» » » » Анатолий Рождественский - На поиски динозавров в Гоби


Авторские права

Анатолий Рождественский - На поиски динозавров в Гоби

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Рождественский - На поиски динозавров в Гоби" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные, издательство Наука, год 1969. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Рождественский - На поиски динозавров в Гоби
Рейтинг:
Название:
На поиски динозавров в Гоби
Издательство:
Наука
Год:
1969
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "На поиски динозавров в Гоби"

Описание и краткое содержание "На поиски динозавров в Гоби" читать бесплатно онлайн.



В своей книге Анатолий Константинович Рождественский рассказывает о работе палеонтологических экспедиций в пустыне Гоби - в Монгольской народной республике и Китае. Экспедиции, организованные в середине прошлого века, увенчались полным успехом. Были обнаружены богатейщие местонахождения отдельных костей, целых скелетов и яиц динозавров, остатки палеогеновых и третичных млекопитающих, черепах, и других вымерших животных, а также растений. Находки пополнили наши знания о далеком прошлом Земли, многие из них стали украшением экспозиций палеонтологических музеев АН СССР и Монголии.

Первая половина книги, рассказывающая о Монгольской палеонтологической экспедиции (1946-49 гг.), перекликается с книгой Ивана Ефремова "Дорога ветров". Оба принимали активное участие в работе экспедиции и опубликовали свои впечатления и воспоминания.






Видя, что все происходит успешно, я после форсирования третьей протоки отправился искать брод через последнюю, сравнительно небольшую. Вскоре я нашел подходящее место. Полуторка вошла в воду, следуя за мной. Я ее направлял на островок среди протоки, после которого вода была уже не глубже колена и хорошее твердое дно, но, не доезжая метров двух до этого островка, машина немного отклонилась в сторону и попала в яму. Мотор мгновенно захлебнулся и перестал работать. Шофер Коля Брилев растерялся. Растерялся и я: дно оказалось недостаточно твердым для машины, и ее задний опущенный конец глубоко погрузился в воду, которая яростной струей хлестала теперь в борт, грозя перевернуть полуторку. С нами был еще Володя Пресняков, но все равно нас было слишком мало, чтобы оказать помощь машине. Володя открыл дверцу кабины, которая наполовину была затоплена водой; в тот же момент из нее, будто легкие байдарки, вынырнули тапочки Новожилова и, подхваченные течением, заспешили в Орок-Нор. Но нам уже было не до тапочек, и никто не попытался их ловить, что было бы, впрочем, все равно бесполезно при такой скорости течения.

Я побежал к тяжелым машинам, чтобы буксировать полуторку назад, но Ефремов встретил меня очень неприветливо, так как в третьей протоке, перед самым выездом из нее, крепко засел "Тарбаган", и все силы были брошены на его спасение. На помощь полуторке смог поехать только "Волк", но судьба устроила новое испытание — "Волк" засел в первой же мелкой луже. Теперь, как мухи на липке, завязли три машины. Остался один "Дзерен". Тем временем стала прибывать вода, так как солнце поднялось уже высоко, и снег в горах начал таять. Наконец, "Тарбаган" выбрался. После передышки вытащили "Волка", а затем разгрузили полуторку, в которой, к счастью, были только бочки — пустые и с бензином, и, подняв передок машины на руках, вытащили ее из ямы. Вода из кабины схлынула, мотор заработал, и машина с помощью наших усилий через минуту была уже на островке, а еще через две — на другом берегу реки, куда подошли и остальные машины, переправившиеся в более удачном месте. Известная пословица: "Не зная броду, не суйся в воду" — подходила сюда как нельзя более кстати. Возня с переправой заняла у нас в общей сложности полдня.

После небольшого отдыха — просушки и "перекуса" — мы отправились далее. Переехав речку Жарголчжудиин, протекающую по долине Туин-Гола и являющуюся протокой последней, машины поднялись на плато, представляющее предгорную хангайскую степь. К закату мы подъехали к реке Тацаин-Гол. Даже и эта совсем маленькая и спокойная речка теперь тоже выглядела сердитой, катя грязно-желтые воды. Одна из наших машин застряла в ней и, пока мы вытаскивали ее, на нас набросились тучи мошки, кусавшей так, что лицо и руки горели, как в огне. Особенно мошка досаждала мне и Эглону, забираясь за очки, откуда ее невозможно было выгнать, не снимая их каждый раз. Зловредные насекомые набились и в кабины и долго еще нас там жалили.

На следующий день наш путь шел все время по хан-гайским степям. Это была наилучшая часть дороги. Днем мы были уже в Арбай-Хэрэ, или Убур-Хангае, но дальше скорость нашего передвижения опять резко снизилась. В долине Онгин-Гола вода после дождей двигалась несколькими рукавами, и только через главный из них был мост. В первой же протоке "Тарбаган" ухитрился зачерпнуть радиатором воды, сильная струя которой погнула лопасти вентилятора, смявшие и изорвавшие в свою очередь целый участок ячей радиатора. Ехать дальше было нельзя, пришлось паять радиатор. После Онгин-Гола нам удалось проехать не более 60 километров, и мы остановились ночевать среди гранитных скал. Они занимали огромную площадь. Когда-то здесь был гранитный массив, но прошли годы, тысячи и миллионы лет, и от массива остались лишь разрозненные небольшие останцы — скалы самых разнообразных, порой причудливых форм, которые, казалось, сделаны человеком, но не природой. Здесь были "сфинксы", "бюсты", "обелиски", "грибы", "столы" и т. д.

