Александр Мень - Читая апокалипсис (Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Читая апокалипсис (Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова)"
Описание и краткое содержание "Читая апокалипсис (Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова)" читать бесплатно онлайн.
Эсхатология Откровения включает тему, которая с первых веков Церкви понималась по-разному. Речь идет о тысячелетнем царствовании Христа на земле с воскресшими праведниками (20,1-10). Одни понимали это пророчество в переносном смысле, усматривая в нем символ церковной истории в целом. Начало такому толкованию положил блж. Августин. Но св. отцы более раннего периода, начиная со свт. Иринея Лионского, склонялись к буквальной экзегезе и верили, что в конце времен мир увидит не только разгул зла, но и торжество добра. Общепринятого толкования в Церкви нет, поэтому пророчество о тысячелетнем царстве не раз питало идеи хилиазма. Бесспорным остается основное провозвестие книги: человек обретет новый Эдем и древо жизни. "И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков" (22,3-5).
Проблема датировки и авторство. Свт. Ириней Лионский, близкий к кругу учеников ап. Иоанна, датировал Откровение периодом правления римского императора Домициана (Против ересей. V,30,3; ср. Евсевий, Церковная история, III,18). Поскольку Домициан царствовал в 91-96 годах, то Откровение можно отнести к этим годам. Большинство современных экзегетов признают датировку свт. Иринея, в частности, на том основании, что именно Домициан усилил культ императора и преследовал христиан. Существует и другое мнение, основанное на Откр 17,10, где сказано о семи царях, из которых "пять пали, один есть, а другой еще не пришел, а когда придет, не долго ему быть". Этих семь царей разные толкователи отождествляли с семью римскими правителями, начиная с Цезаря Августа и кончая Веспасианом, причем состав их варьировался. В любом случае Откровение относили к концу 60-х гг. В XIX веке немецкий ученый Ф. Бенари одним из первых расшифровал криптограмму 666 (13,18) как числовой эквивалент греческих слов "Нерон кесарь" в еврейском написании. В этом хотели видеть намек на слухи о лже-Нероне, которые появились после смерти Нерона.
Нерон действительно был первым языческим гонителем христиан и мог служить прообразом антихриста. Но поскольку существуют и другие расшифровки криптограммы, вопрос этот остается открытым. Есть гипотеза, что Иоанн написал часть своей книги в 60-х гг., а завершил ее на о. Патмос при Домициане, около 95 года. К первому варианту Откровения относят разделы 12,7-12; 13-16; 17,10 и др.
Еще более сложен вопрос об авторстве книги. Кем был Иоанн, автор Апокалипсиса? Первое указание исходит от Иустина Философа, который около 130-40 годов отождествил его с Иоанном Зеведеевым (Диалог с Трифоном, 81, 4). К этому мнению присоединилось значительное число ранних отцов и учителей Церкви, включая составителя Мураториева канона. Однако свт. Дионисий Великий усомнился в верности предания. "Самый язык, - писал он, - оправдывает предположение о различии Евангелия и послания от Откровения" (Евсевий. Церковная история. VII, 24-25). При этом святитель отмечал, что он "не осмелился бы отвергнуть эту книгу" и верит, что Иоанн, автор Апокалипсиса, "получил ведение и пророчество", но он не был одним из Двенадцати, автором 4-го Евангелия. Взгляд свт. Дионисия был возрожден Лютером и принят многими современными экзегетами. В настоящее время в исагогике сохраняются обе точки зрения в следующих вариантах: 1) Иоанн Зеведеев был автором всех писаний, которые носят имя Иоанна; 2) все писания Иоанна принадлежат некоему первохристианскому пророку, а не апостолу Иоанну; 3) Иоанн Зеведеев - автор Откровения, но не Еванглия от Иоанна и не 1-3 Посланий Иоанна. В пользу древнего предания говорит следующее: 1) и апостол, и Иоанн, автор Апокалипсиса, пользовались высоким авторитетом у христиан; 2) автор Откровения - палестинский еврей, и есть основания думать, что он был галилеянином (Р. Чарлз); 3) дух и стиль Откровения совпадают с тем, что известно об Иоанне из синоптиков (Мк 3,17; Лк 9,54). Важно и то, что традиция ранней Церкви не знает другого человека, который имел бы основание говорить с такой силой и властью, как автор Апокалипсиса.
