Казимир Малевич - Том 5. Произведения разных лет

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Том 5. Произведения разных лет"
Описание и краткое содержание "Том 5. Произведения разных лет" читать бесплатно онлайн.
В последнем томе настоящего собрания сочинений представлен широкий диапазон письменного наследия Казимира Малевича — от теоретических трактатов до афористических «кратких мыслей», от риторических деклараций до поэтических строф. Большинство из этих работ публикуется впервые, часть — впервые на русском языке.
Причина остановки деятельности творческой энергии в живописце, ее регрессия или прогрессия, причины торможения выявления новейших элементов и в конце концов форма нервоза <так!> организма на почве живописной неустойчивости образов или, обратно, хроникального уста<навл>ивания одного и того же образа в представлении.
Все эти перечисленные вопросы призвали меня более тому чем 15 лет <назад> к медленной разработке этих вопросов, к приведению их в более или менее четкий характер. Уже в 1923 году план моей работы по исследованию новейших течений был утвержден Главнаукой, в силу чего был организован Институт Художеств<енной> Культуры по исследованию выставленных мною вопросов. Таким образом, Институт Художеств<енной> Культуры был организован из нескольких отделов: 1) Живописной Культуры по анализу и исследованиям новейших течений; 2) изучение цвета и <отдел> Идеологии — социологический.
Впоследствии лет через пять произошло слияние этих отделов с Институтом Истории Искусств, в котором и по сие время эти вопросы разрабатываются.
Развивая эту работу, у меня вытекла «Теория о прибавочном элементе». Прибавочный элемент — это есть элемент воздействия той или другой живописной культуры на того или другого живописца, который деформирует или совершенно вытесняет образ в том или другом субъекте.
Для определения этого прибавочного элемента необходимо всестороннее изучение каждого течения или вида живописной культуры. Это изучение ведется не только теоретически, но и главным образом практически, проделывается самая тщательная препарация материала. Кроме этого, ведется тщательная проверка результатов и на самих живописцах, на которых проверяется реакции этих прибавочных элементов. Эти опыты и проверки ведутся посредством или заражения, т. е. поражения в представлении путем восприятия данного прибавочного элемента, либо извлечения, атрофирования уже существующей реакции прибавоч<ного> элемента, за благо приобретенного субъектом.
В настоящее время мною определено более пятнадцати видов живописной культуры: Кубизм, Футуризм, экспр<ессио>низм, абстрактивизм, Метафизизм, Супрематизм, Симультанизм, Дадаизм, Пуризм, Неопластицизм, Мерцизм, Рroun, Веризмус, Конструктивизм, Сезаннизм, Импрессионизм, Пуантелизм, Фовизм, С<юр>реализм.
Все эти течения есть течения очень активные, распространяясь путем издания журналов, <они> производят свои воздействия на молодой живописный организм. Молодые художники, рассматривая журналы, получают известное восприятие, или заражение, формой живописи. Последнее начинает производить свою разрушительн<ой> сил<ы> <работу, воздействуя> на существующие формы в живописце, в силу чего начинается сильная борьба двух реакций, прибавочного элемента и существующего образа.
Результат этих реакций при случае, когда молодой живописец усвояет воздействовавшую живописную культуру до конца, дает правильный выход и правильное разрешение, кризис идет в лучшую сторону. Если же пораженному представлению субъект не дает правильного выхода по случаю незнания данной культуры, то он стремится примирить существующий образ с ворвавшимся элементом новым. Это примирение дает обязательно эклектический вывод, смесь двух образов или, хуже того, в том или другом образе появляется только один элемент от другой культуры живописи.
Эклектические случаи, а таких случаев в нашей современности очень много, <и> даже можно сказать, что эти случаи образовали целое течение или целый метод формирования всевозможных тем или разрешения живописных задач. Эти случаи величайшего в мире эклектизма, который в Искусстве у нас преобладает, виновна <в них> та причина, что до сих пор наука о Художественной Культуре у нас не поставлена в надлежащий порядок и высоту. Все Институты, которые в своих планах имеют в виду изучение Художественной Культуры, до сих пор стоят на точке зрения загробной, т. е. изучают только то, что було33 в 13–14, 16,17 веках и самым молодым действующим Искусством считается Искусство 17 века и 18<-го>, они, по терминологии историков, есть Новейшие Искусства.
