Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
В XIII в. церковные власти заставляют евреев принимать участие в богословских диспутах, устраиваемых с целью доказать преимущества христианской веры и унизить еврейскую религию. Несмотря на невыносимые условия, в которые были поставлены представители евреев, в двух самых знаменитых диспутах того периода - в Париже (1240 г.) и в Барселоне (1263 г.) участвовавшим в {371} них раввинам удалось в значительной мера отразить нападки церковников и выкрестов. Однако по окончанию этих диспутов раввины, защищавшие еврейскую религию рабби Иехиэль из Парижа и рабби Моше бен Нахман (Рамбан) из Барселоны - были вынуждены покинуть родные места. Оба они переселились в Палестину.
В своих восторженных посланиях в Испанию Рамбан восхвалял святость страны отцов, горевал о ее разрушении и сетовал на невзгоды еврейского населения.
Жестокие преследования в христианской Испании конца XIV в. и начала XV века значительно увеличили число евреев и марранов, направлявшихся в Палестину. Марранов побуждала к этому и надежда на то, что возвращением в Сион дни сумеют искупить грех своего вероотступничества и перехода в христианство.
Сохранились рекомендательные письма, в которых руководители еврейских общин Испании просят зарубежные общины оказать помощь испанским евреям, находившимся в пути на родину. В XV в. возникли новые препятствия на пути евреев в Палестину. В 1428 г. венецианцы запретили своим судам перевозить туда евреев. Христианские мореходы стали захватывать находившихся на их кораблях евреев, грабить их и продавать в рабство. Многие евреи начали избирать окольный сухопутный путь - через Польшу-Литву или Богемию-Моравию на Балканский полуостров и оттуда в Турцию; предпочитавшим морской путь приходилось платить крупные суммы за охрану. Но и в XV в. были, по-видимому, хотя и редко более спокойные годы, когда евреи имели возможность отправляться в Палестину открыто, а приблизительно в 1489 г. венецианский запрет был отменен.
В 1517 г. Палестина была завоевана турками. Турецкая империя и подчиненные ей мусульманские государства, в состав которых в XVI и XVII вв. входили значительная часть Юго-Восточной Европы, вся Малая Азия и Ближний Восток, Египет и Северная Африка, относились к евреям благосклонно.
В еврейской литературе того времени заметна явная симпатия к "Измаилу", т. е. к мусульманам и к турецким {372} правителям. Турки охотно, принимали во все свои владения изгнанных из Испании евреев. От Туниса и до Балканского полуострова испанскими выходцами создавались новые общины, которые постепенно сливались с местными.
В мусульманских странах евреи принимали широкое участие во всех отраслях городских промыслов. Значительную роль играли они и в средиземноморской торговле. Некоторые из знатных испанских изгнанников заняли видные посты при дворе турецкого султана. В этом отношении характерна карьера дона Иосефа Мендеса (Паси), бежавшего со своей родственницей доньей Грацией из Испании. С помощью самого султана ему удалось перевести в Турцию все их состояние. Иосеф и Грация стали приближенными двора.
Христианские властелины, как австрийский император, король Польши и многие другие, обращались к нему с посланиями, прося употребить свое влияние у султана в их пользу. В 1564 г. султан Сулейман II даровал Иосефу Тиверию с ее окрестностями. В 1566 г. султан назначил его герцогом острова Наксос и других близлежащих островов. В 1570 г. дон Иосеф был главным инициатором войны с Венецией. После этой войны он фактически стал правителем острова Кипра, и ему было также передано управление Валахией. Дон Иосеф, крупный банкир и коммерсант в международном масштабе, не был единственным еврейским царедворцем, пользовавшимся влиянием при дворе.
Еврейские современники утверждали, что изгнанники из Испании обучили турок пользоваться огнестрельным оружием, мушкетами и пушками, содействуя таким образом их знаменательным победам.
На протяжении XVI в. иммиграция в Палестину росла беспрестанно. В первую очередь устремились в нее изгнанные из Испании евреи и бежавшие из нее марраны. Новый духовный центр в Сафеде привлек к себе множество переселенцев из всех стран рассеяния. Многие выдающиеся еврейские ученые, прибывшие из диаспоры, осели в Иерусалиме. Видные законоучители и раввины оставляли на склоне лет свои общины и переселялись в Палестину, чтобы провести в ней остаток своих дней.
{373}В архивах польско-литовский и моравских ваадов были найдены сопроводительные письма и денежные обязательства, данные переселенцам в Палестину.
В связи с этим постоянно ширится помощь евреев диаспоры, увеличивается число "Палестинских касс". Перевод денежных сумм совершается ежегодно или каждые два года. На протяжении XVI-XVII вв. эта помощь палестинскому еврейству, его общинам и ученым принимает все более организованные формы.
