Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
В издаваемом ею органе появились восторженные статьи в оправдание погромов и описания антиеврейских настроений среди крестьян.
Центром антисемитского движения стала Германия. В конце 1879 г. и в продолжение 1880 г. здесь было опубликовано несколько агрессивных антиеврейских памфлетов журналиста Вильгельма Марра. Известный историк проф. Г. Трейчке нападал на евреев за то, что они будто бы отказываются ассимилироваться с немецким обществом и {549} его культурой, за их стремление создать "гибридную культуру" и за беспрерывный приток еврейских иммигрантов из Польши. Это он впервые выдвинул лозунг "евреи - наше несчастье", ставший при Гитлере девизом нацистов. В то же время появился ряд публикаций, рассматривавших евреев с расистской точки зрения. Самой резкой из них была книга известного оппонента Маркса и Энгельса - Евгения Дюринга.
Этот сочинитель не только порицал различные черты еврейской расы, но и пытался дать "научное" объяснение употреблению евреями христианской крови, начало которого он возводил к принятым якобы у древних иудеев человеческим жертвоприношениям, а сохранение этого обычая, по его мнению, заключается в стремлении еврейских главарей связать круговой порукой каждого отдельного еврея путем участия во всенародном преступлении.
В августе 1880 г. была составлена антисемитская петиция, требовавшая преградить доступ еврейским иммигрантам в Германию, уволить евреев с должностей, связанных с административными полномочиями, и ввести отдельную статистическую перепись еврейского населения. Авторы петиции собрали четверть миллиона подписей и предъявили ее рейхстагу в апреле 1881 г. "Берлинское движение" - так называлась тогда антисемитская агитация - не отличалось единомыслием: в нем боролись две тенденции: консервативно-романтическая и расистско-радикальная. Консерваторы отмежевывались от заявлений радикалов, провозглашавших, что надо убивать и изгонять евреев. Выборы в рейхстаг в том году не принесли успеха антисемитам.
В 1882 г. антисемитские группы в различных странах приступили к созданию международной организации. В конце этого года в Дрездене состоялся первый международный конгресс антисемитов, опубликовавший "Манифест к правительствам и народам христианских государств, обреченных на гибель по вине еврейства". Этот манифест призывал к созданию во всех городах боевых организаций, которые должны были сплотиться во "вселенский христианский союз". На втором конгрессе, в 1883 г., была сделана попытка объявить "учение" {550} Дюринга обязательной для всего движения идеологией ("Расовая теория величайшего из мировых мыслителей станет скалой, о которую еврейство разобьется вдребезги и будет предано уничтожению"), но предложение это было отвергнуто в результате сопротивления антисемитов других направлений.
Антисемитская агитация привела к тому, что еврейский вопрос стал одной из центральных проблем германской общественной жизни. Правда, при первых проявлениях активности антисемитского движения немецкие либералы, в том числе ученые и политические деятели, опубликовали 14 ноября 1880 года воззвание против антисемитизма, клеймя его как "национальный позор"; но даже среди них многие придерживались того мнения, что евреи продолжают вести свой обособленный образ жизни, основывают свои отдельные организации и все еще не вполне ассимилировались с немецкой нацией, в результате чего они резко выделяются из окружающей среды, вызывая неприязнь народных масс.
Даже некоторые из лидеров преследовавшейся тогда социал-демократической партии видели в антисемитизме этап на пути к возбуждению ненависти к капиталистам вообще и поэтому не были склонны отмежевываться от антисемитского движения, рассматривая его как одну из форм выражения народного возмущения. Только тогда, когда организованный антисемитизм превратился в опасного соперника социал-демократии, они начали бороться с ним. Большинство же социал-демократических руководителей перестало рассматривать антисемитизм как проявление антикапитализма лишь значительно позже, когда кишиневский погром и политика русского правительства по отношению к евреям наглядно доказали, что юдофобство служит эффективным оружием в руках реакции для достижения ее политических целей.
В Австрии в восьмидесятых годах тоже возникло сильное антисемитское движение, прикрывавшееся лозунгами "христианского социализма", как, например, "защита простолюдина от еврейской эксплуатации" и т. п. Это движение поддерживало также идею пангерманизма на том основании, что евреи якобы способствуют укреплению {551} славянских и мадьярских элементов в Габсбургской монархии. Вырастали всякого рода организации, возвещавшие о своем стремлении оградить "маленького христианского человека" от посягательств "крупного еврейского капитала". В особенности процветал антисемитизм в Вене, где господствовали острые социальные противоречия, в результате быстрого темпа ее развития.
