» » » » Наталья Шишова - История и культурология


Авторские права

Наталья Шишова - История и культурология

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Шишова - История и культурология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Логос, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Шишова - История и культурология
Рейтинг:
Название:
История и культурология
Издательство:
Логос
Год:
2000
ISBN:
5-94010-013-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История и культурология"

Описание и краткое содержание "История и культурология" читать бесплатно онлайн.



Раскрываются становление культурно-исторического подхода к изучению общественного развития и воззрения его ведущих представителей. Представлены основные этапы и закономерности мирового культурно-исторического процесса от доисторического общества до наших дней. На примере величайших цивилизаций древности, средневековья и Нового времени освещаются важнейшие исторические события и явления культуры, определившие облик современной эпохи. Особое внимание уделено отечественной истории и культуре. В отличие от первого издания (М.: Логос, 1999) пособие содержит главу о западной цивилизации в XX в., а также приложения, справочный аппарат и иллюстрации.

Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для специалистов в области гуманитарных наук, а также широкого круга читателей.






60

Представители «Объединения реального искусства».

61

Первоначально понятие декаданса применяется к характеристике умонастроения французских поэтов конца XIX в., которому П. Верлен дал броское название: «Я — римский мир периода упадка», а Ш. Бодлер сформировал эстетические принципы, среди которых отказ от двух важнейших опор рациональной культуры: веры в добрую природу человека и общественный прогресс, а также эстетики печали, безобразного, странного как отражения потенций увядающей цивилизации. В более широком контексте — как сущностную характеристику кризиса европейской культуры, основанной на христианской религии морали, — понятие декаданса использовал Ф. Ницше.

62

Среди исследователей нет общего мнения в определении этого понятия, его происхождения, временной прикрепленности, связи с различными теориями. Т. Шах-Азизова, например, предлагает видеть в авангарде не стиль, не функцию, но состояние, свойственное нашему веку: авангард — вырвавшийся вперед отряд, независимо от того, где и когда произошел прорыв.

63

Через интуитивное прозрение символического смысла осуществляется прорыв к постижению мирового единства, основанного на универсальном «соответствии» (французский поэт Ш. Бодлер, шведский философ-мистик Э. Сведенборг). Эта концепция в общей форме определяла творческие установки символизма.

64

Цветаева М. И. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 259.

65

Конструктивизм — направление в советском искусстве 20-х годов, ставившее задачи «конструктирования» окружающей среды, осмысления новых видов техники таких материалов, как стекло, металл и др.

66

Кубизм — течение в европейском изобразительном искусстве начала XX в. (П. Пикассо, Ф. Леже, Ж. Брак).

67

Абстрактное искусство, или абстракционизм, — направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, скульптуре и графике.

68

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) — разновидность абстрактного искусства, сочетание окрашенных геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник).

69

Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — философия существования. Центральное понятие «экзистенция» — человеческое существование, основными проявлениями которого являются страх, решимость, совесть; все они определяются через смерть. Человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть). Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающей на него ответственность за все происходящее в мире.

70

От франц. egalite — равенство — усиление тенденции требования всякого равенства (экономического, политического, умственного и т. д.) и лат. liberalis — свободный — нарастание вольнодумства, снисходительности и попустительства типа «я так хочу». К. Леонтьев еще в конце XIX в. предсказывал такие процессы, которые, по его мнению, сформируют господство посредственных людей. Поэтому он призывал «подморозить» Россию, замедлить темпы ее вступления в эгалитарно-либеральную европейскую жизнь и сохранить таким образом культурное своеобразие России [3].

71

Теория кризиса культуры была впервые сформулирована в 20–50-е годы XX в.

72

Так, Ортега называет Гете и Ницше пророками современного кризиса культуры, а Хейзинга считает, что «декадентские настроения 90-х годов прошлого века не распространились далее сферы влияния литературной моды, в то время как лейтмотивом общих настроений в культуре оставались убеждения в незыблемом движении по пути единения и процветания». Кроме того, XIX в. вывел на широкие просторы массы, господство которых чревато возвратом к варварству, т. е. гибелью цивилизации и культуры. Наиболее полно эта черта культуры проявилась в XX в.

