Евгений Добренко - Политэкономия соцреализма

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политэкономия соцреализма"
Описание и краткое содержание "Политэкономия соцреализма" читать бесплатно онлайн.
Если до революции социализм был прежде всего экономическим проектом, а в революционной культуре – политическим, то в сталинизме он стал проектом сугубо репрезентационным. В новой книге известного исследователя сталинской культуры Евгения Добренко соцреализм рассматривается как важнейшая социально–политическая институция сталинизма – фабрика по производству «реального социализма». Сводя вместе советский исторический опыт и искусство, которое его «отражало в революционном развитии», обращаясь к романам и фильмам, поэмам и пьесам, живописи и фотографии, архитектуре и градостроительным проектам, почтовым маркам и школьным учебникам, организации московских парков и популярной географии сталинской эпохи, автор рассматривает репрезентационные стратегии сталинизма и показывает, как из социалистического реализма рождался «реальный социализм».
151
ПисаревД. И. Литературная критика: В 3 т. Л, 1981. Т. 2. С. 328–329.
152
См.: Clark Katerina. Soviet Novel. History as Ritual. Chicago: University of Chicago Press, 1981.
153
Троцкий Лев. Семья и общественность // Петроградская правда. 1923. № 156.
154
Жизнь искусства. (Пг.), 1923. № 38.
155
Арватов Б. Утопия или наука? //ЛЕФ. 1924. № 4. С. 21.
156
Чужак Н. Под знаком жизнестроения //ЛЕФ. 1923. № 1. С. 15.
157
Там же. С. 22.
158
Там же. С. 15.
159
Воронский А. Избранные статьи о литературе. М.: Художественная литература, 1982. С. 303.
160
Воронский Л. Избранные статьи о литературе. М.: Художественная литература, 1982. С. 304.
161
Горбов Д. Поиски Галатеи. М.: Федерация, 1929. С. 27.
162
Там же. С. 29–30.
163
Полонский В. Очерки современной литературы. М.: Госиздат, 1930. С. 85.
164
Асмус В. В защиту вымысла (Литература факта и факты литературы) // Печать и революция. 1929. № 11. С. 17.
165
Там же. С. 21.
166
Там же. С. 19.
167
Зонин А. Какая нам нужна школа // Творческие пути пролетарской литературы. М.; Л.: ГИЗ. 1928, С. 36–37.
168
Зивельчинская Л. О творческом методе в изо–искусстве // Литература и искусство. 1931. № 2–3. С. 86.
169
Безыменский А. О проблеме психологического углубления // Творческие пути пролетарской литературы. С. 71.
170
Сталин И. В. Собрание сочинений. Т. 12. С. 173–174.
171
Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1934. С. 10. В этом Горький предвосхитил идеи антропологов Бронислава Малиновского, Клиффорда Гирца, Брюса Линкольна, показавших, что миф – это одновременно и модель реальности, и модель для реальности (Malinowski Bronislaw. Magic, Science and Religion and Other Essays. London: Souvenir Press, 1974; Lincoln Bruce. Discourse and the Construction of Society: Comparative Studies of Myth, Ritual, and Classification. Oxford: Oxford University Press, 1989; Geertz Clifford. The Interpretation of Cultures. London: Hutchinson, 1975).
172
Первый Всесоюзный съезд советских писателей. С. 254.
173
Луначарский А. Романтика на советской сцене // Советский театр. 1933. № 1. С. 14.
174
Киршон В. Пишите правду // Театр и драматургия. 1933. № 1. С. 26.
175
Киршон В. Пишите правду. С. 27–28.
176
Астахов И. О социалистическом реализме и революционном романтизме. Свердловск: Уральское книжное издательство, 1933. С. 26–27.
177
Кузнецов А. Хочу мечтать // Штурм (Самара). 1932. № 8–9. С. 99.
178
Советская литература на новом этапе: Стенограмма первого пленума Оргкомитета Союза советских писателей (29 октября – 3 ноября 1932). М.: Советский писатель, 1933. С. 10. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием страниц в скобках.
179
См. работы А. Овчаренко, А. Эльяшевича, Д. Маркова, Ю. Андреева, Г. Ломидзе, К. Зелинского. Обзор проблемы: Лахусен Томас. Соцреализм в поисках своих берегов: Несколько исторических замечаний относительно «исторически открытой эстетической системы правдивого изображения жизни» // Соцреалистический канон. СПб.: Академический проект, 2000.
180
Первый Всесоюзный съезд советских писателей. С. 234.
181
Гапошкин В. К вопросу о социалистическом реализме // Искусство. 1934. № 2. С. 8.
182
Герценберг Вера. Весенняя выставка московских живописцев // Искусство. 1935. № 4. С. 81.
183
Витенсон М. К вопросу о социалистическом реализме // Литературный современник (Ленинград). 1933. № 1. С. 127–128.
184
Кузнецов А. Хочу мечтать // Штурм (Самара). 1932. № 8–9. С. 99.
185
Там же.
