» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность, вследствие чего отражаются предметы, совершаются действия, не имеющие прагматически узкого значения выжить. Отражаемый, создаваемый, преобразуемый человеком мир, по существу, неограниченно расширяется для него. Расширяются и психологические, и духовные возможности человека, он тоже «расширяется» в своих психических возможностях.

Другой особенностью психики человека и его поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта, исторически сложившегося в жизни и деятельности предшествующих поколений. Необходимо подчеркнуть, что этот опыт активно перерабатывается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии человека и мира, образа и мира. Выделяют две формы такой «передачи» опыта: это предметы и орудия труда, деятельности в целом, а также знаки, языки и речь.

Любые орудия труда несут в себе «обучающую» функцию, поскольку предопределяют собой и конечный результат, и саму логику действий человека с предметами окружающего мира. Чтобы сделать орудие труда, нужно предвидеть его будущее использование, предугадать его смысл или то, для чего оно будет необходимо. Для этого нужна работа не только мышления, но и сознания. Человек рождается и существует в материальном предметном мире, который создан предшествующими поколениями. В связи с этим предметы внешней деятельности становятся материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психики. Человек живет в мире вещей и предметов, которые имеют некоторое постоянное назначение. Они опосредуют поведение и психику человека.

Однако психологически центральным средством сохранения и передачи опыта являются искусственно созданные человечеством знаки, языки и речь.

Более того, знаковые системы выступают внутренними средствами, орудиями самой человеческой психики. Психика опосредована по аналогии с инструментальной вооруженностью материальной человеческой деятельности (Л. С. Выготский). Это убедительно подтверждают многочисленные экспериментальные исследования, например, восприятия, памяти, мышления, воображения. Поэтому развитие высших психических функций представляет собой расширение, усложнение их внутреннего знакового опосредования, развитие межфункциональных связей и отношений между ними. Сформировавшиеся психические процессы являются в той или иной мере знаковыми, речевыми, а поэтому специфически общечеловеческими, в той или иной мере выражающимися как в национальной, так и мировой культуре.

Отсюда вытекает еще одна характерная особенность человеческой психики, заключающаяся в наличии возможности и способности отражения абстрактных признаков или свойств предметов объективного мира. Человек отражает то, что не дано в виде чувственного, наглядного опыта. Человек может все это сформулировать в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей. Отсюда следует, что для человека возможно истинное познание мира и себя в нем, потому что для личности характерны фантазии и творчество, предвидение и прогноз, управление и самоуправление.

Сугубо качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося своего рода вершиной психического отражения. Сознание представляет собой отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека.

Вопрос о происхождении, природе и сущности сознания всегда являлся одним из центральных и дискуссионных для психологов и философов. Исходя из существующей диалектико-материалистической конструкции рассмотрим сознание в контексте известной «формулы» К. Маркса (1818–1883), согласно которой «бытие определяет сознание». Данная формула одинаково действенна и в обратном направлении: сознание определяет бытие человека. Реальные связи отношения бытия и сознания являются диалектичными, взаимообусловливающими. Связи сознания и человеческой жизни многогранны, как и сама жизнь, как мир, как человек. Суть человеческого бытия заключается во взаимодействии и общении индивида с другими людьми в различных формах ее выражения. Таким образом, всякая реальная деятельность, осуществляемая человеком, может быть распределенной между людьми, а может выполняться совместно. Отсюда возникает собственно психологический аспект проблемы.

В связи с тем, что даже индивидуально осуществляемая деятельность является распределенной, в ней психологически не совпадают мотивы (т. е. то, что побуждает человека действовать), и цель достигается в результате совершения единичного, промежуточного акта действия. Это социально обусловленное, закономерное несовпадение в деятельности мотива и цели порождает смысл как некую составляющую «единицу» сознания. В связи с этим А.Н. Леонтьев приводит пример охоты первобытных людей на зверя, где распределяются обязанности охотников для засады, для загонщиков зверя в яму. Таким образом, совместная охота требовала наличия речи, планирования и подготовки. А это возможно лишь с участием сознания, разделяющего в психическом образе объективно существующее и мысленно, субъективно предполагаемое.

Сознание необходимо и для изготовления орудий труда. Реализуемые действия следует разделить во времени: сегодня подготовка каменного топора, завтра – охота. Требуется и распределение действий людей в общественном пространстве: дифференцируются общественные роли профессиональных охотников, ремесленников, лекарей, служителей культа. Изменившееся, разросшееся сознание существенно меняет само бытие общества и человека. Психический образ распался надвое: объективный мир и пристрастное отношение к нему индивида.

Возникшее сознание не просто дополняет собой бессознательно существующий психический образ. Сознание качественно меняет, преобразует его, переводя на принципиально новый содержательный, собственно, человеческий уровень. Осознанные процессы становятся произвольными, относительно устойчивыми, управляемыми. Появляются возможности рефлексии как отражения, планирования и управления собственными психическими процессами, свойствами и состояниями. В человеческой психике формируется самосознание. В связи с этим сознание не только отражает мир и бытие, но в определенной степени их творит и преобразует. Между осознанным и неосознанным миром, между сознательным и бессознательным в психике существуют определенные, порой противоречивые, отношения, взаимодействия и связи. Сознание «кочует» по психике человека, работает по своим, особым законам, не всегда подчиненным объективным, материальным правилам. Осознанное поведение и сама психика человека становятся свободными.

Сознание и психика существуют в конкретном человеке, индивиде, личности; эти понятия часто можно встретить в психологической литературе как слова-синонимы. Однако в действительности за каждым из них стоит некоторое специфическое содержание[123, с. 69–70]. При этом особую роль выполняет национальная культура человека, которая присутствует наравне с сознанием и психикой.

Основная проблема заключается в том, что в современной науке не существует целостного, завершенного человекознания. Феномен человека изучают самые разные науки (антропология, история, философия, медицина, социология), но до сих пор он является разрозненным, не собранным в системное целое. Данная ситуация распространяется и на психологию, которая при изучении и описании человека вынуждена оперировать терминами, каждый из которых ориентирован на некий собственный аспект; при этом подобная ориентация весьма условна.

Понятие «человек» является самым широким. Это принятая классическая научная абстракция, обобщенное название особого вида живого существа. В понятии «человек» объединено всё: природное, социально-культурное, энергетическое, биохимическое, медицинское, космическое и т. д.

Личность – это человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка, жестов, мимики. Личность подчеркивает социальную ориентированность человека. Причем у каждого человека существует несколько личностных проявлений в зависимости от того, на какую часть общества он проецируется: семья, работа, дружба. В то же время личность как таковая целостна и едина, системно и иерархически ориентирована.

Сам по себе индивид представляет собой категорию, указывающую на принадлежность к человеческому роду. Индивид акцентирует в человеке биологическое, но не исключает социально-культурных составляющих, присущих человеческому роду. При этом индивидуальность представляет собой категорию, подчеркивающую уникальность и самостоятельность каждой единичной психики (личности, индивида, субъекта). Каждый человек неповторим, и для психологии это такая же исходная данность, как само наличие в нем психики.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.