» » » » Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания


Авторские права

Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2007. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания
Рейтинг:
Название:
Психология познания: методология и методика познания
Издательство:
Литагент «Логос»439b7c39-76ee-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2007
ISBN:
978-5-98699-038-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология познания: методология и методика познания"

Описание и краткое содержание "Психология познания: методология и методика познания" читать бесплатно онлайн.



Анализируется специфика содержания, целей и принципов обучения психологии. Освещаются вопросы методологии и методы психологической науки как учебной дисциплины. Характеризуются формы и методы организации обучения психологии в учебных заведениях разного уровня. Рассматриваются проблемы профессиональной подготовки и деятельности преподавателя психологии, практического психолога.

Для студентов высших учебных заведений, получающих образование по направлениям (специальностям) «Психология», «Педагогика и психология». Может использоваться в учебном процессе высших и средних специальных учебных заведений по широкому кругу педагогических специальностей, а также при повышении квалификации кадров образования. Представляет интерес для всех, кто интересуется проблемами образования.






В то же время остается нерешенной проблема о недостаточной определенности понятия «сознание» как предмета новой психологии, которая остается в значительной мере описательной, нечеткой, а значит, допускающей возможность неоднозначной, субъективной трактовки. Это не соответствует канонам классической позитивной науки, каковой стремилась стать психология.

Одним из результатов таких сомнений и поисков в научности психологии явились принципиальные изменения в отношении общества к ней, которые связаны с появлением нового научного направления – бихевиоризм, основоположником которого является Д.Б. Уотсон (1878–1958). Он видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей среде. При этом основное место в работах бихевиористов отводилось решению задач, обусловленных общественным и экономическим развитием. С точки зрения Уотсона, любое поведение человека представляет собой систему реакций на то или иное внешнее воздействие (стимул). Он считал, что на организм человека и животного постоянно воздействуют внешние стимулы, на которые возникает объективная реакция. Их можно планомерно измерять, дозировать, т. е. строго, систематически исследовать, не обращаясь за объяснениями к различным субъективным или психологическим терминам.

Вместе с тем многие «традиционные психологи» высказывают серьезные возражения относительно исходных положений бихевиористского подхода. Поведение и психика, хотя и связаны между собой, но отнюдь не идентичные реальности. Так, при воздействии одного и того же стимула возможно наличие множества реакций. Поведение человека не получает адекватного описания в терминах, что-то существенное происходит внутри самого организма, устанавливая исходную связь стимула и реакции.

Есть известная неоднозначность связи между знанием человека и его поведением. Ученые предполагают, что между внешним стимульным и объективным поведенческим функционирует собственно психика, которая их не просто связывает, а по-особому организует в специфическую реальность, заслуживающую конкретного изучения.

В действительности реализуются более сложные, диалектические отношения, взаимодействия, постоянные взаимопереходы идеального и материального мира и его образа. Для выделения и описания таких взаимосвязанных процессов употребляются два понятия: интериоризация и экстериоризация. Первое означает процесс перехода, переноса чего-то внешнего, материального во внутренний, вторичный план психического отражения, в субъективный образ. Так происходит и с психикой читателя: объективные буквенные и цифровые знаки преображаются, интериоризуются в мысли читающего, им усваиваются и становятся его достоянием.

Процесс экстериоризации заключается в обратном, т. е. в преобразовании субъективного в материальную форму существования.

Исходя из представленной в его сознании идеи человек воплощает ее в объективные знаки: слова, живопись, музыку, архитектуру. Идеальное материализуется и становится доступным для понимания другими людьми. На практике психика существует в некотором пересечении, единстве интериоризации и экстериоризации, во взаимопереходах объективного и субъективного, материального и идеального, в превращении одного в другое.

Учение Декарта дуалистическое, но устанавливает двойственность мира – материальную и духовную действительности.

А в наши дни вопрос: является ли психика продуктом развития материи или она представляет собой нечто иное, не зависящее от материи – есть основной вопрос и камень преткновения для любых ученых.

Психологическая наука и сегодня является основным полем борьбы между материалистами и идеалистами, и, видимо, по мере набора одних групп фактов (открытий) эта борьба будет продолжаться. Едва ли в каком-либо другом учении о мире можно найти такое громадное скопление противоречий: из мертвого (изотопов) – происходит жизнь, из бесчувственного – чувствующее, из слепо действующих причин – цель, из неразумного – разум, из бездушного – дух.