186
Серебрянский М. О социалистическом реализме // Молодая гвардия. 1933. № 6. С. 124.
187
Секерская Ядвига. О некоторых вопросах социалистического реализма // Фронт науки и техники. 1934. № 5–6. С. 12.
188
Цит. по: Балабанович Е. А. С. Макаренко. Очерк жизни и творчества. М.: Просвещение, 1951. С. 238.
189
Макаренко А. Литературные мечтания // Литературная газета. 1938. 31 декабря.
190
Гоффеншефер В. О счастье // Литературный критик. 1935. № 10. С. 84.
191
Селивановский И. Право на мечту // Литературный критик. 1933. № 5. С. 65.
192
Пикель Р. О путях советской драматургии // Театр и драматургия. 1934. № 6. С. 39.
193
Добин Е. Героика масс и оптимизм борьбы // В спорах о методе: Сборник статей о социалистическом реализме. Л.: Советский писатель, 1934. С. 37.
194
Там же. С. 39.
195
Добин Е. Героика масс и оптимизм борьбы. С. 47–48.
196
Там же. С. 49.
197
Там же. С. 50.
198
Литературный критик. 1934. № 10. С. 124.
199
Гоффеншефер В. Соревнование с действительностью // О советской литературе: Критические статьи. М.: Художественная литература, 1936. С. 12. В дальнейшем ссылки на это издание с указанием страниц в тексте.
200
Калинин М. И. Об овладении марксизмом–ленинизмом работниками искусств // Искусство. 1939. № 2. С. 14.
201
Юренев Р. Фильм о стахановском движении // Искусство кино. 1940. № 19. С. 13.
202
Гурштейн А. Проблемы социалистического реализма. М.: Советский писатель, 1941. С. 29.
203
Михайлов А. О художественном образе в изобразительном искусстве // Искусство. 1941. № 1. С. 3.
204
Михайлов А. О художественном образе в изобразительном искусстве // Искусство. 1941. № 1. С. 4.
205
Там же. С. 6.
206
Там же. С. 15–16.
207
Следует отметить, что одной из сторон десталинизации советской эстетики в конце 50–х – начале 60–х годов стал осторожный пересмотр наследия Чернышевского в кн.: Буров А. Л. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956; Ванслов В. В. Проблема прекрасного. М.: Искусство, 1957; Егоров А. Искусство и общественная жизнь. М.: Советский писатель, 1959; Гольдентрихт С. С. Об эстетическом освоении действительности. М.: Издательство МГУ, 1959; Борев Ю. Б. Категории эстетики. М.: Издательство МГУ, 1959; Столович Л. Н. Эстетическое в действительности и в искусстве. М.: Госполитиздат, 1959; Столович Л. Н. Предмет эстетики. М.: Искусство, 1961, и др. Даже самый ортодоксальный из советских эстетиков И. Астахов вынужден был в своем пересмотре Чернышевского отказаться от его формулы «Прекрасное – это жизнь». «Искусство есть прекрасное воспроизведение действительности в образах и картинах», – утверждал Астахов (Астахов И. Искусство и проблема прекрасного. М.: Советский писатель, 1963. С. 16).
Однако в целом пересмотр основ сталинской эстетики советскими шестидесятниками ни в коей мере не был последовательным. Когда сегодня, спустя полвека, перечитываешь статью В. Померанцева «Об искренности в литературе» (Новый мир. 1953. № 12), ознаменовавшую собой если не начало, то первый признак оттепели, отчетливо понимаешь, почему столь романтическими были призывы Померанцева к «искренности», к тому, чтобы «вернуть в литературу жизненные конфликты», к отказу от «заданности» и идеологического шаблона. Померанцев (и поколение шестидесятников в целом) понимал ситуацию примерно так же, как и традиционная советология: соцреализм – это литература лжи. Поэтому достаточно начать «писать правду» (прямо по совету Сталина), как вся эта миражная постройка рухнет. Соцреализм, однако, распался, но не от того, что кремовые розы советского романа начали таять при первом тепле оттепели и совсем растаяли под солнцем гласности в эпоху Горбачева. Напротив, призывы Померанцева – это призывы не к более искренней, честной, критической и т. д. литературе, но именно к принципиально другому роду деятельности. Советский роман не лгал и не лакировал (как утверждали его традиционные противники). Он не «воспитывал» и не «звал вперед». Он создавал иную реальность (лишь попутно лакируя и воспитывая). Советская литература создавала социализм, поэтому она была чем‑то большим, чем просто литература. То, чего требовали от этого искусства шестидесятники, основывалось на том, что это некое миметическое традиционное искусство, которое просто «завралось» (из‑за страха и цензуры), что, конечно, является сильным упрощением ситуации. Соцреализм закончился не от «правды», а оттого, что был завершен сам социалистический проект, в котором ему была отведена роль производителя социалистической реальности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политэкономия соцреализма"
Книги похожие на "Политэкономия соцреализма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Добренко - Политэкономия соцреализма"
Отзывы читателей о книге "Политэкономия соцреализма", комментарии и мнения людей о произведении.