших заявок.

О "надежном" ПО

Теперь о менее очевидном мифе, который звучит так: программно-аппаратные системы обеспечивают заведомо большую надежность по сравнению с теми традиционными (например, электро-механическими) приборами, которые они заменяют.

Понятно, что аппаратные системы способны выдать случайный сбой, могут неправильно реагировать на изменившиеся условия окружающей среды и со временем изнашиваются. К тому же управление ими критически зависит от "человеческого фактора". А вот программное обеспечение ничему этому вроде бы не подвержено, а значит уже поэтому возложение на него функций, до того реализуемых на аппаратном или "операторном" уровне, уменьшает риски и повышает безопасность. И с этим очень хотелось бы согласиться, вот только рассмотренные частные случаи не позволяют вероятность систематических проектных ошибок даже в программных разработках, выполняемых высококвалифицированными коллективами для требовательных заказчиков, совсем ненулевая.

В конце 80-х гг. такая влиятельная в оборонных кругах организация как British Royal Signals and Radar Establishment сделала попытку оценки распространенности дефектов в ПО, написанном для ряда очень ответственных систем. Оказалось, что "до 10% программных модулей и отдельных функций не соответствуют спецификациям в одном или нескольких режимах работы" [7].

Такого рода отклонения были обнаружены даже в ПО, прошедшем полный цикл всестороннего тестирования. Хотя большинство обнаруженных ошибок были признаны слишком незначительными, чтобы вызвать сколь-либо серьезные последствия, все же 5% функций могли оказывать разного рода значимое негативное воздействие на поведение всей системы. Примечательно, что среди прочего авторы исследования особо упомянули выявленную в одном из модулей неназванной системы потенциальную возможность переполнения в целой арифметике, что могло привести к выдаче команды приводу повернуть некую установку не направо (как следовало), а налево. Достаточно предположить, что речь в ПО шла об управлении ориентацией пусковой ракетной установки, чтобы представить возможные последствия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мифы о безопасном ПО - уроки знаменитых катастроф"

Книги похожие на "Мифы о безопасном ПО - уроки знаменитых катастроф" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерий Аджиев

Валерий Аджиев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерий Аджиев - Мифы о безопасном ПО - уроки знаменитых катастроф"

Отзывы читателей о книге "Мифы о безопасном ПО - уроки знаменитых катастроф", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.