По утверждению современного философского материализма о том, что «труд создал самого человека, труд создал и специфическое человеческое личное решение», можно заметить, что если человек не обладает определенными способностями к музыке, пению и рисованию, то как показывает практика, никакие интенсивные упражнения не помогут ему стать музыкантом, композитором или художником. Есть люди, которые вообще не склонны заниматься никаким видом трудовой деятельности. Однако мышление, подчас весьма развитое, у них существует.

Для подтверждения истинности своих умозаключений материалисты попытались воспользоваться данными такой научной дисциплины, как рефлексология. Рефлексология, или «объективная психология» В.М. Бехтерева, является ничем иным, как прежней эмпирической психологией с присоединением только лишь попытки сведения различных видов душевной деятельности человека к рефлексам. Что же касается рефлексологии И.П. Павлова, то, по его собственному признанию, она является ничем иным, как частной физиологией мозга.

Современная рефлексология пытается построить такую науку, в которой явления душевной жизни должны изучать различные рефлексы, то есть физиологические процессы в первой системе при помощи объективных наблюдений, в том числе и при помощи различных систем тестов. В качестве таковой эта наука не может претендовать на замену науки о душевной жизни человека – психологии.

В связи с этим проводимые исследования показывают, что под ощущение, мысль, сознание нельзя подвести физиологические основы. Нервная система, в особенности мозг, не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструмент, предназначенный к действию. Нет никакого смысла изучать физиологию мозга для понимания психики человека. Все демонстрации и объяснения физиологов являются функциями только их мышления, производящего физиологический анализ. Таким образом, проблема отношений психики и материи превращается в проблему отношения мыслительного компонента, именуемого психикой, к другому мыслительному компоненту, именуемому мозгом.

В структуре психики человека можно выделить следующие группы компонентов: психические процессы, состояния и свойства.

К психическим процессам можно отнести самые динамические психические явления, к которым относятся познавательные, эмоциональные и волевые процессы.

К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, внимание, представления, память, воображение, мышление и речь. В них своеобразно отражается человеком окружающий его мир.

Познавая мир, человек не остается бесстрастным наблюдателем. Та сторона отражения предметов и явлений, которая связана с разнообразными человеческими переживаниями, называется эмоциональной сферой психики, а соответствующие психические процессы (удовольствия и неудовольствия, влечение и отвращение и т. д.) называются эмоциональными процессами.

Жизнь человека наполнена множеством разнообразных действий и поступков, связанных с постановкой и достижением целей, принятием решений, преодолением трудностей, умениями в управлении собой, напряжением физических и моральных сил. Все эти явления называются волевыми процессами.

Психические состояния характеризуют психику человека в целом, влияют на динамику и результативность психических процессов, способствуют или затрудняют деятельность человека. Так, трудовое или социальное возбуждение резко поднимает уровень активности, обостряет мышление, внимание, мобилизует волю, благоприятствует выполнению той или иной задачи. И напротив, подавленность, волевая расслабленность и т. п. отрицательно сказываются на действиях и поступках личности. Психические состояния многочисленны и разнообразны: подъем и угнетенность, бодрость и уныние, напряженность и спокойствие и т. п. Они выражают собой психические состояния, которые стабильнее психических процессов, но и они все же, как правило, овладевают личностью лишь на определенные периоды времени. Постоянно повторяясь, некоторые психические состояния нередко становятся типичными, характерными для какого-либо отдельного человека.

Психические свойства представляют собой стабильные особенности личности, существенно определяющие качественный уровень деятельности и поведения. В отличие от психологических процессов и состояний, свойства личности устойчивы и постоянны, что не исключает, однако, возможности их развития и совершенствования. Направленность и характер, темперамент, способности и мастерство – вот перечень свойств, входящих в основную характеристику личности.

Психика человека в целом, а также его психические свойства и состояния, представляют собой процессы, обладающие определенными качествами и чертами. К примеру, когда мы говорим о целеустремленности, собранности, активности, сосредоточенности и т. д. того или иного обучающегося, то имеем в виду как особенности его воли, так и особенности (качества) его личности в целом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология познания: методология и методика познания"

Книги похожие на "Психология познания: методология и методика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Соколков

Евгений Соколков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Соколков - Психология познания: методология и методика познания"

Отзывы читателей о книге "Психология познания: методология и методика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.