» » » » Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.


Авторские права

Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.

Здесь можно скачать бесплатно "Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Евразия, год 2008. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.
Рейтинг:
Название:
Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.
Издательство:
Евразия
Жанр:
Год:
2008
ISBN:
978-5-8071-0286-7, 978-5-8071-0274-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв."

Описание и краткое содержание "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв." читать бесплатно онлайн.



Как христианизировать войну? Как обеспечить себе вооруженную силу, склонную верно и постоянно стоять на защите христианства и выполнять свою миссию борьбы с неверными? На два этих вопроса средневековое христианство ответило, создав, не без некоторого сопротивления, оригинальные институты — военно-монашеские ордены. Гибриды «чудовищ», по выражению Исаака Стеллы, живущих, как монахи, по уставу — бенедиктинскому или августинскому, но не совсем монахов, действующих, как рыцари, но не по образу тех представителей аристократической касты, которые всегда готовы схватиться между собой, не мирских рыцарей, поносимых святым Бернардом, а рыцарей Христа, «облаченных в доспехи из железа и доспехи веры». Реконкиста и крестовые походы способствовали тому, что эти ордены широко распространились в Святой земле, в Испании и на берегах Балтийского моря. По мере укрепления независимости монархий от папской власти, растущего недоверия монархов к этим военным силам, порой ставшим настоящими государствами, по мере того как служение миссии все больше подменялось простой воинственностью, военно-монашеские ордены понемногу теряли жизнеспособность и были вынуждены вновь обратиться к благотворительной деятельности. Тогда родились легенды и слухи, которые разоблачает современный историк, в то же время отдавая справедливость этим ярким свидетельствам коллективного воображения средневековых людей, сделав прекрасный обзор этих легенд.






Тевтонцы предоставили собору три аргумента: поляки нарушили мир; обращение литовцев не было ни полным, ни искренним, а потому поляки — сообщники «сарацин»; следовательно, тевтонцы должны сохранить монополию на миссионерскую деятельность. «Орден был создан и существует, чтобы нападать на противников креста Христова и искоренять их силой, и исторгать их из их земель и их сеньорий, дабы обращать их ради их собственной пользы, ради прирастания католической веры», — было написано в 1413 г.[876] Таким образом, формула «обращение равняется подчинению силой» оставалась в силе!

Выступая от имени поляков, Павел Влодкович [Paulus Vladimiri], ректор Краковского университета, перевел дебаты в плоскость естественного права. Померелия должна быть возвращена, потому что она отнята силой. В вопросе литовского язычества Павел Влодкович отстаивал права человека и права государств. Христиане не имеют права нападать на язычников или неверных и обращать их силой, особенно если те принадлежат к суверенной нации (Павел Влодкович делал исключение только для Иерусалима и Святой земли): это было бы противно естественному праву и праву государств. Ведь государства, будь они христианские или нет, созданы Богом. Значит, обращение литовских язычников находится исключительно в компетенции короля Польши и Литвы. Тевтонцы сослались на авторитет Генриха из Сузы [Hostiensis], великого знатока канонического права XIII в., согласно которому христианство (а значит, церковь и папа) с момента своего появления правомочны повелевать язычниками и неверными. Павел Влодкович противопоставил их доводам естественные права язычников — которые надо соблюдать — и теории миссионерства, разработанные и применяемые на практике нищенствующими братьями со времен Иннокентия IV.

Тем самым Павел Влодкович вновь поставил под сомнение легитимность Тевтонского ордена и прусского Ordensstaat: созданный для защиты христианства, орден не имел права ни обращать язычников (задача нищенствующих орденов), ни управлять обращенными (это компетенция государств). Кроме того, он обличил «прусскую ересь», порожденную надменностью, агрессивностью, неуважением к другому, в которой многие историки, сформированные в условиях пробуждения национализма разных народов в XIX и XX вв., увидели зародыши пруссачества и прусского духа[877].

Собор не был склонен внимать таким речам. Но свидетельство, которое в ноябре 1415 г. делегация жемайтийских язычников сделала о насилиях и жестокостях тевтонцев, а потом речь официального представителя польского короля, который привел пример мирных отношений между католиками и православными в Польше и усилий римских христиан для мирного воссоздания унии с греками, подкрепили тезисы о мирном обращении. Чрезмерно резкая реакция немецкого доминиканца Иоганнеса Фалькенберга, упорно доказывавшего, что поляки — еретики, в конечном счете обернулась против тевтонцев. Собор и новый папа Мартин V учли польские требования. Мартин V вновь запретил тевтонцам вести любые военные действия против Литвы — земли отныне католической. И сделал короля Владислава и великого князя Витовта своими генеральными викариями на русских землях и ради защиты католических интересов. Но, щадя тевтонцев, он восстановил папские привилегии, которые были предоставлены ордену в прошлом и действие которых было приостановлено[878].

В моральном отношении поляки одержали победу. В материальном почти ничего не изменилось. Стали просить об арбитраже императора Сигизмунда, который в 1421 г. принял решение вернуться к букве Торуньского мира. С одним важным изменением: Жемайтия безоговорочно возвращалась Литве. Но Померелия осталась тевтонской. Владислав возобновил войну, но добился не бо́льших результатов, чем прежде. И ему пришлось вступить в переговоры и заключить с орденом 27 сентября 1422 г. на берегу озера Мельно в Литве «вечный мир»!

Расцвет и кризис прусского Ordensstaat в XIV и XV вв.