73

Сциентизм (от лат. scintia) — знание, наука. Научное знание, считают сциентисты, высшая культурная ценность. Наука — абсолютный эталон — способна разрешить все стоящие перед человечеством проблемы.

74

Антисциентизм — реакция на преувеличение роли науки. Для него характерны принижение роли науки и обвинение ее в порождении всевозможных современных кризисов (экологических, экономических, национальных и т. д.).

75

Это направление появляется уже в середине прошлого века в России. В его рядах такие ученые, как Н. Ф. Федоров, А. В. Сухово-Кобылин, Н. А. Умов, К. Э. Циалковский, В. Д. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. Н. Муравьев и др. Главное в этом учении его генетическая черта — идея активной эволюции, т. е. необходимость развития мира в том направлении, которое диктуют разум и нравственность, управление духом материи, одухотворение мира и человека. Космисты сумели объединить заботу о Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — человека.

76

Экологическая культура с точки зрения культурологии предполагает взаимодействие природы и социума, взаимодействия в самом социуме, взаимоотношение человека с самим собой, т. е. экологию человека.

77

Коэволюция — целенаправленное и согласованное развитие биосферы и общества, ее разрушение эквивалентно гибели цивилизации.

78

Термин футурология (от лат. futurum — будущее) был введен немецким ученым О. Флехтхеймом в 1943 г. для «обозначения философии будущего».

79

Арт Нуво — от названия галереи, открытой в Париже Сэмюэлом Бингом и спроектированной Анри ван дер Вельде.

80

По названию группы Sezession, которая заявила о разрыве с официальным искусством в Вене в 1897 г. Для него характерны извивающиеся линии; в декоре его арабески решительно порывают с традицией, создавая растительные мотивы, линеарные формы.

81

Термин «кубизм» был впервые использован в отчете с парижской выставки (1911) группой художников, продолживших эксперименты Пикассо и Брака. Роберт Делоне, Фернан Леже и Марсель Дюшан принялись за глубокие эксперименты с цветом, надеясь достичь в своих картинах «чистого эстетичного наслаждения — орфизма» (Гийом Аполлинер).

82

Ллойд Райт, американский архитектор, в работе «Искусство и искусность механизма» провозгласил, что наступила эпоха, когда локомотив и пароход займут место произведений искусства. Культ машины радикально меняет эстетические статус новых материалов и как центральная тема творчества Л. Райта с готовностью был подхвачен в Европе.

83

В первом «Манифесте футуризма» (1909) Ф. Маринетти заявил, что мчащийся автомобиль производит на него большее впечатление, чем любая классическая скульптура, вроде Ники Самофракийской.

84

Дадаизм (само название не имело смысла) родился в Швейцарии. Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское течение дадаизм было направлено против всего на свете, даже против себя. Румынский писатель Тристан Тциара пронизывал свои не поддающиеся пониманию песни криками и рыданиями.

85

Интернациональный стиль, предложенный В. Гропиусом, Ле Карбюзье и др., отражал их веру в создание нового, более справедливого общества. Термин был придуман Хичкоком и Джонсоном для каталога первой международной выставки современной архитектуре в Нью-Йорке.

86

Art Deco (от франц. Art decoratifs) — стиль, который нашел наибольшее применение в кинотеатрах, мюзик-холлах, танцзалах.

87

Следует иметь в виду, что хотя документализм был известен еще в 20-е годы (как искусство, основанное на документе), но тогда эстетику документализма связывали с эстетикой конструктивизма. Документализм, возникший после второй мировой войны, иной. Фашистские зверства были так страшны, что почти не требовали прикосновения искусства. Возникают документальные фильмы, документальные выставки и т. д.

88

Возможно, первое произведение поп-арта принадлежало кисти британского художника. Во всяком случае, среди первых была картина Хамилтона «Что делает сегодня дома такими разными, такими привлекательными?».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История и культурология"

Книги похожие на "История и культурология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Шишова

Наталья Шишова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Шишова - История и культурология"

Отзывы читателей о книге "История и культурология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.