Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
Авторы постановлений стремились во что бы то ни стало избежать всякого внешнего вмешательства в дела еврейского самоуправления: они обязывали избранного на пост руководителя общины поклясться в том, "что я не добивался моего назначения у властей, ни лично, ни посредством других, и не было в том моего участия".
В общинах Моравии и Богемии велась также интенсивная духовная деятельность. В Праге жил рабби Иегуда Лев сын Бецалеля, "великий рабби Лива", известный по еврейской аббревиатуре своего имени как Магарал из Праги (1525-1609 гг.). Магарал был автором многих трудов в различных областях еврейской культуры того времени. Все они отличаются своей исключительной оригинальностью. В своей книге "Вечность Израиля" Магарал утверждает, что имманентная сущность народа выражается в его цельности, в территориальной концентрации, в его независимости и сплоченности.
Евреи, как народ, лишились этих свойств. Следовательно, в самом явлении рассеяния таится неизбежность избавления, т. к. оно противоречит основной сущности бытия народа. Народная легенда повествует о том, что Магарал оживил путем таинственных заклинаний деревянную статую ("Голем"), сделав ее своим слугой.
В Праге жил также Давид Ганс, автор первой систематической хроники ашкеназских евреев "Цемах Давид". Он был не только историком, но и астрономом, математиком и географом.
Начавшаяся во второй половине XVI в. контрреформация особенно тяжело отразилась на положение евреев в Италии. Римская община была самой древней в Европе. В продолжение XIV и XV вв. многие немецкие евреи поселились в городах Северной и Центральной Италии, а после изгнания евреев из Испании и многие {367} испанские евреи переселились в Италию. Пока в Ватикане царил дух Ренессанса и папы не особенно строго соблюдали средневековые постановления, евреи и даже марраны, открыто исповедывавшие иудаизм, могли жить в городах папской области. Хотя они подвергались наветам, унижениям и вымогательствам, их существование было все же более или менее обеспеченным. В начале XVI в. число еврейских общин в Италии увеличилось. В портовых городах, как, например, в папской Анконе, обосновались выходцы из Испании, занимавшиеся морской торговлей и поддерживавшие связи с сородичами в Турции.
Усиление еврейского элемента привело к травле со стороны монахов и горожан. Монахи неустанно распространяли ложные обвинения против евреев. Самым гнусным среди них был кровавый навет в Триденте в 1475 г.
(Только в 1966 г., после Вселенского собора в Ватикане, католическая церковь официально отменила культ Симеона Тридентского, якобы убитого тогда евреями ребенка). В 1516 г. венецианское правительство тоже наложило ряд ограничений на евреев: они должны были жить в особом огороженном квартале в районе "пушечного завода" - ghetta (термин "гетто" происходит от этого слова). Таким образом, обычай евреев в средние века жить в особых городских кварталах, чтобы в случае надобности совместно защищаться от нападений, а также быть вблизи синагоги и школы, превратился под напором антиеврейской агитации в принудительное заключение. Примеру Венеции последовали и другие города в Италии во второй половине XVI в., а оттуда этот обычай распространился на другие страны Европы. Название "гетто" до сего времени служит обозначением насильственного поселения евреев в особой изолированной части города.
Во второй половине XVI в. в Ватикане, а затем и во всей Италии, усилилась католическая реакция под знаменем контрреформации. Либеральный режим пап из домов Медичи и Борджиа подвергся суровому осуждению со стороны их фанатических преемников.
В 1553 г. папа Юлий III приказал сжечь Талмуд. После длительных {368} переговоров он удовольствовался "очищением" Талмуда и других еврейских книг под цензурой монахов.
В 1555 г. папа Павел IV опубликовал буллу, направленную против евреев. Он издал ряд жестоких антиеврейских декретов, в том числе приказ ввести гетто во всей папской области. В Риме евреев заперли в квартал вблизи Тибра, обнесенный сплошной стеной, снабженной в некоторых местах воротами.
В 1556 г. папа приказал изгнать из находившегося в его владениях портового города Анкона марранов, вернувшихся к иудаизму, и предать их суду. Несмотря на вмешательство султана в их пользу, на бегство части марранов в соперничавший с Анконой порт Пезаро и на угрозы доньи Грации Мендес (возглавлявшей важный торговый дом в Турецкой империи) объявить Анконе торговый бойкот, папа не отступил от своего намерения; 25 марранов, в том числе одна женщина, оставшиеся верными еврейству, погибли мученической смертью на костре.
