Сэмюэль Морисон - Флот двух океанов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Флот двух океанов"
Описание и краткое содержание "Флот двух океанов" читать бесплатно онлайн.
Из предисловия переводчика: данная книга представляет собой одно из тех крайне редких исключений, где невольно становишься в тупик. А что, собственно, должен переводчик указывать в предисловии? Книга написана просто великолепно. Сэмюэль Элиот Морисон, с моей точки зрения, один из самых талантливых военных историков, когда либо бравших в руки перо. Насколько это возможно в пределах ограниченного объема, он великолепно осветил свою тему.
Вашему вниманию предлагается обзорная работа «Two ocean war».
Что же интересного можно узнать из этой книги? История превращения заурядного захудалого флота, больше всего на свете ценившего возможность провести выходные в публичных домах Пирл-Харбора, в инструмент мировой политики, изложена достаточно красочно и подробно. Вряд ли японцы, затевая войну, предвидели такой результат удара по Жемчужной Гавани. До войны состояние американского флота лучше всего характеризует русская поговорка: «Велика Федора, да дура». После войны он стал силой, переросшей свое чисто военное значение.
Справочная часть данного издания оказалась настолько велика, что будет выпущена немного позднее отдельной книгой «Морские битвы крупным планом 15/3».
А.Г. Больных.
Эти события на восточном фланге высадки являются любопытным комментарием к доктрине адмирала Мэхена, которая утверждает, что всяческое специальное оружие и москитный флот неэффективны против флота океанского. Англичане переводили тысячи человек на сотнях кораблей между берегами Англии и Нормандии каждый день под самым носом немцев, окопавшихся в Гавре. Этот город имел сухопутные, морские и воздушные коммуникации, идущие в Германию. Противник имел достаточно торпедных катеров, малых судов и секретного оружия, но все его усилия оказались напрасны. И даже германские субмарины, которые могли нанести флоту вторжения страшные потери, не были пропущены в Ла Манш сильными морскими и воздушными патрулями.
4. Консолидация и поддержка плацдармов, 7 — 18 июня
Консолидация американского плацдарма и накапливание сил началось 7 июня. Хотя в этот день войска уже имели достаточную артиллерийскую и танковую поддержку, они наслаждались роскошью быстрого и точного огня корабельных орудий, который срывал все попытки врага провести контратаку. На участке Юта генералы Бартон и Коллинз сосредоточили свои усилия на уничтожении узлов сопротивления, и 4 дивизия продвинула свой фронт на 2 мили к северу. Группа поддержки адмирала Дейо тоже провела хлопотный день. Линкор «Невада» обстреливал сосредоточения войск, крейсер «Куинси» уничтожил несколько важных мостов через реку Дувр, крейсер «Тускалуза» подавил 155-мм батарею возле Сен-Вааза, которая обстреливала эсминец «Джефферс». Полностью эту батарею уничтожил огонь «Невады». Такие же события происходили и на участке Омаха, пока увеличивался плацдарм.
Парашютисты и дезинформаторы сработали так хорошо, что германские подкрепления появились в американском секторе только 8 июня. Но к этому времени защитники побережья были почти полностью ликвидированы. Эти подкрепления обеспечили работой корабельную артиллерию союзников на целых 6 дней. Инженеры армейской авиации построили взлетную полосу длиной 3500 футов, которая 8 июня с 21.00 начала принимать транспортные самолеты. 9 июня на участке Омаха высадились 4 дивизии, еще 2 дивизии высадились на участке Юта. В это число не входят парашютисты, которым пришлось выдержать более тяжелые бои, чем кому-либо. К 22 июня в американском секторе были высажены еще 6 дивизий. А к Четвертому Июля во Францию уже прибыл миллионный солдат союзников.
Процесс разгрузки на участке Омаха значительно облегчила искусственная гавань «Малберри А», построенная из бетонных кессонов, отбуксированных через пролив и затопленных у французского берега. Они образовали укрытую гавань размерами с Гибралтар. Там находились 3 понтонных слипа, которые позволяли разгружать LST вне зависимости от приливов и отливов. Кроме того, участки Омаха и Юта имели искусственные укрытые гавани «Гусберри», которые были образованы линией старых кораблей, затопленных параллельно берегу. Эти гавани были придуманы и построены англичанами. Американские гавани действовали до 16 июня, и их эффект был просто потрясающим. Ранее к этому пустынному берегу не приставало судна крупнее рыбацкого баркаса, а сейчас на участке Омаха действовала самая крупная гавань Европы «Малберри А». Гавань «Малберри В» в британском секторе уступала по нагрузке только ей.
Оставим другим описывать действия войск на берегу. Мы должны рассказать о контратаках немцев против морских сил, которые оказывали поддержку войскам в течение 2 недель. Германская авиация совершила около 1000 самолето-вылетов с аэродромов Германии и Италии. Но все эти усилия не смогли сорвать действия союзников. Атаки немецких самолетов начались ночью 7 — 8 июня, когда эсминец «Мередит» был потоплен управляемой бомбой. На следующий день был потоплен транспорт типа «Либерти». Но через несколько дней были налажены действия перехватчиков, и налеты Люфтваффе стали гораздо реже.
Самым опасным для флота германским оружием в это время была мина. Союзникам крупно повезло, что немцы задержались с постановкой «мин-устриц», которые были созданы совсем недавно. Эти мины устанавливались на дно и взрывались при изменении давления воды, когда наверху проходил корабль. Большая часть мин на участках высадки была магнитными и акустическими с приборами кратности. 7 июня в 8.20 транспорт «Сюзан Б. Энтони» подорвался на подходе к участку Омаха и быстро затонул. Солдат быстро сняли мелкие суда. На следующий день на минах погибли эсминец «Гленнон» и эскортный миноносец «Рич». К 3 июля на американском участке была вытралена 261 мина, еще 291 была вытралена на британском участке.