А 19 и XX век — это то, что совершенно не подлежит изучению. У меня же точка зрения другая была на это дело. Я всегда думал, что изучение сегодняшних фактов развития живой сегодняшней жизни Живописной Культуры есть первейшая неотложна<я> задача. Поэтому я впервые и начал заниматься этой работой, и за последние двенадцать лет, можно сказать, положил основание данному делу, которое, мне думается, в будущем <приведет к тому, что> в лице молодых аналитиков создастся подлинная наука о художественной культуре вообще и живописной культуре в частности.
Эта наука сейчас в очень примитивном состоянии <, но в будушем> сможет <достичь большого развития> как наука о микробиологии сейчас достигла чрезвычайно важной роли в области медицины.
Так себе я думал, начиная свою аналитическую работу над изучением новейших течений, что наука о них, наука о прибавочных элементах, будет впоследствии живописной микробиологие или психобиологией, которая будет играть большую роль в живописной культуре и в области педагогики, посредством которой педагог сможет научно подходить к развязыванию вопросов творческих в молодом художнике; живописная психобиология позволит молодым художникам более правильно пройти обучение новейшему искусству, нежели они проходят сейчас на основе подсознательного интуитивного ощущения.
Развивая таким образом исследовательскую работу при Художественном вузе, нужно полагать, что в будущем эта работа станет самой главной работой художеств<енного> Вуза, который в будущем из Вуза интуитивно-подсознательного перейдет на путь Научно-Художественного Института. Только при таком условии Худож<ественный> Вуз СССР сможет, как мне кажется, <в>стать на высококачественную грань творчества.
Сама жизнь безоговорочно требует создания этого научного метода, сама молодежь имеет эту сильную тягу к созданию этой науки. Создание новых проблем в этой области, создание научных кружков есть те небольшие начинания которые некогда создадут целый Институт науки о художественной культуре Научные кружки на специальном факультете уже имеют задачу усовершенствова<ния> своих знаний путем привнесения в кружок некоторых вопросов и разрешения последних, которые не рассматриваются на факультете. В будущем мне и думается, что эти научные кружки при факультетах разовьют дело научное и расширят факультетск<ие> вопросы научной стороною и тем самым отодвинут <интуитивные методы>, или все интуитивные методы получат четкое и ясное оформление.
Исследовательский кабинет при Художеств<енном> Вузе есть тоже нечто подобное научны<м> кружк<ам>, но только в более широком виде, который имеет в своей сущности <цель —> приготовить такого специалиста, который бы смог быть врачом и знатоком всех видов культур и смог бы в будущем правильно развивать творческое направление в молодом художнике.
Я за всю свою многолетнюю практику убедился, насколько великую роль в человеке играют четкие представления того или другого предмета, насколько это знание помогает скорейшему преодолению представляемых образов и насколько больше приходится тратить времени, когда ты <не> знаешь то обстоятельство, которое тебя окружает; чувствуя воздействие последнего и не зная его системы, человек зачастую погибает, в поте чела не преодолев данного образа системы34.
II. Записи и заметки
Запись конца 1900-х годов*
Загробной жизн<и> не существует совсем, и речи быть не может и мысль <о ней> не зарождается у меня; смерть пресекает жизнь, как меч отделяет туловище от головы.
Я говорю здесь в том смысле, что я <живу> как таковой созидающий в том организме мира, где живу.
Душа же моя ввиду смерти оболочки остается силой.
Есть сила, жизнь которой состоит в неустанном творчестве форм.
Сила эта, создавая форму, оживает ею и проявляет свое изменение до тех пор, пока оболочка не израсходуется.
И сила эта остается.
Поэтому думаю, что смерти нет.
Потому что оболочку (как прибор которым нужно выразить форму), пришедш<ую> в негодность, не считаю смертью1.
Запись около 1914 года*
Мы провозглашаем пустоголовых. И не желаем делать с<о> своей головы мусор<ный> ящик.
* * *У современных талантливых писателей Брюсов<а>, Бальмон<та>, Андреева, Горького, Анатол<я> Франса, Кнут<а> Гамсуна и и<м> подоб<ных>, а также худож<ников> Васн<ецова>, Сомов<а>, Репина, Куст<одиева> и друг<их> им подоб<ных> души не существует а если есть, то по виду она мусор<ный> скребок, и творчеств<а> их происходят от Разума и души, создава<я> ею что-то среднее, не способное развиваться.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Том 5. Произведения разных лет"
Книги похожие на "Том 5. Произведения разных лет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Казимир Малевич - Том 5. Произведения разных лет"
Отзывы читателей о книге "Том 5. Произведения разных лет", комментарии и мнения людей о произведении.