Кровавый навет в Тисса-Эсларе и сопровождавшая его газетная травля воодушевили антисемитов в Венгрии. В сентябре 1882 г. был устроен погром в Прессбурге (Братиславе), и власти сумели подавить его только с помощью войска. В венгерском парламенте образовалась довольно большая антисемитская фракция. Во второй половине восьмидесятых годов влияние антисемитских партий в Венгрии, так же, как и в Германии, ослабло.
В начале последнего десятилетия XIX в. возобновилась антисемитская деятельность в Германии вследствие перемен, происшедших в ее политической ситуации и в соотношениях между партиями. По мере того как Бисмарк стал все больше опираться на консервативные элементы, усиливалась тенденция властей препятствовать доступу евреев к государственным и общественным должностям. Еврейские военнослужащие не могли быть произведены в офицеры, так как военная верхушка, состоявшая главным образом из прусских юнкеров, не была готова допустить евреев в свои ряды. Министерство юстиции не давало возможности евреям занимать должности в судебном ведомстве, министерство просвещения отказывалось назначать их преподавателями в государственных учебных заведениях. Враждебное отношение к евреям, принимавшее все более острые формы и в университетских кругах, преградило им путь к научной карьере и к занятию кафедр. Те же евреи, которые были приняты на государственную службу, были лишены возможности продвигаться по служебной лестнице.
Коалиция консерваторов и "национальных либералов" (картель), возглавлявшаяся Бисмарком, отняла всякую надежду на действенное общественное сопротивление политике дискриминации по отношению к евреям. Вступление на престол Вильгельма II еще более усилило {552} влияние привилегированного юнкерства, в особенности военной клики, в политической жизни Германии.
"Христианским социалистам" во главе со Штёккером удалось упрочить свои позиции в рядах консервативной партии, и по их настоянию в ее новую программу, опубликованную в декабре 1892 г., был включен параграф, призывавший бороться с "разлагающим еврейским влиянием на жизнь нашего народа". Одной из причин, побудивших консерваторов выдвигать антисемитские лозунги было их стремление стать массовой партией. На выборах в рейхстаг в 1893 г. антисемитские партии получили четверть миллиона голосов и провели 16 депутатов, но со середины девяностых годов начался их постепенный упадок (в 1898г.-13 депутатов, в 1903г.-9), так как правительство и сам император выступили против необузданной агитации антисемитов, действовавшей якобы "на руку социал-демократии".
В 1890 г. в Германии был основан "Союз для борьбы с антисемитизмом", во главе которого стояли видные общественные деятели и члены прогрессивной партии. Союз опубликовал обширный материал, опровергающий антисемитские обвинения. Социал-демократы также приняли участие в этой борьбе, и их лидер Август Бебель неоднократно полемизировал с антисемитами в печати и в своих речах в рейхстаге. Но антисемитские идеи упорно продолжали насаждаться в Германии посредством периодической печати и специальных брошюр, а также путем публикации псевдонаучных исследований.
Особенной популярностью пользовалась книга X. С. Чемберлена "Основы девятнадцатого века" (1898 г.), в которой история человечества изображается как борьба между арийской и семитской расами. Первая созидает и строит, а вторая разрушает и вредит. Это сочинение, научно совершенно необоснованное, разошлось в короткое время миллионным тиражом и пользовалось большим успехом в кругах немецкой интеллигенции. Сам император читал из него отрывки своим детям и рекомендовал ввести изучение его в программу офицерских школ. Антисемитская концепция стала неотъемлемой частью господствующей идеологии.
{553} В эти же годы антисемиты добились успеха и в Австрии, главным образом в Вене. Уже в 1891 г. они провели 13 депутатов в рейхсрат, но особенно усилилось их влияние, когда к ним примкнул Кард Люэгер, бывший демократ, проповедовавший "христианско-социальную" идеологию и требовавший опекать "маленького человека". В 1895 г. антисемиты и антилибералы получили большинство в Венском муниципалитете, и Люэгер был избран бургомистром. Император Франц Иосиф отказался утвердить его на этом посту. Лишь после того, как он был переизбран три раза подряд, он все же стал в 1897 г. бургомистром. Люэгер пользовался своим постом для того, чтобы дискриминировать евреев в Вене и во всей Нижней Австрии, ограничивать в правах еврейских учащихся и т. д. В 1907 г. фракция "христианских социалистов" насчитывала в рейхсрате свыше ста делегатов, и ее представители входили также в состав правительства. Они рекомендовали ввести в учебных заведениях "процентную норму" для евреев, по примеру России, и другие антиеврейские меры.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.