Как и орден Госпиталя, Тевтонский орден, оставаясь военно-монашеским, эксплуатируя свои командорства в баллеях Германии, Нидерландов, Лотарингии и т. д., построил в Пруссии государство (а не в Ливонии, почему — было сказано). Орден не стал многонациональным государством — он сделал государством одну из своих провинций.

Экономическое могущество

Колонизация достигла высшей точки в конце XIII и в XIV в. Орден создал крупные владения, которые обрабатывали либо рабы — захваченные на войне или в набегах на Литву, — либо Freien, свободные немецкого происхождения, державшие свои земли непосредственно от ордена[879]. Орден был не единственным собственником: большие поместья получила во время завоевания в обмен на военную службу аристократия немецкого, прусского или польского происхождения; этим крупным собственникам были даны благоприятные возможности для передачи владений по наследству. Это была система Gutsherrschaft [помещичьего хозяйства (нем.)][880].

Здесь производили зерно (в основном рожь), в массовом количестве вывозя его с Северо-Запада в Европу через посредничество Ганзы, могучего союза сотни городов, имевшего очень гибкую организацию с центром в Любеке. Ганзейские суда загружались зерном в Эльбинге и прежде всего в Данциге, чтобы разгрузиться в Антверпене. С середины XIV в. подорвать эту монополию ганзейцев пытались английские и голландские купцы, что приводило к острым конфликтам[881]. Прусские порты Данциг, Эльбинг, Кенигсберг, Браунсберг входили в состав Ганзы, так же как внутренние города Кульм и Торн, ливонские порты Рига и Реваль — тоже, как и магистр тевтонцев. Но их интересы различались. Орден как экспортер поощрял свободу торговли на Балтике, тогда как прусские города, даже если у них были разногласия с Любеком, сохраняли верность монополии: в 1468–1474 гг. в войне Ганзы с Англией Данциг, обеспечивавший две трети экспорта зерновых, занял самую радикальную позицию. Один из его корсаров захватил флорентийскую галеру, направлявшуюся в Лондон, и присвоил заалтарную картину «Страшный Суд» Ханса Мемлинга. Теперь эта картина хранится в Гданьске (Данциге)[882]. Пруссия была также главным производителем янтаря, собираемого на побережьях; она экспортировала воск и меха. Через ее порты шли транзитом и металлы (в основном медь) из Центральной Европы. В Ливонию немецкие купцы Риги вывозили товары из внутренних территорий России (древесину, пеньку, меха) и, естественно, поскольку бизнес есть бизнес — литовские товары[883].

В Ливонии Тевтонский орден был всего лишь одним из производителей и продавцов наряду с другими, но в Пруссии благодаря своему верховенству он контролировал всю организацию торговли. Приблизительно с 1260 г. два Grosschaffer («великих администратора», или «великих эконома»), один из которых в Мариенбурге ведал зерновыми, а другой, занимавший пост в Кенигсберге, — янтарем и прочими продуктами, сосредотачивали продукты в нескольких центрах, направляя приказчиков для их сбора. Янтарь, собранный на побережье, свозили на склады замка Лохшттедт под ответственность хранителя янтаря, прежде чем отправить в Кенигсберг для продажи[884]. Каждый Grosschaffer имел комиссионеров (Lieger) в крупных торговых центрах Пруссии (Торне, Эльбинге, Данциге) и Европы (Брюгге, Любеке)[885]. Тем’самым орден оказывался в положении монополиста: он диктовал экспортные пошлины, но освобождал от них собственные товары. К большому недовольству крупных производителей зерна и богатых купцов-экспортеров в городах.

Кризис конца средневековья поразил Центрально-Восточную Европу, но позже, чем Запад, — в XV в.[886] Однако основная экономическая структура не была затронута, так что Пруссия и Польша продолжали вывозить зерно, пусть даже прибыль резко уменьшилась. Но это не способствовало оздоровлению финансов ордена, которые подорвало поражение при Танненберге.

Финансовый кризис

В XIV в. орден никогда не нуждался в том, чтобы взимать с Пруссии всеобщую подать. Доходов с его владений и ресурсов его тыловых командорств ему хватало, чтобы финансировать свои войны до самого 1410 г.[887]

Но после Танненберга бюджетный дефицит стал хроническим.

Ордену пришлось выплатить Польше тяжелую контрибуцию. А ведь нападения поляков на Пруссию с 1410 по 1422 г., даже если они терпели неудачу, вызывали многочисленные разрушения; до самого 1419 г. последние тщательно подсчитывались. К этому добавились неурожаи 1412 и 1415–1416 гг. — заставившие сократить экспорт зерна — и чума 1416 г. Доходы резко понизились повсюду; оброк от крестьян не поступал, и немецкие командорства больше не выплачивали responsiones[888]. Поэтому пришлось прибегнуть к всеобщему обложению — чтобы выплатить контрибуцию полякам, но еще и затем, чтобы покрывать военные расходы ордена. Тевтонцы, как и госпитальеры, значительную часть своих финансовых ресурсов использовали для оплаты наемников: после битвы при Танненберге Soldbuch — счетная книга, где фиксировалось жалованье, выплаченное солдатам, которые приняли участие в сражении или были взяты на службу позже, — насчитывает более 600 наемников[889]. Но баланс восстановлен так и не был, так что орден в конце концов уже не мог оплачивать наемников и его военная мощь ослабла. Во время Тринадцатилетней войны с Польшей (1454–1466) события из-за этого приняли драматический оборот. Эта война могла лишь усугубить ситуацию.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв."

Книги похожие на "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ален Демурже

Ален Демурже - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ален Демурже - Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв."

Отзывы читателей о книге "Рыцари Христа. Военно-монашеские ордены в средние века, XI-XVI вв.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.