27 "раскаявшихся" марранов были посланы на каторгу на остров Мальту, но по дороге им удалось бежать. В 1569 г. евреи были изгнаны из всех городов, находившихся под папской властью, за исключением Рима и Анконы. Под влиянием этих событий в Анконе по инициативе доньи Грации Мендес была совершена попытка использовать еврейские коммерческие связи как орудие для борьбы с преследователями евреев и для поощрения их друзей. После бегства группы марранов из Анконы и их радушного приема герцогом Пезаро донья Грация обратилась к своим агентам и другим влиятельным еврейским купцам и предложила бойкотировать Анконский порт и направлять их корабли в порт Пезаро. Таким образом, папское государство было бы наказано за свою жестокость, а герцог Пезаро вознагражден. Подобные меры могли бы послужить уроком для других властителей. Однако не все согласились с этим предложением. Некоторые раввины отказались санкционировать бойкот. Они указывали на то, что в руках папы находятся заложники - еврейские общины, оставшиеся в пределах его государства - на которых он сможет обрушить свою месть.
{369} Хотя попытки доньи Грации не увенчались успехом, все же в них отразилось стремление евреев Турции принять существенные меры для защиты своих собратьев, преследуемых христианскими правителями.
В духовной жизни евреев Италии в этот период видную роль играл дон Ицхак Абарбанель (1437-1508 гг.). Член аристократической еврейской семьи, Абарбанель до изгнания занимал видные должности при королевских дворах Португалии и Испании. Заподозренный в участии в заговоре португальских дворян против попыток королевы ввести абсолютистский режим, он бежал в Испанию и был заочно присужден к смертной казни. В Испании он также был близок к королевскому двору. Он был среди тех, кто до последнего момента старался добиться отмены эдикта об изгнании, а затем стал во главе изгнанников. Абарбанель отправился в Италию, где он проживал в разных городах.
Еще находясь в Испании, Абарбанель начал комментировать Библию и закончил свой большой труд во время странствований по Италии. В его библейском комментарии он полемизировал с христианскими учеными, а также высказывал свои взгляды на политические и общественные вопросы своего времени. Будучи противником монархической власти, он предпочитал республиканскую аристократическую форму правления по венецианскому образцу. Он также написал ряд книг с целью ободрить изгнанников, обосновать мессианские чаяния и возвестить их близкое осуществление.
{370}
Глава двенадцатая
ВОЗРОЖДЕНИЕ ПАЛЕСТИНСКОГО ЦЕНТРА;
МЕССИАНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ XVI И XV ВВ.
Связь между испанским еврейством и Палестиной никогда не прекращалась, так же как и стремление переселенцев и паломников отправиться в Святую землю. Усилившиеся гонения и преследования делали эту связь еще более тесной. Иегуда Галеви, отправившийся в XII в. в Палестину, был не единственным евреем, совершившим в ту пору этот шаг. Однако некоторые его поэтические произведения свидетельствуют о том, что в этот период были в Испании и евреи, которые противились переселению в Палестину.
Иегуда Галеви резко оспаривал их мнение, подчеркивая святость древней родины, даже в упадке и разрухе, и настаивал на том, что переселение в Палестину является обязанностью каждого еврея. В своем философском произведении "Кузари" он гневно укоряет евреев, в том, что их ежедневные молитвы о возвращении в Сион не что иное как "щебетание скворца". Они неискренни и не влияют на образ жизни тех, кто произносит их. Немногим позднее, приблизительно в 1160- 1170 гг., отправился в дальнее странствие испанский еврей Веньямин из Туделы.
Книга, в которой он описал свои путешествия, является примечательной сокровищницей как подлинных сведений, так и полулегендарных повествований о многих странах, где он побывал по дороге в Палестину и на обратном пути. Веньямин из Туделы описывает Палестину и ее святые места под властью крестоносцев.
В XIII в. церковные власти заставляют евреев принимать участие в богословских диспутах, устраиваемых с целью доказать преимущества христианской веры и унизить еврейскую религию. Несмотря на невыносимые условия, в которые были поставлены представители евреев, в двух самых знаменитых диспутах того периода - в Париже (1240 г.) и в Барселоне (1263 г.) участвовавшим в {371} них раввинам удалось в значительной мера отразить нападки церковников и выкрестов. Однако по окончанию этих диспутов раввины, защищавшие еврейскую религию рабби Иехиэль из Парижа и рабби Моше бен Нахман (Рамбан) из Барселоны - были вынуждены покинуть родные места. Оба они переселились в Палестину.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.