5. Большой шторм и захват Шербура, 18 июня — 16 июля
18 июня в день D+12 в обоих секторах все было «тики-так», как любил выражаться фельдмаршал Монтгомери. К концу этого дня в американском секторе были высажены 314514 человек, 41000 машин и 116000 тонн грузов. В британском секторе высадились 314547 человек, 54000 машин и 102000 тонн грузов. Но затем вмешалась природа, послав самый сильный июньский шторм за последние 40 лет.
В полночь 18 июня поднялся сильный ветер с проливным дождем. В течение дня шторм резко усилился и волнение стало таким, что разгрузку судов на участке Омаха пришлось прекратить. Такая погода стояла 2 дня. Тяжелые волны бились о берег, мелкие суда пытались найти укрытие за бетонными блокшивами, все работы прекратились. Стоящие под берегом корабли медленно ползли на якорях и сталкивались между собой, десантные баржи вылетали на берег. Гавань «Малберри А» начала разрушаться. Треск сталкивающихся судов, транспортеров и шлюпок заглушил бы и шум боя. Когда 22 июня ветер стих, берег на участке Омаха был засыпан обломками десантных судов, катеров и барж, а также кусками кессонов. Генерал Брэдли был «потрясен разрушениями». Однако еще до того, как начать разбирать обломки, следовало возобновить разгрузку, так как в течение 3 дней не делалось почти ничего. Солдатам на берегу срочно требовалось продовольствие. Разгрузка вскоре возобновилась, и к 24 июня только на участке Омаха были высажены 15525 солдат, 3321 машина, 11562 тонны груза.
Гавань «Малберри А» была настолько разрушена, что адмирал Кирк решил даже не пытаться восстановить ее. «Малберри В» в Арроманше была повреждена гораздо меньше, так как была прикрыта прибрежными рифами и мысами. Большая часть брекватеров «Гусберри» на участках Омаха и Юта рассыпалась.
Этот шторм стал сигнальным звонком. Положение союзников в Нормандии было не таким уж прочным. До того, как союзники захватили Шербур, ближайший крупный порт, они оставались во власти капризной погоды Ла Манша. «Мы ДОЛЖНЫ захватить Шербур как можно быстрее» — этой теме были посвящены все штабные совещания 1 Армии. В «крепости Шербур» находился гарнизон численностью около 40000 человек. Германский комендант имел поручение Гитлера стоять до последнего. Фюрер знал, что союзники должны захватить этот порт, чтобы наладить снабжение своих армий, и надеялся остановить вторжение, удержав порт.
К 22 июня VII корпус генерала Коллинза, который теперь возрос до 6 дивизий, 2 эскадронов моторизованной кавалерии и 2 танковых батальонов, подготовил наступление. 3 дивизии, которые вынесли на себе основную тяжесть боев, потеряли 2800 убитых и 13500 раненых в боях за Шербур. И никак не может умалить славу армии тот факт, что именно флот Соединенных Штатов нанес важный удар в воскресенье 25 июня.
Адмирал Дейо командовал соединением обстрела, которое состояло в основном из кораблей огневой поддержки с участка Юта. Они подавили 150-мм батарею в Керкевилле и аккуратно уничтожили все германские опорные пункты в городе, которые можно было засечь с воздуха. 4 орудия 280 мм батареи «Гамбург», расположенной восточнее города, имели дальность стрельбы около 40000 ярдов. Их обстреливали линкоры «Техас» и «Арканзас» вместе с эсминцами, 2 из которых получили попадания, как впрочем и «Техас». Однако ни одно из попаданий не было смертельным. Только одно орудие батареи «Гамбург» было разбито, но и это помогло. Оба германских командира в Шербуре, так же как и адмирал Кранке, решили, что обстрел с моря велся с невиданной яростью, что послужило одной из главных причин капитуляции гарнизона на следующий день. Отдельные изолированные форты и части пока держались, и флот помог покончить с ними.
Операция «Нептун», десантная часть операции «Оверлорд», завершилась. 25 июня Монтгомери начал наступление на Кан, который пал 9 июля. Американская 1 Армия после 11 дней тяжелых боев 18 июля захватила Сен-Ло. 30 июня Паттон «спустил курок», и началась великая эпопея марша через Францию в Германию. Но это уже история армии, а не флота.
Первой задачей союзных флотов во Франции теперь становилась очистка Шербура. Немцы взорвали и разрушили в этом порту все, что могли. Внутренняя гавань была сплошной массой затопленных судов, густо усеянных минами. Все краны и механизмы, которые могли принести хоть какую-то пользу, были взорваны. Коммодор Уильям Э. Салливен и часть его спасательной команды прибыли 1 июля. За ними прибыл контр-адмирал Джон Уилкс, назначенный командующим базами американского флота во Франции. Он имел с собой отличный штаб и несколько сотен строителей. 6 британских и 3 американских спасательных судна, 20 британских базовых тральщиков, 2 флотилии британских базовых тральщиков, 4 флотилии британских катерных тральщиков были брошены на расчистку. Коммодор Салливен, который уже расчищал северо-африканские и итальянские порты, обнаружил, что на сей раз германские подрывники поработали скорее эффектно, чем эффективно. Зато мин немцы набросали в обоих гаванях сверх всякой меры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Флот двух океанов"
Книги похожие на "Флот двух океанов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сэмюэль Морисон - Флот двух океанов"
Отзывы читателей о книге "Флот двух океанов", комментарии и мнения людей о произведении.