Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Очерки по истории еврейского народа"
Описание и краткое содержание "Очерки по истории еврейского народа" читать бесплатно онлайн.
Промышленное производство, которое начало развиваться в ту пору, также нуждалось в сбыте, и время от времени промышленники вступали в конфликт с господствовавшими прежде в этих отраслях ремесленными цехами. Поэтому в Англии и Франции некоторые евреи занялись сбытом новых товаров. Так, например, авиньонские евреи, в продолжение многих поколений торговавшие почти исключительно подержанной одеждой и шелковыми тканями, теперь, в результате развития мануфактурного производства в Провансе, расширили сферу своей деятельности. Участие же евреев в создании новых отраслей промышленности в то время было относительно невелико. Все же в одной из них - в шлифовке алмазов они заняли важное место. Центр этой индустрии был в Нидерландах. Голландские евреи скупали значительную часть ввозимых Ост-Индской компанией алмазов и шлифовали их. Из Англии еврейские ювелиры тоже посылали алмазы на обработку в Голландию. В 1748 г. возник конфликт в шлифовальной промышленности, и рабочие-христиане обратились к амстердамскому муниципалитету с требованием ограничить деятельность евреев, работающих в этой отрасли; но власти отклонили их требование и мотивировали свой отказ тем, что это производство в их городе основали именно евреи.
Евреям принадлежит также заслуга создания шелковой промышленности в Голландии и в Италии. В {414} Амстердаме в течение XVIII века их вытеснили конкуренты-христиане, но в Италии они продолжали заниматься выделкой шелка и в этом веке. В пятидесятых годах восемнадцатого столетия эта промышленность была перенесена евреями и в Пруссию. В ту пору поощряемые правительством прусские евреи занимались также выделкой кожи, золотых и серебряных сосудов и производством бывших тогда еще новинкой хлопчатобумажных тканей.
Основание новых отраслей промышленности, сбыт новых товаров и модернизация коммерческой системы произвели гораздо более значительный переворот в экономической деятельности евреев, чем среди городского сословия христиан, еще не вышедшего из общественных и экономических рамок, унаследованных от средневековья. Поэтому неудивительно, что методы еврейских купцов воспринимались горожанами как нарушение традиций и подрыв освященных веками устоев.
***
Совершенно иной характер носила экономическая деятельность евреев в Восточной Европе. Казацкие восстания и длительные войны с Россией и Швецией в XVII в. потрясли Польское государство. Вследствие этого еще больше ослабла королевская власть и возросло влияние враждовавших между собой магнатов. Многие из них владели частными городами и побуждали своих горожан заниматься земледелием, т. к. из-за большого спроса на некоторые сельскохозяйственные продукты в Западной Европе цены на них беспрерывно возрастали. Лишь в немногих городах поощрялось занятие ремеслами и торговлей. Да и тогда зачастую владельцам этих городов было более выгодно поддерживать еврейских купцов, располагавших хорошими связями с заграницей и не предъявлявших никаких политических требований. Так, например, в Бродах еврейская торговля значительно развилась с помощью владельцев города, графов Потоцких, и в XVIII в. еврейская община этого города стала самой крупной в Польше.
Во многих городах евреи сосредоточивались вокруг центральной городской площади и открывали там свои лавки, в то время как горожане-христиане жили {415} преимущественно в предместьях и вели полуземледельчеекий образ жизни.
В результате этого в целом ряде городов и местечек, особенно на востоке Польши, еврейские жители оказались в большинстве. Дальнейшее увеличение еврейского населения страны привело его к необходимости селиться и в деревнях. И теперь, как и в прошлом, многие из них становились арендаторами, но в XVIII в. они брали в аренду, главным образом, небольшие поместья и отдельные отрасли хозяйства: мельницы, рыбные пруды и т. д. Чаще всего, однако, они арендовали корчмы. В примитивном деревенском обществе Польши водка была почти единственным предметом роскоши в крестьянском обиходе.
Поэтому польские помещики оставляли за собой право на монопольную продажу водки и на взимание налогов с нее. Паны сдавали это право в аренду евреям за заранее оговоренную плату. На деле еврейский арендатор деревенской корчмы был не только шинкарем, но и местным купцом. Он скупал у крестьян сельскохозяйственные продукты и снабжал их предметами первой необходимости, как, например, солью, скобяными товарами, кожей, а иногда давал крестьянам и ссуды.
