Евгений Добренко - Политэкономия соцреализма

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политэкономия соцреализма"
Описание и краткое содержание "Политэкономия соцреализма" читать бесплатно онлайн.
Если до революции социализм был прежде всего экономическим проектом, а в революционной культуре – политическим, то в сталинизме он стал проектом сугубо репрезентационным. В новой книге известного исследователя сталинской культуры Евгения Добренко соцреализм рассматривается как важнейшая социально–политическая институция сталинизма – фабрика по производству «реального социализма». Сводя вместе советский исторический опыт и искусство, которое его «отражало в революционном развитии», обращаясь к романам и фильмам, поэмам и пьесам, живописи и фотографии, архитектуре и градостроительным проектам, почтовым маркам и школьным учебникам, организации московских парков и популярной географии сталинской эпохи, автор рассматривает репрезентационные стратегии сталинизма и показывает, как из социалистического реализма рождался «реальный социализм».
85
Nove Alec. Political Economy and Soviet Socialism. London: George Allen & Unwin, 1979. P 23.
86
Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5–е изд. М.: Политиздат, 1970–1978. Т. 34. С. 193.
87
Там же. Т. 36. С. 273.
88
Научный коммунизм / Под ред. А. Румянцева. М.: Политиздат, 1969. С. 51.
89
Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5–е изд. Т. 34. С. 192.
90
Nove Alec. Political Economy and Soviet Socialism. P. 211.
91
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М, 1955. Т. 3. С. 464.
92
Бердяев Н. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М.: Правда, 1991. С. 35. В связи со сталинской культурой ту же мысль точно сформулировал В. Паперный: «Для понимания русской культуры любого ее периода важнее иметь в виду характер трансформации заимствуемой идеологии (организации, стиля), чем саму эту идеологию» (Паперный В. Культура Два. М.: Новое Литературное Обозрение, 1996. С. 16).
93
Вишневский А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. С. 97. Здесь и далее мы опираемся на работу Вишневского, теория «консервативной модернизации» которого представляется в высшей степени продуктивной.
94
Там же. С. 32.
95
Вишневский A.Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. С. 204–210.
96
Там же. С. 36.
97
Там же. С. 30.
98
Раньше предполагалось, что на этапе социализма оно еще не отомрет, теперь же выяснилось, что и при коммунизме его роль возрастает; по остроумному замечанию А Вишневского, «в «реальном социализме» в СССР повсеместно провиденциальное присутствие государства, пожалуй, только и было реальностью» (Вишневский A. T. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М.: ОГИ, 1998. С. 76).
99
Debord Guy. Society of the Spectacle. Detroit: Black & Red, 1983. P. 4, 6.
100
Ibid. P. 7.
101
Ibid. P. 8.
102
Falasca‑Zamponi Simonetta. Fascist Spectacle: The Aesthetics of Power in Mussolini's Italy. Berkeley: University of California Press, 1997. P. 139.
103
Ibid. P. 129.
104
Ibid. P. 186.
105
Stollmann Rainer. Fascist Politics as a Total Work of Art: Tendencies of the Aesthetization of Political Life in National Socialism // New German Critique. Spring 1978. № 14.
106
Stollmann Rainer. Fascist Politics as a Total Work of Art: Tendencies of the Aesthetization of Political Life in National Socialism // New German Critique. Spring 1978. № 14. P. 59.
107
Ibid.
108
Stollmann Rainer. Fascist Politics as a Total Work of Art: Tendencies of the Aesthetization of Political Life in National Socialism P. 59–60.
109
Рыклин Михаил. Пространства ликования. Тоталитаризм и различие. М.: Логос, 2002. С. 57.
110
Там же. С. 23.
111
Там же. С. 88–89.
112
Горбов Д. Поиски Галатеи. М.: Федерация, 1929. С. 67.
113
Надточий Эдуард. О власти исчисления над жизнью и смертью // Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Философское общество СССР, 1989. С. 344–345.
114
Robine Regine. Socialist Realism: An Impossible Aesthetic. Stanford: Stanford University Press, 1992.
115
Ленин B.И. Полное собрание сочинений. 5–е изд. Т. 45. С. 123.
116
По точному замечанию Эндрю Хьюита, эстетизация должна пониматься не столько в буквальном смысле, как некая стратегия олитературивания, театрализации и т. п., но шире – как «дискурсивная реальность» («discursive realm») (Hewitt Andrew. Fascist Modernism: Aesthetics, Politics, and the Avant‑Garde. Stanford: Stanford University Press, 1993. P 182).
117
ЧетуноваН. «Гимнастика слова» или жизненная правда? //Литературный критик 1939. № 8–9. С. 84.
118
Щукин Ю. М. Социалистический реализм и советская эстетическая мысль. С. 23.
119
Дмитриева Н. Эстетическая категория прекрасного // Искусство. 1952. № 1. С. 79.
120
Там же. С. 78.
121
Художник. 1961. № 1. С. 17. Цит по: Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества. С. 198.
