» » » » Владимир Царукаев - Я вернусь на рассвете


Авторские права

Владимир Царукаев - Я вернусь на рассвете

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Царукаев - Я вернусь на рассвете" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: О войне, издательство Детская литература, год 1967. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Царукаев - Я вернусь на рассвете
Рейтинг:
Название:
Я вернусь на рассвете
Издательство:
Детская литература
Жанр:
Год:
1967
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Я вернусь на рассвете"

Описание и краткое содержание "Я вернусь на рассвете" читать бесплатно онлайн.



Книгу осетинского писателя Владимира Царукаева отличает искренняя любовь к детям, умение проникнуть в духовный мир маленьких героев.

Первая повесть — «Я вернусь на рассвете», — давшая название книге, посвящена суровым дням Великой Отечественной войны. В центре повести — храбрый осетинский мальчуган Шауха́л, помогающий партизанам.

Повесть «Каменный топор» знакомит юного читателя с его современниками — школьниками из Северной Осетии. Автор рассказывает о том, как сирота Ахбо́л, сын погибшего в бою с гитлеровцами героя, выдерживает нелегкую борьбу за «справедливость» с коварным и злым Гала́у и побеждает в ней.






В этот момент вождь с каменным топором в руке подкрадывается сбоку и со страшной силой обрушивает своё грозное оружие прямо на голову чудовища. Какой могучий этот древний человек! Нынешним людям такой удар не по плечу!

И вождь размозжил череп мамонта! И тут же нанёс второй удар, потом и третий…

Теперь у племени есть пища! Её хватит надолго. Уже не грозит голодная смерть.

— Если бы не этот топор, — говорит учитель Тазе, — не одолеть бы людям мамонта…

Ребята слушают учителя, а Ахболу кажется, что предводитель племени — это и есть Тазе. Ахбол забыл обо всём на свете: он даже и не подозревал раньше, что такой небольшой топорик когда-то изменил всю жизнь людей, дал им столько силы! Ведь с ним древний человек стал сильнее всех на земле — сильнее тигров, львов и даже мамонтов!

А учитель продолжал:

— И вот далёкий предок наших предков, этот дикарь, открывший людям новую эру в их жизни, умер, сжимая своё каменное детище, свой топор, в руке. Так его и захоронили где-то в горах. И с тех пор рука человека не касалась этого чёрного камня, пролежавшего несчётное количество лет!

Учитель остановился, прошёлся по классу и улыбнулся, глядя на Галау.

— И тем человеком, который первым к нему прикоснулся через века и эпохи, оказался… Кто бы вы думали, ребята?

По классу прошёл шумок, все стали оглядываться по сторонам, надеясь угадать, о ком хочет сказать учитель.

Ахболу казалось, что все смотрят на него. Поэтому он уткнулся в парту, ожидая последних, торжественных слов учителя.

«Ну конечно же, он сейчас скажет, — думал Ахбол, — что «скромный ваш товарищ Ахбол Темирбулатов первым после древнего человека коснулся своею рукой топора». И тогда, — мечтал Ахбол, — я встану и скажу, что учитель Тазе ошибается, что не я, Ахбол, первым после вождя древнего племени коснулся этого топора, а мой отец, погибший на фронте во время войны, — Кайтмирза Темирбулатов».

Учитель оглядел притихший класс и сказал:

— Ну, раз уж вы не догадываетесь, я скажу вам. Нашёл этот топор ваш товарищ, ваш одноклассник Бабазеев Галау! Музей благодарен ему за очень ценный, очень интересный экспонат!

В классе поднялся шум. Ребята не выдержали, повскакали со своих мест и окружили учителя. Каждому хотелось потрогать каменный топор своими руками. Каждый что-то говорил, кто-то уже спорил…

Лишь Ахбол остался сидеть за партой. Слова учителя ещё звучали в его ушах. Не хотелось им верить, но это было так: не он, не Ахбол, а Галау принёс топор. Попробуй докажи, что это не так!

Ахбол не выдержал, вскочил и выбежал из класса. Все были так заняты топором, что никто не обратил на это внимания. И тут же раздался звонок…

А звонок всегда внезапен и обязательно заставляет вздрогнуть. Это ведь с самого первого класса!

В хижине новый человек

Уныло брёл Ахбол по оживлённой, утопающей в зелени садов улице. И невесёлые были у него мысли. Думал он о том, что, видно, родился неудачником. У других ребят есть свои отцы, матери, свой дом… А он, Ахбол, растёт сиротой. Хорошо, что тётя с дядей не бросили, приютили… Хорошо, что нашлись родные люди.

Правда, живётся порой не очень сладко. И всё потому, что дядя Джамбот плохой семьянин. Так утверждает соседка Фатима. А тётя Бутиан с ним всё время ругается. Дня не пройдёт, чтобы они не поссорились. Ни с того ни с сего вдруг раскричатся и не дают учить уроки. Наполучает Ахбол троек — и ему же достаётся от дяди!

— Непутёвый ты человек, — говорит дядя Джамбот в таких случаях. — Вот отец у тебя был способный к ученью, трудолюбивый, а ты, видать, не в него…

Если рядом стоит тётя Бутиан, она обязательно ядовито заметит:

— Твой племянник, наверно, уродился в своего дядю.

Иногда за этой репликой следует тяжёлый разговор, и Ахболу остаётся только слушать и недоумевать: «Почему они не могут говорить спокойно»?