БИБЛИОГРАФИЯ
Из рукописи Библиографического словаря
Андрей Кессарийский, Толкование на Апокалипсис, М., 1904
Викторин Петавский, Толкование на Апокалипсис, на латинском языке в серии CSEL, t. 49
Аверинцев С. С., Иоанн Богослов, в кн.: Мифы народов мира, т. 1
(Андреев И. Д.), Апокалипсис, "Новый энциклопедический словарь", изд. Брокгауза и Ефрона, т. 3
Апокалипсис (пер. с англ.), "Еврейская энциклопедия", т. 2
Антоний, митр. (Храповицкий), Творения св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Варшава, 1928
Бальтазар Г.-У., Суды Божии в Откровении Иоанна Богослова, "Символ", 1986, Э16
Баркли У., Толкование Откровения Иоанна, Вашингтон, 1987
Барсов М. В., Сборник статей по истолкователельному и назидателельному чтению Апокалипсиса, 2-е изд., М., 1902
Бартошевич Э. М., Ангелы, сеющие смерть, М., 1965
Бестужев А. А., Тайновидец будущего, Джорданвиль, 2-е изд., 1962
Булгаков С., прот., Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического толкования, Париж, 1948
Бухарев А. М., Исследования Апокалипсиса, Сергиев Посад, 1916
Воронцов Е. К., К вопросу о "первом воскресении" в Откровении Иоанна Богослова, "Вера и разум", 1905, Э 18
Воронцов Е. К., Связание сатаны (Апок. 20,1-5), Вера и разум, 1906, Э 3-4
Гамолко Н. А., К вопросу о каноническом достоинстве и церковном понимании Апока-липсиса, "Христианское чтение", 1912, Э 10
Глаголев А., Апокалипсис, "Православная богословская энциклопедия", т.1, с. 910-27
Глубоковский Н. Н., Благовестие христианской Славы и Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова, Джорданвиль, 1966
Грэм Б., Четыре всадника (Откровение Иоанна Богослова), пер. с англ., Чикаго, 1986
Дитман В. А., Откровение св. Иоанна Богослова, вып.1, СПб., 1910
Добшюц Э., Древнейшие христианские общины, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб, 1908, т.5
Евдоким, архиеп. (Мещерский), Св. ап. и ев. Иоанн Богослов, его жизнь и благовестнические труды, 2-е изд., Сергиев Посад, 1912
Жданов А. А., Откровение Господа о семи асийских церквах, М., 1891
Иванов А. В., Руководство к изъяснительному чтению апостольских посланий и Апокалипсиса, 3-е изд., СПб., 1886
Кассиан, еп. (Безобразов), Книга о семи печатях, "Путь", 1930, Э 21
Кассиан, еп. (Безобразов), Христос и первое христианское поколение, Париж, 1950
Лонгинов В., Историческое обозрение Апокалипсиса, в кн.: Опыты упражнений воспитанников Киевской духовной академии 5-го учебного курса, К., 1832, т. 1
[Лучицкий К. И.], О семи малоазийских церквах в их прежнем и нынешнем состоянии, изображенных в пророчестве св. апостола Иоанна Богослова, "Христианское чтение", 1843, ч. 3
Мень А., свящ. "Сын громов", ЖМП, 1962, Э 5
Морозов Н. А., Откровение в грозе и буре, СПб., 1907
Мусселиус В. Р., Толкование Апокалипсиса, по J. A. Seiss, СПб., 1909
Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса, 2-е изд., ч. 1-2, СПб., 1904
Никольский Н. М., Спор исторической критики с астрономией, М., 1908
Никольский Н. М., Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства, М., 1922
Норов А. С., Путешествие к семи церквам, упомянутым в Апокалипсисе, СПб., 1847
Ньютон И., Замечания на книгу прор. Даниила и Апокалипсис св. Иоанна, пер. с англ., Пг., 1915
Оберлен К. А. (Ауберлен), Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна, пер. с нем., Тула, 1882
Орлов Н., свящ., Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Опыт толкования, М., 1904
Орлов Н., свящ., Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова, в кн.: Толковая Библия, т. 11
Петр, еп. (Екатериновский), Объяснение Апокалипсиса св. ап. Иоанна Богослова, Томск, 1885
Ренан Э., Антихрист, СПб., 1907
Сведенборг Э., Апокалипсис (гл.1) по смыслу духовному; О последнем (страшном) суде; толкование гл. XXV Матфея, ч.1, СПб., 1906
Сведенборг Э., Суд над миром и обновление его, СПб., 1907
Тихомиров Л. А., Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира, СПб., 1907
Успенский И. И., Вопрос о пребывании св. ап. Иоанна Богослова в М. Азии, "Христианское чтение", 1879, Э 3-4
Успенский И. И., Деятельность св. Ап. Иоанна Богослова в Малой Азии, "Христианское чтение", 1879, Э 9-10
Успенский И. И., Св. Ап. Иоанн - писатель Четвертого Евангелия и Апокалипсиса, "Христианское чтение", 1880, Э 1-2
Фаррар Ф., Первые дни христианства, пер. с англ., ч.1-2, СПб., 1888
Херасков М. И., Послания апостольские и Апокалипсис, 2-е изд., Владимир, 1898
Четыркин В. В., Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова, Пг., 1916
Энгельс Ф., Книга Откровения, в его кн.: О первоначальном христианстве, М., 1962
Юнг-Штиллинг И. Г., Победная повесть или торжество веры христианской, пер. [с нем.], СПб., 1815
Яковлев Ф. И., Апокалипсис с очерком жизни и учения св. ев. Иоанна Богослова, 2-е изд., СПб., 1905
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Читая апокалипсис (Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова)"
Книги похожие на "Читая апокалипсис (Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Мень - Читая апокалипсис (Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова)"
Отзывы читателей о книге "Читая апокалипсис (Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова)", комментарии и мнения людей о произведении.