Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философская пропедевтика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философская пропедевтика"
Описание и краткое содержание "Философская пропедевтика" читать бесплатно онлайн.
«Философская пропедевтика» («Philosophische Propädeutik») написана Гегелем в 1808 – 1811 гг., в бытность его директором гимназии в Нюрнберге. Работа, задуманная как пособие для старших классов гимназии, не была издана при жизни Гегеля и вышла лишь в 1840 г.
Это исключение есть вместе с тем и некоторое отношение к иному и, следовательно, действует вместе с тем притягивающе. Нет отталкивания без притяжения, и наоборот.
§ 19Иными словами, отталкиванием одного непосредственно положены многие одни. Но все эти одни не отличены друг от друга. Одно – то же, что другое. Тем самым в равной мере положено и их снятие, притяжение.
§ 20Одно есть для-себя-сущее, абсолютно отличающее себя от других. Но так как различие между ними, их отталкивание снимается в притяжении, то это различие положено как снятое различие и тем самым перешло в другое определение, в количество.
(Нечто без своей границы ничего не значит. Если я изменю границу нечто, то оно перестает быть тем, чтó есть. Если я изменю границу поля, то поле останется полем и станет только больше. Но я изменил тут его границу не как поля, а как некоторого ограниченного количества (Quantum), Изменить его границу как поля означало бы превратить его, например, в лес.)
Второй раздел.
Количество
Нечто есть то, что оно есть благодаря качеству. С изменением качества изменяется не просто какое-то {98}из определений, присущих этому нечто или же этому конечному, а само это конечное. Количество же, напротив, представляет собой определение, составляющее ужé не природу самой вещи, а некоторое безразличное отличие, с изменением которого вещь остается тем, что есть.
§ 22Количество есть снятое для-себя-бытие или же Одно. Внутри себя самого оно есть, следовательно, ничем не нарушаемая непрерывность. Но так как в количестве содержится также и Одно, то в нем есть и момент дискретности.
§ 23A. Величина либо непрерывна, либо дискретна. Однако каждому из этих двух видов величины присуща как дискретность, так и непрерывность с той лишь разницей, что у дискретной величины принципом является дискретность, а у непрерывной – непрерывность.
§ 24B. Величина, или количество как ограниченное количество, есть некоторое «сколько» (Quantum). Так как эта граница по своей природе не есть нечто определенное, то всякое ограниченное количество можно увеличивать или уменьшать до беспредельности.
§ 25Граница ограниченного количества в форме его в-себе-бытия дает интенсивную величину, в форме же внешнего существования – экстенсивную величину. Но нет такого интенсивного, что не имело бы формы экстенсивного наличного бытия, и наоборот.
§ 26C. Ограниченное количество само по себе не имеет определенной границы. Нет, следовательно, такого ограниченного количества, сверх которого нельзя было бы взять какого-нибудь большего или меньшего количества. Ограниченное количество, о котором говорят, что {99}оно последнее, и сверх которого ужé не берут ничего большего или меньшего, называют обычно бесконечно большим или бесконечно малым.
§ 27Но тем самым оно вообще перестает быть ограниченным количеством и для себя =0. Оно сохраняет еще значение только как определение некоторого отношения, в котором оно для себя не имеет уже никакой величины и служит только определением по отношению к некоторому другому ограниченному количеству. Это и есть более точное понятие математического бесконечного.
§ 28Бесконечное в общем-то выступает в бесконечной прогрессии сначала как процесс устранения границы, будь она качественной или количественной, когда граница эта рассматривается как нечто позитивное и потому вопреки отрицанию возникает все вновь и вновь. Но истинно бесконечное, если понимать границу как отрицание, является отрицанием отрицания. В истинно бесконечном выход за пределы конечного уже не приводит к установлению какой-то новой границы, напротив, снятие границы приводит к восстановлению наличного бытия в равенстве с собой.
