» » » » Сергей Волков - Почему РФ - не Россия


Авторские права

Сергей Волков - Почему РФ - не Россия

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Волков - Почему РФ - не Россия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Волков - Почему РФ - не Россия
Рейтинг:
Название:
Почему РФ - не Россия
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Почему РФ - не Россия"

Описание и краткое содержание "Почему РФ - не Россия" читать бесплатно онлайн.








* * *

Сложившиеся в общественном сознании представления не должны, в общем, вызывать

удивление, учитывая обстоятельства, в которых формировались представления о

прошлом ныне живущих поколений. Разумеется, и в любом случае знакомство с

историей основной массы населения может быть только самым поверхностным, но в

нашей стране действовали и факторы совершенно специфические. С точки зрения

людей, захвативших в 1917 г. власть на территории Российской империи, подлинная

история с них же и начиналась, а «предыстория» не только не заслуживала изучения

(за исключением ряда специфических сторон, прямо связанных с их идеологией), но

была для дела их вредна и опасна. Была принята идея (наиболее выразительно

сформулированная тестем Н.И. Бухарина Ю. Лариным) перейти к изображению истории

«большим мазком» — от каменного века к «истории последних десятилетий», то есть

«тому ряду событий, какой непосредственно связан с пониманием современного

положения», оставив за рамками изучения Ивана Калиту, Владимира Мономаха,

крестовые походы, Наполеона и т.п. Вершинным достижением такого подхода был

пресловутый труд М. Покровского «Русская история в самом сжатом очерке», в

котором фактический материал практически отсутствовал, замененный набором

абстрактных схем.

Более того, до середины 30-х годов преподавание истории было вовсе запрещено, да

и потом, когда оно было восстановлено, информативность школьных и вузовских

учебников была потрясающе низка (особенно снизившись в конце 50-х — начале 60-х

годов) и просто несопоставима с дореволюционными и зарубежными; по большому

счету изучение истории до конца 80-х годов так и осталось в русле идеи «большого

мазка». Исторические курсы практически дублировали курс обществоведения и давали

крайне скудные знания по конкретной гражданской истории. Для коммунистического

режима преподавание и изучение истории никогда не представляло самостоятельной

ценности, оно призвано было на конкретных примерах подтверждать правоту

марксистско-ленинского учения, и неизбежно носило комментаторский,

иллюстративный характер. При таком подходе история страны до 1917 г.

представляла собой историю «классовой борьбы», а после — историю КПСС.

Результатом представлений о сравнительной важности «истории» и «предыстории»

стало то, что вся история России до XIX в. была втиснута в один небольшой

учебник и занимала в курсе отечественной истории едва ли одну шестую часть, зато

нескольким последним десятилетиям в программе отводилось больше места, чем всем

предшествующим тысячелетиям человеческой истории.

Наконец, в советской школе история воспринималась едва ли не в большей мере по

курсу литературы (который был составлен соответствующим же образом), поскольку

яркие литературные образы несравненно лучше и прочнее входили в сознание

учащихся (как и всякого человека). Увы, до сих пор большей частью представлений

о прошлом мы обязаны не фактам, а мнениям «уважаемых людей». Обучение истории по

литературе имело следствием не только то, что история стала восприниматься как

литература, но и культ «авторитетов», без осмысления того, что данный человек

мог знать в каждом конкретном случае. Прямым следствием этого стало то, что слой

лиц, которые непосредственно формировали общественное мнение как до, так и

особенно после начала 90-х годов (журналисты, публицисты,

историки-популяризаторы и даже историки-ученые) оперировали не столько цифрами и

фактами, сколько высказываниями известных лиц, цитатами из мемуаров, даже не

ставя вопрос о степени их достоверности и представительности (между тем для

человека его личные впечатления всегда важнее, а бросаются в глаза, производят

впечатление и запоминаются прежде всего как раз исключения, а не обычные вещи).

Жонглирование яркими примерами и до сих пор остается основой аргументации при

обращении к широкой аудитории, и искажение реальной картины чаще всего

происходит именно оттого, что исключения и правило меняются местами. Как ни

смешно, но до сих пор для большей части населения главным источником

представлений о Российской империи конца XVIII — начала XX вв. является

сатирическая беллетристика (хотя писать историю СССР, имея в качестве основного

источника журнал «Крокодил», почему-то никому в голову не пришло).

