» » » Сергий Булгаков - Автобиографические заметки


Авторские права

Сергий Булгаков - Автобиографические заметки

Здесь можно скачать бесплатно "Сергий Булгаков - Автобиографические заметки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия: прочее. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергий Булгаков - Автобиографические заметки
Рейтинг:
Название:
Автобиографические заметки
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Автобиографические заметки"

Описание и краткое содержание "Автобиографические заметки" читать бесплатно онлайн.



Сергей Николаевич Булгаков (16 (28) июня 1871, Ливны, Орловская губерния, Российская империя — 13 июля 1944, Париж, Франция) — русский философ, теолог, священник Православной Церкви.






524

он того, или не хочет. Смертность заключена в самой падшей человеческой природе, которую воспринял Христос в смертном человеческом естестве. Всякая болезнь есть уже ведение смертности, откровение о ней, которого никто не может миновать и мера его определяется силою болезни, приближением к смерти. Объективно я был на волосок от нее в первую половину болезни, субъективно же я был почти всецело охвачен смертностью и потому познал ее. Познал как крестное умирание Господа в Его Богооставленности даже до смерти, от «всякую Меня оставил» до «в руки Твои предаю дух Мой». Умирание не содержит откровения о смерти самой, оно дается только ее вкушением, и тем самым безвозвратно этот мир оставившим. За гранью смерти следует откровение загробной жизни, как начала нового бытия, о нем не говорит нам посюсторонний человеческий опыт. Умирание само по себе не знает откровения и о загробной жизни и о воскресении. Оно есть ночь дня, сам первородный грех. Можно забывать о смерти, отворачиваясь от нее, и, конечно, не следует наполнять жизнь одним лишь предчувствием смерти. Однако и забвением о ней нельзя уйти от него, — оно приходит рано или поздно ко всякому человеку, и это есть вопрос только времени.

Примечания

1

1 Слободка за рекой называется Засосна.

2

2 С слободкой Заливенкой.

3

1 Во время жительства в Крыму под большевиками в 1918—19 гг. я написал толстую тетрадь с повестью о своей жизни, примерно в течение 30 лет. При моей высылке я ее оставил, казалось, в надежные руки, но во время очередной паники перед обыском тетрадь была зарыта в землю и — погибла. Ее содержание невосстановимо, — ни в памяти, ни в душе, как н е восстановима и запись о моем духовном умирании пред рукоположением, а об этом я жалею больше, чем о жизнеописании. И это была — смерть первая и воскресение первое, за ними последовала теперь смерть вторая и воскресение второе. (См. запись 1942 года: «Мое рукоположение».

4

1 Вспоминаю следующий символический жест: 18 октября 1905 г. в Киеве я вышел из Политехникума с толпой студентов праздновать торжество свободы, имея в петлице красную тряпицу, как и многие, но, увидав и почувствовав происходящее, я бросил ее в отхожее место. И мне открылось Евангелие со следующим текстом в ответ на мое немое вопрошание: «сей род изгоняется молитвой и постом».

5

1 Думаю, что моя внешняя судьба здесь аналогична судьбам также семинаристов Добролюбова и Чернышевского.

6

1 На путях Промысла Божия эти времена и сроки человеческой жизни имеют, очевидно, свою таинственную предустановленность. Мой beau‑pere Н. П. Водовозов умер от чахотки 25–ти лет, в расцвете интеллигентской гордыни и нигилизма. Значит ли это, что ему уже нечего бьшо изживать на земле и он отозван был для того в иные сферы?

7

1 Свою жизнь до 30–летнего возраста я в 1918 г. описал для детей в толстой тетради, в Крыму безвозвратно погибшей в земле во время одной из очередных паник, уже после моей высылки из России (1922–1923).

8

1 «Und Bulgakoff ist fromm geworden» передавали мне изумленное восклицание Kautsky, одного из вождей германской социал–демократии (это можно по смыслу передать так: «Булгаков обыдиотел!»).

9

1 Незадолго до этого, в рождественские праздники, Святейший Патриарх меня понудил (еще мирянина), составить текст первого его послания, возвещающего об его вступлении на Патриарший Престол, что я и исполнил (читано бьшо в храмах на Крещение).