§ 29Тот факт, что ограниченное количество снимает себя в бесконечном, означает, что безразличное внешнее определение, каким является ограниченное количество, снимает себя и становится внутренним, качественным определением.
Третий раздел.
Мера
Мера, если она определена не внешне, а природой вещи, качеством, есть специфическое «сколько».{100}
§ 31В количественном изменении, в процессе увеличения или уменьшения, который совершается внутри меры, происходит и спецификация, так как безразличное внешнее возрастание и убывание величины вместе с тем определяется и модифицируется при этом самой природой вещи;
§ 32Когда изменяется мера вещи, изменяется сама вещь, и нечто, переходя свою меру, увеличиваясь или уменьшаясь сверх меры, исчезает.
Вторая часть.
Сущность
Сущность есть бытие, из своей непосредственности и из безразличного отношения ко всему другому возвращенное в простое единство с собой.
Первый раздел.
Определения сущности как таковой
Сущность светится внутри себя и определяет себя. Но определения ее существуют в единстве. Они суть лишь положенность, т.е. они не существуют непосредственно для себя, а пребывают в единстве друг с другом. Поэтому они суть отношения. Определения сущности – это определения рефлексии.
§ 351) Первым определением является сущностное единство с самим собой, тождество. Если его выразить как принцип, т.е. в виде некоторого всеобщего определения, это будет принцип: А=А; всякая вещь равна самой {101}себе. В негативной форме это выражается в виде принципа противоречия: А не может быть одновременно А и Не-А.
§ 362) Вторым определением является различие: а) как определение разности безразличного друг к другу, но благодаря какой-либо определенности различающегося наличного бытия. Принцип, выражающий разность, гласит: нет двух вещей, которые были бы совершенно равны друг другу; b) как определение противоположности позитивного и негативного, где одна определенность положена только посредством другой определенности, причем каждая из них существует лишь постольку, поскольку существует другая, но в то же время и постольку лишь, поскольку она не есть эта другая. Принцип, выражающий это, гласит: нечто есть либо А, либо He-А, третьего не дано.
§ 373) Это третье, где вообще сняты положенные определения, есть сущность, которая постольку есть основание. Принцип основания гласит: все имеет свое достаточное основание.
§ 38Поскольку всякое непосредственное наличное бытие рассматривается как всего лишь положенное, то от него обращаются к сущности или же к основанию. Наличное бытие является здесь чем-то первым, тем, из чего исходят. Но, обращаясь к основанию, собственно говоря, отказываются от первичности наличного бытия и признают первым и существенным основание.
§ 39Основание заключает в себе то, что им основывается, согласно его существенным определениям. Но отношение между основанием и основанным не является чистым переходом в противоположное, хоть основанное наличное бытие и обладает формой, отличной от его {102}основания, которое тоже представляет собой некоторое наличное бытие; и главное определение есть их общее содержание.
Второй раздел.
Явление
Основание в силу своего внутреннего определения полагает себя в наличное бытие, каковое, как вышедшее из основания, есть существование.
§ 41Как целое определений существования всякое сущее есть вещь.
§ 42Свойства вещи суть определения ее существования, обладающие безразличным разнообразием по отношению друг к другу. Точно так же и вещь как простое тождество с собой (неопределенна и) безразлична к ним как определениям.
§ 43Определения в силу своей вещности тождественны с собой, и вещь есть не что иное, как это тождество ее свойств с ними самими. Вещь, таким образом, распадается из-за этого на свои свойства как на самостоятельные материи.
§ 44Но так как эти материи соединены в единство некоторой вещи, то они взаимно проникают и уничтожают друг друга. Вещь, следовательно, и есть внутри себя это противоречие, она положена как нечто само по себе лишь уничтожающее себя, как явление.{103}
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философская пропедевтика"
Книги похожие на "Философская пропедевтика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Философская пропедевтика"
Отзывы читателей о книге "Философская пропедевтика", комментарии и мнения людей о произведении.