Посланцы из страны Израиля посещают страны рассеяния для сбора пожертвований. Они оказывают большое влияние на жизнь общин, особенно в Северной Африке и Италии. Подробные данные о связи с палестинским еврейством сохранились в архивах польских ваадов. До катастрофы 1648 г. еврейские общины в Польше из года в год посылали в Палестину несколько тысяч злотых; эти деньги регулярно собирались во всех общинах. На съезде литовского ваада был установлен постоянный сбор денег во всех синагогах в начале каждого месяца и утверждено решение призывать в праздники Нового года или Судного дня к пожертвованиям в пользу "наших братьев, рассеянных по Святой земле".
Собранные таким образом деньги следовало каждый год отправлять в Люблин в дни ярмарки, а оттуда уже "посылать дальше по назначению". Ваад грозил штрафом общинам, запаздывавшим со сбором денег для Палестины. Из среды видных общественных деятелей в Польше избирался "князь страны Израиля", в ведении которого находился сбор пожертвований и их перевод в Палестину. Даже после 1648 г. польско-литовские ваады прилагали все усилия к сбору денег и отправке их "убогим в стране Израиля".
В XVII в. в венской общине существовала постоянная должность сборщика денег, поступавших в пользу Палестины. В его компетенции находились и моравские общины, обязывавшиеся ежегодно переводить ему свои взносы для палестинского еврейства.
В XVI-XVII вв. еврейское население Палестины было сосредоточено в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тиверии и Сафеде.
{374} От конца XV в. сохранилась переписка Овадии из Бертиноро, комментатора Мишны, поселившегося в Иерусалиме, с его отцом и братьями в Италии. В своих письмах Овадия рассказывает об иерусалимской общине, в которой он сам стал впоследствии руководителем и реформатором. В Иерусалиме он нашел только "семьдесят глав семейств из бедняков" и был потрясен неимоверным убожеством населения города, "в котором человек... снискавший себе пропитание в течение целого года... считается богачом".
Он обнаружил среди членов общины также "несколько раскаявшихся грешников, потомков крестившихся по принуждению". Ему понравились каменные дома еврейского квартала, а также добрососедские отношения между мусульманами и евреями. Все же иерусалимские евреи казались ему, выходцу из Италии, некультурными и непокладистыми. В тягостном положении общины он обвинял ее старейшин.
Под его руководством и под руководством ученых, переселившихся в Палестину в XVI-XVII вв., положение евреев в Иерусалиме намного улучшилось.
Еврей, посетивший Иерусалим приблизительно в 1552 г., нашел в нем четыре еврейские группы. 15 ашкеназских семейств; "мустарабов" - членов древнейшей палестинской общины; "магребитов", выходцев из Северной Африки, и множество сефардов - самой влиятельной общины в Иерусалиме. Всего он насчитал, около 300 семейств, "среди которых свыше 200 душ живет на доброхотные подаяния". Уже тогда различные группы получали денежную помощь из разных мест: "... ашкеназские бедняки... существуют на средства, получающиеся из Венеции. Большинство же нуждающихся получает обильные пожертвования из Египта, Турции и других стран...".
В 1621 г. в Иерусалим прибыл знаменитый каббалист Исайя Гурвиц. В своем письме оттуда он сообщил, что "...слава Богу, в Иерусалиме становится тесно, так как ашкеназская община увеличивается изо дня в день... как и сефарды... умножающиеся сотнями... и они строят большие дома, и мы думаем, что это является предвестием скорого освобождения в наши дни". Как и прежде, {375} большинство членов иерусалимской общины занималось изучением Талмуда и молитвами. Однако появляются уже немногочисленные ремесленники и купцы.
Несмотря на рост населения и улучшение материальных условий, Иерусалим не был в этот период центром культурного творчества в Палестине и не из него исходило влияние на диаспору. Главным центром был город Сафед в Верхней Галилее. В этот же период была совершена попытка возродить еврейскую общину в Тиверии.
Получив в 1564 г. от султана город Тиверию и семь окрестных деревень, Иосеф Паси немедленно начал отстраивать город и пригласил евреев в нем поселиться. Несмотря на препятствия, чинимые христианскими монахами, ему удалось обнести Тиверию крепостной стеной. Затем он стал насаждать тутовые деревья - для разведения шелкопрядов - и намеревался установить шелкопрядильные станки. В Тиверию устремились евреи из немногочисленных итальянских общин, до которых дошла весть, что "дон Иосеф приглашает... евреев-ремесленников на поселение в стране Израиля". Однако его предприятие не увенчалось успехом. Тивериадская община также не заняла первенствующее место и очагом религиозного и общественного творчества продолжал быть Сафед. С этим городом связан расцвет талмудической учености, религиозного законодательства и еврейской мистики - Каббалы в XVI в.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.