122
Ср. подходы к проблеме: Hillach Ansgar. The Aesthetics of Politics: Walter Benjamin's «Theories of German Fascism» // New German Critique. Spring 1979. № 17; Jay Maritn. «The Aesthetic Ideology» as Ideology; or, What Does It Mean to Aestheticize Politics? // Cultural Critique. 1992. №21.
123
См.: Rabinbach Anson G. The Aesthetics of Production in the Third Reich // Journal of Contemporary History. 1976. № 11.
124
См.: Mosse George. The nationalization of the masses: political symbolism and mass movements in Germany from the Napoleonic wars through the Third Reich. Ithaca: Cornell University Press, 1991.
125
Островитянов К. Ленин и Сталин об экономике и политике // Вопросы экономики. 1949. № 2. С. 23.
126
Тасалов В. Капитализм и культура // О современной буржуазной эстетике. Вып. 1. М.: Искусство, 1963. С. 59.
127
См. о связи «механического репродуцирования» Вальтера Беньямина и «гиперреальности» Жана Бодрийяра в кн.: Hewitt Andrew. Fascist Modernism: Aesthetics, Politics, and the Avant‑Garde (особ. гл. «Fascist Modernism and the Theater of Power». P. 166–182).
128
Арватов Б. Искусство и производство. М.: Пролеткульт, 1926. С. 106. Далее ссылки на это издание с указанием в тексте страниц в скобках.
129
По точному замечанию Бориса Гройса, лефовцы воспринимали в качестве «материала самой жизни» «результаты манипуляций и симуляций, осуществляемых средствами массовой информации, находящимися под тотальным контролем партийного пропагандистского аппарата» (все эти «кинодокументы», фотографии, выступления передовиков и т. п.) (Гройс Борис. Утопия и обмен. С. 32–33).
130
См., напр.: Арватов Б. Эстетический фетишизм // Арватов Б. Искусство и классы. М.; П.: Госиздат, 1923.
131
Эренбург Илья. А все‑таки она вертится. М.; Берлин: Геликон, 1922. С. 94.
132
Третьяков Сергей. Откуда и куда? // ЛЕФ. 1923. № 1. С. 200.
133
Луначарский А. В. Ленин и народное образование. М.: Изд–во АПН, 1960. С. 138.
134
См.: Gutkin Irina. The Cultural Origins of the Socialist Realist Aesthetic: 1890–1934. Evanston: Northwestern University Press, 1999.
135
Фантастический мир Абрама Терца. С. 406; см. также: Синявский А. Сталин – герой и художник сталинской эпохи // Осмыслить культ Сталина. М.: Прогресс, 1989.
136
Гройс Б. Утопия и обмен (Стиль Сталин). С. 38.
137
Там же. С. 11.
138
Там же. С. 26.
139
Там же. С. 30.
140
См.: Добренко Евгений. Формовка советского писателя: Социальные и эстетические истоки советской литературной культуры. СПб.: Академический проект, 1999.
141
Гройс Борис. Сталинизм как эстетический феномен // Синтаксис. 1987. № 17. С. 106–107.
142
Гройс Борис. Сталинизм как эстетический феномен // С. 108.
143
Кюстин Астольф де. Россия в 1839 году: В 2 т. М.: Издательство Сабашниковых, 1996. Т. 1. 343. Далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием в скобках тома и страницы.
144
Панченко Александр. «Потемкинские деревни» как культурный миф // Панченко А. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000. С. 416. Далее ссылки на это издание даны в тексте с указанием страниц в скобках.
145
Ключевский В. Исторические портреты. М.: Правда, 1990. С. 290.
146
Рыклин Михаил. Вечная Россия: две вариации на тему маркиза де Кюстина // Авто–био–графия. М.: Логос, 2001. С. 214.
147
Kennan George F. The Marquis de Custine and His «Russie en 1839». Princeton: Princeton University Press, 1971. P. 124.
148
Рыклин Михаил. Вечная Россия. С. 245.
149
Рыклин Михаил. Вечная Россия. Там же. С. 254.
150
См.: Павлов Тодор. Теория отражения. М.: Политиздат, 1936; Соболев А. И. Ленинская теория отражения и искусство. М.: Политиздат, 1947; Разумный В. А. Ленинская теория отражения и некоторые вопросы изобразительного искусства. М.: Политиздат, 1963. Следует отметить, что утилизация теории Чернышевского началась еще в раннем российском марксизме. См.: Плеханов Г. Эстетическая теория Н. Г. Чернышевского // Плеханов Г. В. Литература и эстетика. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 1.
151
ПисаревД. И. Литературная критика: В 3 т. Л, 1981. Т. 2. С. 328–329.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политэкономия соцреализма"
Книги похожие на "Политэкономия соцреализма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Добренко - Политэкономия соцреализма"
Отзывы читателей о книге "Политэкономия соцреализма", комментарии и мнения людей о произведении.