Сами еврейские арендаторы были полностью подвержены произволу помещика. Исторические документы и народные предания хранят много повествований об издевательствах панов над арендаторами, о брошенных в подземные темницы евреях, об отнятых у родителей и насильственно крещеных детях. Не было никакой законной власти, которая могла бы спасти еврея, оторванного от своих сородичей и жившего в деревне, от его жестокого хозяина. И только денежным выкупом евреям иногда удавалось выручить соплеменника из беды.
В течение XVIII в. торговля между Польшей и Германией все больше концентрировалась в руках евреев. Коммерческие связи между польскими евреями, поставлявшими сельскохозяйственные продукты, и немецкими евреями, торговавшими промышленными изделиями; завязывались на ярмарках, устраиваемых в разных городах Германии (Бреславль, Лейпциг, Данциг). Сюда же посылали своих агентов "придворные евреи", снабжавшие войска. В этих городах польские евреи закупали изделия {416} Центральной Европы и предметы роскоши для панских дворов. Но и в самой Польше бывали ярмарки, на которых заключались арендные контракты и договоры на покупку сельскохозяйственных продуктов, даже с урожаев будущих лет. Поэтому расположенные в центре земледельческих районов города, в силу своего географического положения подходившие для встреч купцов с помещиками, стали крупными торговыми центрами. Таким образом достигли в ту пору своего экономического расцвета города Броды и Бердичев.
Однако ссудные операции евреев сократились в этот период из-за быстрого развития банковского дела, в котором они вначале не принимали участия. В Польше евреи не только прекратили ссужать деньги, но все чаще брали деньги взаймы у дворян или духовенства, чтобы вложить их в торговые предприятия. Небольшие еврейские банки, значение которых возросло лишь в первой половине XIX в., основывались главным образом "придворными евреями", скопившими капитал на торговле и на чеканке монет.
Экономическая деятельность евреев с конца XVII и вплоть до начала XIX в. высвободила их из узкоспецифических рамок средневековых еврейских профессий и привела к их постепенному включению в различные отрасли развивающейся капиталистической экономики. В этой деятельности сочетались элементы старого и нового. Большинство евреев осталось связанным с деревней и с помещичьей усадьбой, но все же многие из них способствовали созданию экономической основы для современных централизованных государств. Их успехи в значительной мере зависели от личных связей с правителями и от степени оказываемого им доверия со стороны властей. Поэтому расширение сферы их деятельности привело к натянутым отношениям между ними и другими сословиями, которые видели в них нарушителей традиционных хозяйственных и моральных норм. Несмотря на это, экономическое значение евреев в разных странах Европы возросло благодаря их новаторской роли в создании новых отраслей хозяйства, в развитии морской и колониальной торговли и в сбыте промышленной продукции.
{417}
Глава вторая
ОТНОШЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА К ЕВРЕЯМ
В XVII И XVIII вв.
Реформация XVI в. нарушила единство христианской "вселенской" католической церкви, продержавшееся на протяжении всего средневековья, и привела к возникновению ряда церквей и множества религиозных групп, вступивших в борьбу между собой.
Безрезультатность религиозных войн и забота о "благе государства", занявшая в значительной мере место заботы о "спасении душ", дали толчок к распространению принципов веротерпимости в европейском обществе. Однако эти принципы почти не сказались на отношении народов Европы к евреям. Лишь в середине XVII в. впервые послышались требования пересмотра этого отношения.
Роджер Уильямс, один из провозвестников веротерпимости, протестантский проповедник и основатель колонии Род-Айленд в Северной Америке, утверждает в 1644г., что "... воля Божья и завет Его повелевают даровать свободу богослужения даже языческому, еврейскому, турецкому и самым антихристианским культам". Аналогичные мнения высказали и некоторые из английских пуритан.
Эти взгляды были ясно формулированы в конце XVII в. в учении Джона Локка. Для идеологов Просвещения XVIII в. Локк был важнейшим авторитетом в политических вопросах. Он проводил резкую грань между религиозной общиной, добровольно объединившейся по убеждению, и государственной организацией, основанной на принуждении. В своем трактате "Письмо о веротерпимости" он утверждал, что "нельзя лишать гражданских прав в государстве идолопоклонника, мусульманина или еврея из-за их веры".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очерки по истории еврейского народа"
Книги похожие на "Очерки по истории еврейского народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Очерки по истории еврейского народа"
Отзывы читателей о книге "Очерки по истории еврейского народа", комментарии и мнения людей о произведении.