Поздно вечером начался дождь, поэтому между машинами натянули брезент, под который и затащили все койки, кроме одной — койки Ивана Антоновича. Ее поставили с краю, так как он не любил духоты. Ночью он проснулся от неприятного ощущения, что ему кто-то уселся или улегся на грудь, и Иван Антонович со всей силой толкнул от себя непонятный тяжелый предмет, оказавшийся, к несчастью, несколькими ведрами дождевой воды, скопившейся в провисшем брезенте и хлынувшей теперь на постель Ефремова. Вода, как и ночь, была ледяной, и из мокрого спального мешка пришлось срочно выбираться.





Гранитные "сфинксы"


Проехав на следующей день гранитное поле, в конце которого вдоль дороги торчали могильные памятники в виде столбов и плит с надписями, мы попали в Тухумскую котловину с озером Тухум-Нур в центре. У ее восточного борта стоит Бурэн-Сомон, откуда дорога поднимается на великолепное ровное плато. Здесь тоже вдоль дороги повсюду виднелись могильные плиты.

Перед выходом в долину Толы дорога проходит между двух горок, которые как бы образуют ворота; мы их так и назвали "воротами в долину Толы". Долина Толы имеет не менее 20 километров в поперечнике и сплошь заросла дэрисом. Несмотря на автомобильный накат, дорога между дэрисовыми кочками была очень ухабистой. Подъехав к реке, мы остановились. Это был последний ночлег перед Улан-Батором, до которого оставалось не более 125 километров. Ночью выпала сильная роса, и было очень холодно, несмотря на середину лета. Пришлось спальный мешок сверху прикрыть еще кошмой.

Итак, наступило 18 июля — десятый день нашего пути. Не доезжая до Улан-Батора, мы сделали короткий привал, чтобы выкупаться и помыть машины — хотелось вернуться чистыми в столицу. На противоположном берегу Толы росли тополевые рощи, наш берег был гористый. Место очень живописное. Тола, разбиваясь на несколько рукавов, приятно радовала глаз своей водной гладью, сверкавшей и переливающейся на солнце. В два часа дня мы были уже в Улан-Баторе, закончив, таким образом, маршрут общей протяженностью около 3000 километров.






Раскопки Могилы дракона


Отъезд экспедиции в Южную Гоби. Маршрут в Ширэгин-Гашун. Поиски Цунджа. Неудача кинооператора. Ширэгин-Гашунские пещеры. Находка древнего крокодила. Приключения в барханах Хонгорин-Элису. Северные маршруты. Десятидневная буря. Раскопки Могилы дракона. Наран-Булак. Памятный столб

С 18 июля, в течение почти месяца, мы с Ефремовым, как он любил выражаться, "гноились" в Улан-Баторе, занимаясь отчетными делами — самой нудной частью экспедиционной деятельности. С нами же оставался Прозоровский, производивший съемку в Улан-Баторе, и Шкилев, занимавшийся хозяйственными вопросами. Все машины были в поле, кроме "Козла", и, разумеется, его водителя Александрова.

В двадцатых числах июля уехали в маршруты два небольших отряда: в Восточную Гоби — под руководством Эглона, и в Баин-Дзак — под руководством Новожилова. Ян Мартынович через неделю вернулся, привезя скелет какого-то неизвестного крокодилообразного пресмыкающегося, а 1 августа вся экспедиция, кроме нас пятерых, выбыла под начальством Эглона и Малеева в Южную Гоби — в Нэмэгэтинскую котловину, чтобы начать раскопки на Могиле дракона и на Цаган-Уле. По дороге, в Далан-Дзадагаде, к ним присоединился со своим отрядом Новожилов. Мы остались в Улан-Баторе одни. Жизнь текла скучно и однообразно, она была посвящена бесконечным бумагам и цифрам.

Наконец, 14 августа, под проливным дождем, мы отправились в Южную Гоби, откуда только что вернулись наши грузовики. Через три дня к вечеру мы прибыли на Могилу дракона. Оказывается, работы еще не начинали, а только перебрались сюда с Цаган-Улы, где производились раскопки. Теперь здесь сосредоточилось мощное "раскопочное ядро" в составе Эглона, Малеева, Лукьяновой и Преснякова, а также человек 12 рабочих. Новожилову было поручено детальное изучение (палеонтологическое и геологическое) Наран-Булака — местонахождения древних млекопитающих, открытого в прошлом году.

Ефремов и я готовились к маршруту в Ширэгин-Гашун — котловину за Нэмэгэтинским хребтом, где, по описаниям географа Б. М. Чудинова, должны были быть большие скопления костей. Кроме нас в состав отряда вошли: Прозоровский, рабочий Самсонов и шоферы Пронин и Александров, каждый со своей машиной. В ночь на 20 августа прошел сильнейший ливень с грозой, задержавший утром наш отъезд, пока немного не подсохло. У нас стало даже приметой, что, как только в маршруте принимает участие кинооператор, так будет дождь или по крайней мере пасмурная погода. Это приводило Прозоровского в страшное негодование, но факт оставался фактом — ему нужна была ясная солнечная погода, а получалось наоборот.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "На поиски динозавров в Гоби"

Книги похожие на "На поиски динозавров в Гоби" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Рождественский

Анатолий Рождественский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Рождественский - На поиски динозавров в Гоби"

Отзывы читателей о книге "На поиски динозавров в Гоби", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.