» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






Если выделить основные тенденции и направления в истории развития человеческого общества, то в качестве одного из наиболее существенных направлений можно отметить стремление людей приобретать и накапливать знания. Эта тенденция характерна как для отдельного человека, так и для всего человечества в целом.

Необходимо помнить, что понятие «психология» имеет несколько значений. В одном случае оно употребляется для обозначения науки, в другом – означает нечто житейское, присущее нашей обыденной жизни. Поэтому каждый человек в той или иной степени знакомится с психологией задолго до систематического ее изучения. Причем изучение психологии начинается с исследования нашего собственного внутреннего мира. Уже в раннем возрасте ребенок говорит «я хочу» или «я не хочу», «я думаю», «я чувствую». Это говорит о том, что маленький человек, вероятно, не отдавая себе в этом отчета, изучает себя, свои потребности, желания и т. д. На протяжении всей своей последующей жизни каждый человек, осознанно или нет, изучает себя и свои возможности и в связи с этим предъявляет свои претензии к обществу.

Уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно он может построить взаимоотношения с окружающими. Человек является социальным существом и не может жить вне общества, вне контактов с другими людьми. В процессе живого общения человек постигает многие психологические законы. Так, уже с детства мы умеем «читать» по внешним проявлениям – мимике, жестам, голосу, особенностям поведения – эмоциональное состояние другого человека. Следовательно, уже каждый с детства в определенной степени является «психологом», поскольку жить в обществе, не имея необходимых психологических знаний и навыков, практически невозможно.

Но житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных психологических знаний. Во-первых, житейские психологические знания приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям и задачам. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщению. Для этого используются научные понятия. Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения, т. е. при помощи метода проб, субъективного анализа на бессознательном уровне, в то время как научные знания вполне рациональны и осознаваемы. В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, житейская психология передается с большим трудом, а зачастую и не имеет возможности передаваться. Вполне вероятно, что проблема отцов и детей как раз и состоит в этом, что дети не могут, а иногда и не хотят перенимать опыт отцов. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большей продуктивностью.

В-четвертых, существуют различия и в способах получения знаний. В житейской психологии это в основном наблюдения и размышления, в науке же это – как правило, эксперимент.

В-пятых, научная психология располагает обширным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

В психологии до сих пор не произошло достаточно полного и четкого размежевания научного и околонаучного, и даже откровенно псевдонаучного знания. Такую непоследовательность можно объяснить тем, что многие психологические вещи являются недоступными изучению наиболее сложных психологических феноменов с помощью достаточно строгих методов. И оправдание З. Фрейда словами мыслителя XIX в. Риккерта «Чего не достичь полетом, достичь можно хромая… Как говорится в священном Писании: хромать не грех»[161, с. 255], – вызывает вполне объяснимое сочувствие. И может это хорошо, что отсутствие противоречия, как утверждал Г. Гегель, – есть критерий заблуждения и, наоборот, наличие противоречий – критерий истины. Однозначная ориентация системы образования на ту или иную группу не будет содержать противоречия и неизбежно приведет к краху.

Преподаватель не может успешно влиять на формирующуюся личность без постоянного учета особенностей его внутреннего мира, психики в целом, а также и отдельных ее компонентов, ибо каждое психическое явление может в той или иной мере выступать в качестве регулятора поступков и поведения человека. Закономерности психической деятельности лежат в основе механизмов приобретения социального и профессионального опыта, формирования знаний, понятий, взглядов и убеждений, умений и навыков и профессионального мастерства человека.

Все эти качества формируются не только психологией, но и всеми другими общественными науками, а также национальной культурой общества. Существуют примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории – культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанной Л.С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением.

Сделав вывод о том, что психология является общественной наукой, мы будем правы только наполовину, потому что главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными, но и с естественными, с техническими науками. Данная связь обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без непосредственного участия человека. В связи с этим хорошо известно, что на развитие социально-экономической ситуации в государстве ведущую роль оказывают природный, производственный и человеческий факторы. По данным Всемирного банка, вклад человеческого потенциала в национальном богатстве страны составляет в Восточной Азии 77 %, Северной Америке – 76 %, в Южной Америке и в Европе – 74 %, а в России – 50 %.

Практика показывает, что основным фактором активизации человеческого потенциала является система образования. Это положение подтверждается данными Всемирного банка, где общий объем всех ресурсов государства составляет: интеллектуальный – 60 %, а технический и природный – всего 18 %. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как определенную постоянную составляющую часть научно-технического прогресса общества. В исследовании психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек – машина». Благодаря деятельности психологов создаются образцы техники, которые учитывают наши физиологические возможности, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые не могли бы использоваться человеком. Более того, сама организация любого производства не возможна без учета психологических качеств и свойств человека как работника и исполнителя.

Зародившись в совместном труде, речь и мимика человека постоянно привносят в его мозг обобщенную информацию об окружающем мире и является тем фактором, который определяет качественный переход от психики животных к психике человека, наполняет ее социальным содержанием, превращает в сознание. Прочие приобретения и закрепления способов сознательной деятельности личности, в результате которых формируется индивидуальный опыт человека – его знания, умения и навыки, определяется как теория обучения, формирующая в нем личность с ее способностями и задатками. Человек получает постоянно знания от самой жизни, познавая при любом взаимодействии с миром что-то новое и совершенствуя способы удовлетворения своих потребностей, а значит, учение сопровождает всю его сознательную жизнь. Учение присутствует в любой деятельности и представляет собой процесс формирования ее субъекта. Этим учение отличается от изменений в человеческом организме, вызванных его физиологическим созреванием, функциональным состоянием и т. д.

С точки зрения деятельностного подхода психология рассматривает организационные формы учения как учебно-воспитательную деятельность, имеющую свою специфику и отличную от трудовой и игровой деятельности. Главная ее особенность заключается в том, что она составляет основу любой другой деятельности, так как готовит к ней человека. Исследования психологов в этой области начались сравнительно недавно (с 1950-х гг.), в то же время достигнуты определенные успехи, сформированы основные направления, позволяющие конкретно подходить к решению вопросов теории обучения, и в частности, психологии.

Прежде всего преподаватель психологии, работающий в любой ее прикладной отрасли, должен знать основные положения теории учебной деятельности. Это необходимо для построения методики преподавания, в которой учитываются закономерности усвоения знаний. Основным компонентом учебной деятельности является учение. Как и во всяком деятельностном образовании, в учении выделяются субъект, предмет, средства, внешние условия, процедура и продукт. Это те структуры в обучающемся человеке, которые обеспечивают возможность выполнения им деятельности учения, т. е. функциональный мозговой орган, который является носителем умения учиться, органы чувств и движения, используемые в приобретении практических навыков. Целью же учения всегда является формирование личности человека.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.