10

1 При этом упомяну и о такой смешной и характерной подробно

сти всего этого события. Когда я в субботу (канун дня Троицы, на

значенного для моего рукоположения) пришел в Московскую кон

систорию выправлять свое ставленническое дело, в нем оказалось от

сутствующим письменное удостоверение относительной моей жены,

что она православного исповедания и венчана со мной первым бра

ком. Хотя я, будучи не только членом церковного собора, но и из

бранного им Высшего Церковного Совета, об этом заверял секретаря

консистории, этого оказалось недостаточно, необходима была соот

ветственная бумага. Когда же он обратился за этим в канцелярию

Свящ. Собора, то оказалось, что оттуда ее нельзя было получить. Ка

ково же было мое волнение, когда я понял, что все для меня висит в

воздухе из‑за этого канцелярского формализма, ничто здесь не может

помочь и даже некуда обратиться, потому что сам Патриарх, если

только и он мог здесь справиться с неумолимостью канцелярий, был

уже в отъезде (в Петербург). А между тем день склонялся уже ко вто

рой половине, все было условлено и решено (даже вплоть до газетных

заметок о предстоящем рукоположении, которые намеренно были

отложены до утра самого Троицына дня). И вот, в последнюю минуту

меня осенила спасительная мысль обратиться к секретарю канцеля

рии Московского Коммерческого института, где я был профессо

ром, за выдачей такого удостоверения. Отправил спешного гонца, и,

беспрепятственно выданное свидетельство удовлетворило консисто

рию и, тем самым, моя карма политической экономии открыла мне

врата Данилова монастыря. Я испытал чувство совершившегося надо

мной чуда милости Божией.

11

2 Много дружеской заботы и ласки было проявлено к тому, что

бы меня одеть в «духовное», тогда это по–своему было не менее труд

но, как и теперь. Бог помог мне с тех дней всегда сохранять «духов

ный» облик, хотя были времена, когда от меня требовали ему измены

под угрозой опасности смертной.

12

1 Последний, зато и самый ответственный случай такого самосвидетельства я имею, выпуская теперь свой III том трактата о Бого–человечестве.

13

1 Я вспоминаю из детства и юности, как Страстная и Пасха являлись для нас настоящими только на родине, Ливенскими, перенести же их в Москву, в столичную обстановку, с трамваями и пр., было уже неуютно и трудно.

14

1 Я не знаю, выдержало ли бы такое гонение более централизо

ванное католичество, если бы и его постигло такое же гонение.

15

2 Только первый из них бьш мной однажды прочитан в Праге, ко

всеобщему недоумению. Он так и остался ненапечатан, но тогда и я

сам уже освободился от своего обольщения.

16

1 Богословские следы этой внутренней борьбы можно видеть в моих очерках: «Петр и Иоанн, два первоапостола», и «О Ватиканском догмате». Полемический характер обоих дал мне репутацию католи–коеда, которым я отнюдь не являюсь.

17

1 Настоящий отрывок заимствован нами из книги «Свет Невечерний», Москва, 1917 (с. 7—10), в которой он помещен (мелким шрифтом), как конкретный пример «пережитой в личном опыте встречи с Божеством», каковая является «единственным источником религии». «Религия зарождается в переживании Бога… и как бы ни кичилась мудрость века сего, бессильная понять религию за отсутствием нужного опыта, за религиозной своей бездарностью и умертвением, те, которые однажды узрели Бога в сердце своем, обладают совершенно достоверным знанием о Нем» (там же, с. 10). — Примеч. ред.

18

1 «Свет Невечерний», с. 12—14.

Смерть сына Ивашечки (родился 25 дек. 1905 г., умер 27 авг. 1909 г.), была пережита о. Сергием не только как личное горе, но и как религиозное откровение. Об этом он помнил всю жизнь. Снимок с Ивашечки на смертном одре всегда украшал его комнату, а 14 января 1923 г., в день своей серебряной свадьбы, он делает на случайной гравюре (с видом Константинополя) следующую надпись: Олеиз, 14 января, 1898. Константинополь, 14 января 1923.

Благодарни суще недостойные рабы Твои Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славим Тя, хвалим, благословим, поем и величаем.

Иоанн

Сергий — Елена

Мария — Феодор — Сергий

Булгаковы — Токмакова

(Примеч. ред.).

19

1 Рукопись, найденная в бумагах о. Сергия после смерти. — Примеч. ред.

20

1 Напечатано в журнале «Русская Мысль», 1924. Прага, стр. 229— 237.

21

1 Напечатано в журнале «Русская Мысль», 1924, кн. IX‑XII, с. 425–433.

22

1 К слову сказать, такую красоту только и знал Достоевский, свидетельствовавший о наличии в ней и содомских и миротворческих начал, видевший в ней арену борьбы Бога с дьяволом. Про эту красоту Ренессанса нельзя сказать, чтобы она могла «спасти мир», ибо сама она нуждается в спасении.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Автобиографические заметки"

Книги похожие на "Автобиографические заметки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергий Булгаков

Сергий Булгаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергий Булгаков - Автобиографические заметки"

Отзывы читателей о книге "Автобиографические заметки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.