А потом как тётя, так и дядя долго-долго молчат. Дядя Джамбот попыхивает своей трубкой, хмурится и, когда стемнеет, хлопает дверью и уходит из дома, пробурчав что-то вроде «Гром и молния!». Тут тётя Бутиан начинает сморкаться и утирать слёзы. А Ахболу кажется, что всё это из-за него. Не будь его, они, может быть, жили бы мирно…

Но тётя Бутиан не злая. Иногда даже очень добрая. Подойдёт, погладит по голове и так грустно-грустно спросит: «Трудно тебе у нас живётся, да?»

Ну что ей ответить?

«Нет, — говорит Ахбол, — мне хорошо».

А дядя любит араку пить. Придёт под хмельком — добрый такой, весёлый… «Я тебя, — говорит, — Ахболат, как родного сына, люблю. Эй, Бутиан! Почему ты не купишь ему новую рубашку?» — «Куплю, куплю завтра», — отвечает Бутиан.

Однако рубашки до сих пор нет, а эта, что на нём, вся в заплатах, совсем старая.

Идёт Ахбол по улице и утешает себя: «Ничего. Скоро вырасту, окончу школу, поступлю на работу, сам себя обеспечу да ещё тёте с дядей буду помогать: ведь они к тому времени старенькие будут…»

А домой идти всё-таки не хочется. Да и никто его особенно не ждёт. Другие родители бегают по улицам, разыскивают своих сынков и дочек, если те задержались и не вернулись вовремя из школы. А тёте с дядей всё равно. Им, наверно, даже спокойнее одним. В прошлый раз до самого вечера пробыл у Гайто, думал, дома ругать будут. А они даже не спросили, где Ахбол пропадал…

* * *

Гайто около шалаша точит косу.

— Знать, понравилась тебе моя хижина, джигит! — смеётся старик. — Садись рядом. Рассказывай, как живёшь.

Ахбол садится на бревно и не знает, с чего начать эту неприятную историю с топором…

— Вот какое дело, — сказал вдруг Гайто. — Есть у меня к тебе серьёзный разговор.

Ахбол удивился: «Разговор! Да ещё серьёзный!» Он вопросительно взглянул на деда.

— Ты тогда рассказывал мне, что и читать и писать умеешь… А я тебе скажу по секрету: даже своё имя не смогу написать.

— Да неужто? Это же так просто!

Гайто вздохнул:

— Всё, милый, просто, когда научен. А когда не научен — трудно. В былое время школ не было. Подросли — воевали да трудились изо всей мочи, а потом постарели… Голова уже не та!

Ахбол вспомнил слова Пушкина, упомянутые один раз учителем Тазе на уроке литературы: «Осетинцы — самое бедное племя из народов, обитающих на Кавказе».

«Гайто родился ещё тогда, когда осетины были самыми бедными, — подумал он. — Конечно, не до школы было…»

— А ведь меня твой отец, Кайтмирза, обещал грамоте научить. Но не суждено, видно, было… А вот взять бы тебе да научить меня грамоте вместо отца, а?

Ахбол не может понять: не то Гайто серьёзно говорит, не то шутит.

— Ну, что молчишь, джигит? Хоть бы имя писать научил… Я тебе показывал, как сено косят? Показывал. Я тебе играл на фандыре? Играл. Учил я тебя плести корзины? Учил. Рассказывал легенды про нартов? Рассказывал. Теперь и ты расплачивайся со мной. Если вернётся твой отец, он тебя похвалит за это.

Дело приняло серьёзный оборот. Ахбол и Гайто стоят около очага, справа от хижины. Из потухшего костра мальчик достаёт большой уголёк и на сухой земле пишет: «Гайто».

— Дядя Гайто! — говорит юный учитель. — Вот на песке я написал «Гайто». Это и есть ты.

— Ах ты моё солнце! О том, что я Гайто, я уже семьдесят лет знаю. Зачем же повторять?

— Так это же твоё имя! Я его написал. Теперь ты знаешь, как оно пишется.

Ахбол показывает пальцем на буквы, начерченные углем.

— Да пойми ты, мальчик, что ничего нет на земле долговечного! Ты написал моё имя — это хорошо. А вот пойдёт дождь и всю твою работу смоет. И я уже не буду знать, как пишется моё имя…

Ахбол задумался: «Такой дядя Гайто мудрый человек, а не понимает самой простой вещи! Ведь надо же запомнить, а не просто смотреть! Придётся каждую букву в отдельности заучить».

— Вот эта буква называется «Г». — Ахбол тычет пальцем в землю.

— А ты мне только что говорил, что здесь написано «Гайто», — возражает старик.

Эх, как тяжело! Всё на свете знает Гайто. Говорят, ему даже известно, как муравьи между собой разговаривают, а не может понять, что слово состоит из отдельных букв.

Долго длились их мучения. Гайто даже вспотел.

— Ох ты боже мой! — тяжко вздыхал он. — Легче кровников[6] примирить, чем этой грамоте научиться.

Ахболу было приятно выступать в роли учителя. Он проникся терпением. И всё-таки старик так и не научился писать своё имя. Читать — читал. Одним махом. А что такое буква и слово и какова между ними разница, так, видно, и не понял.

— Избавь ты меня от этой премудрости! — наконец взмолился он и сказал: — Пфу… Лучше уж из Терека камни таскать. Не зря говорят в народе: «Старое дерево трудно согнуть — не поддаётся». Мой ум и есть то самое старое дерево.

Но Ахбол чувствовал себя на высоте. Он ни за что не хотел сдаваться, пока не научит Гайто писать каждую букву. И из букв составить слово. А пока решили сделать перерыв. Гайто взял косу и отправился к речке.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Я вернусь на рассвете"

Книги похожие на "Я вернусь на рассвете" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Царукаев

Владимир Царукаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Царукаев - Я вернусь на рассвете"

Отзывы читателей о книге "Я вернусь на рассвете", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.