Между тем по объему публиковавшейся фактической информации императорская Россия

несопоставима с советской (в справочниках можно найти информацию о владельце

мясной лавки в заштатном городе или телеграфисте на забайкальской станции, но не

о советском замминистра), но сам факт её существования остается для наших

современников по большей части неизвестным. В свое время крупным успехом

«гласности» почиталась публикация в «Известиях» нескольких строк о вновь

назначаемых министрах. Когда несколько лет назад вице-премьер очень гордился

тем, что «мы впервые за всю многовековую историю России заставили чиновников

обнародовать сведения о доходах», некому было рассказать ему, что до 1917 г.

ежегодно (2–3 раза в год) публиковались списки гражданским чинам 1–4-го классов

(4-й класс — уровень университетского профессора, директора гимназии и т.п.),

где не только подробнейшим образом было расписано получаемое на службе

содержание (со всеми столовыми, квартирными, добавочными и т.д.), но имелись и

не менее подробные сведения о том, какое за ним лично и какое за женой имеется

имущество, причем раздельно указывалось родовое и благоприобретенное (до таких

высот современная государственная мысль подниматься не рискует). Справочников —

ежегодных (а то и ежемесячных) издавалось огромное количество, причем

одновременно и по чинам, и по ведомствам, и по губерниям, и они охватывали

практически всех лиц, состоявших на военной или гражданской службе вплоть до

самых низших, в том числе и тех ведомств, бытие которых в СССР было покрыто

глубочайшей тайной (чего стоит, например, издававшийся 2–3 раза в год «Общий

состав Отдельного корпуса жандармов»). А вообще, чтобы представить себе, чем

была старая Россия и было ли там, к примеру «гражданское общество», достаточно

полистать какую-нибудь губернскую «Памятную книжку», обнаружив в каждом уезде

десятка полтора действительно самодеятельных обществ, созданных жителями

(мещанами, крестьянами) без всякой команды сверху — от «взаимного кредита» до

«покровительства животным».

От старой России много чего осталось, но похоже, что люди просто не хотят знать,

какой она была на самом деле. Вместо того, чтобы эмоционально дискутировать о

степени её «цивилизованности», логичнее было бы просто посмотреть, как решались

в её законах те или иные вопросы, были ли вообще сколько-нибудь заметные отличия

от других стран в сфере, например, свободы предпринимательства, финансового и

административного права и т.п. Огромное по объему, логичное и тщательно

детализированное законодательство империи наглядно свидетельствует, что она была

совершенно нормальным европейским государством, стоявшем вполне на уровне своего

времени, а по ряду вопросов выглядевшим даже «прогрессивнее» многих из них. Но,

судя по крайней редкости обращения как к корпусу российских законов, так и

вообще к массовому материалу (скажем, судебной практике), желающих в этом

убедиться весьма мало.

Впрочем, когда дело касается создания мифологического образа, игнорируются даже

вполне очевидные общедоступные факты, а обычные для всякого государства вещи

подаются как российская специфика. И хотя давно уже знакомиться с достоверной

информацией о старой России не возбраняется, и в последние годы появилось немало

серьезных и обстоятельных работ, освещающих реалии её бытия, существенных

сдвигов в общественном сознании не произошло, и представления об основных

чертах, создавших своеобразие Российской империи: особенности территориального

роста, положение её среди европейских стран, характер политического режима,

состав её элиты остаются в рамках «тоталитарной» парадигмы.

Вот почему представляется важным, во-первых, обратить внимание именно на эти

особенности реально-исторической России, во-вторых осмыслить масштабы и

последствия радикального слома российской государственности большевиками,

проследив основные обстоятельства, обеспечившие полный разрыв государственной и

историко-культурной преемственности между ней и советским государством, и, в


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Почему РФ - не Россия"

Книги похожие на "Почему РФ - не Россия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Волков

Сергей Волков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Волков - Почему РФ - не Россия"

Отзывы читателей о книге "Почему РФ - не Россия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.