» » » » Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963


Авторские права

Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Государственное издательство политической литературы, год 1963. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963
Рейтинг:
Название:
Советская сатирическая печать 1917-1963
Издательство:
Государственное издательство политической литературы
Год:
1963
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Советская сатирическая печать 1917-1963"

Описание и краткое содержание "Советская сатирическая печать 1917-1963" читать бесплатно онлайн.



Справочник по юмористическим, сатирическим журналам и газетам, издававшимся в СССР в период с 1917 по 1963 г.г.






Острое и беспощадное слово большевистского сатирика, объявившего истребительную войну врагам трудящихся масс, сыграло особенно видную роль в период подготовки Октябрьской революции. Многочисленной армии буржуазных писак, клеветавших на пролетариат и революционный народ со страниц расплодившихся после Февральской революции сатирических листков и журнальчиков, партия противопоставила плеяду талантливых сатириков-правдистов во главе с Демьяном Бедным. Ни один номер «Правды» не обходился в то время без двух-трех сатирических произведений Демьяна и его «соратников по оружию». Собирательные образы-маски Е. Придворова (Демьян Бедный, Иван Заводский, Яким Нагой, Солдат Яшка-Медная пряжка) быстро приобрели огромную популярность в народе. Глубоко партийная, социально насыщенная, понятная и доступная по своему содержанию и форме сатира правдистов оказала неоценимую услугу партии в разоблачении буржуазии и ее пособников из лагеря эсеро-меньшевистских соглашателей, сыграла большую роль в политическом воспитании масс.

Придавая большое значение сатире, «Правда» этого периода стремится сплотить немногочисленные кадры пролетарских сатириков[8]. В мае 1917 г. сатирики-правдисты предлагают организовать при «Правде» специальный сатирический листок[9]. Лишь разгул контрреволюции, объявившей крестовый поход против большевистской печати, помешал выходу в свет этого органа большевистской сатиры.

После Октябрьской революции большевистская печать стала печатью господствующего класса. Неприкосновенность ее гарантировалась силой вооруженного народа. Однако молодая журналистика долго еще не располагала достаточно прочной материально-технической базой. Много органов прессы держали в своих руках имущие классы. Пользуясь свободой печати, предоставленной революционному народу, буржуазные газетки и журнальчики продолжали отравлять умы и вносить смуту в сознание масс, изливать потоки лжи и клеветы на рабочий класс и его партию. Всевозможные «барабаны», «трепачи», «пугачи» и им подобные зловонные отпрыски «Нового сатирикона» и «Бича» превратились в откровенно пасквильные издания. Вдохновителями подобной сатиры выступают А. Аверченко и А. Амфитеатров. Лютая злоба к революционному народу выливается с их страниц в форме площадной ругани, пошлых клеветнических измышлений. Даже фривольно-пикантные журнальчики, расплодившиеся вокруг «Стрекозы» и «Всемирного юмора», считают своим долгом походя лягнуть и облить помоями Советскую власть. Призывы «скорее насладиться свободой печати», рекламирующие порнографию, соседствуют здесь с циничными выходками против революции, против людей труда.

Вскоре советские органы власти специальным декретом о печати принимают ряд решительных мер против контрреволюционной прессы. Учреждается Революционный трибунал печати, который разбирает преступления и проступки против народа, совершенные путем использования печати. По решению трибунала навсегда закрываются контрреволюционные издания. Прекращают свое существование пасквильные листки и журнальчики. Однако в середине 1918 г., когда в силу ряда внешних и внутренних причин политическое положение в стране обострилось, бульварная пресса снова пытается поднять голову. Злорадное торжество, надежда на скорую расправу с ненавистными «хамами», готовность колокольным звоном встречать «освободителей» выражались теперь даже в многообещающе символических названиях злопыхательских листков, газетенок и журнальчиков-однодневок: «Кузькина мать» и «Плетка стегает всех», «Чертова перечница» и «Горчишник», «Ванька-встанька», «Московский звонарь» и т. д. и т. п.

Только новые меры административного воздействия позволяют обезвредить этот рецидив неунимающейся буржуазии и ее лакеев из лагеря контрреволюционной интеллигенции, окончательно парализовать ее влияние на некоторые слои населения. К концу августа 1918 г. всякая возможность возрождения подобной прессы в стране была полностью ликвидирована. Она находит себе прибежище в стане белой армии и интервентов, а затем, с окончанием гражданской войны и интервенции, влачит жалкое существование на задворках эмиграции.

Как же развивается пролетарская сатира после Октября?

В молодой советской прессе как в зеркале отражались настроения победившего народа. Революционные массы, руками которых делалась теперь эта печать, приносят с собой неиссякаемый источник жизнеутверждающего народного юмора и сатиры. Веселым смехом провожают они в последний путь отжившие порядки. Веселое расставание с прошлым, особенно характерное для периода триумфального шествия Советской власти по стране, на какое-то время заставляет забыть о сатире как грозном оружии борьбы с недобитыми врагами советского народа и их зарубежными пособниками. Однако гражданская война, мобилизовавшая на разгром врага мощь советской печати, вновь поставила сатиру на подобающее ей место в боевом строю народа.

Советская сатира эпохи гражданской войны была почти сплошь газетной и листково-плакатной. Объяснялось это прежде всего той исключительной злободневностью и оперативностью, которых требовали от печатного слова вообще, а от сатирического в особенности, бурно развивающиеся события военного времени. Центральные и армейские газеты, РОСТА, агитационно-пропагандистские отделы, занимавшиеся изданием листовок и плакатов, открывают широчайшее поле деятельности для советских сатириков. Фельетон, незамысловатая басня или сказочка, стихотворение, частушка, шутка, пословица прочно утверждаются на страницах газет. Многие из них заводят постоянные сатирические отделы и рубрики. Большой приток критической информации и сатирико-юмористических произведений заставляет работников газет искать новые пути для широкого использования этих материалов. В ряде редакций начинают возникать планы издания сатирических приложений, которым суждено будет в дальнейшем сыграть огромную роль в создании советской сатирической журналистики.

По своему содержанию, целевой направленности, боевой пролетарской партийности и наступательному духу советская сатирическая журналистика явилась совершенно новым, принципиально отличным явлением в русской печати. В эксплуататорском обществе сатира, выражающая интересы прогрессивных сил, подчинена борьбе с социальной несправедливостью. Задача сатиры здесь сводится к расшатыванию и разрушению господствующих политических порядков, к беспощадному осмеиванию и разоблачению общественных форм жизни, построенных на несправедливости. В советском обществе, покончившем с эксплуатацией, бесправием и всякой несправедливостью, социальная функция сатиры в корне изменилась. Отпала необходимость в обличении социальной системы. Основной задачей сатиры стало укрепление нового строя, борьба против сил, враждебных этому строю, против недостатков жизни и антиобщественных поступков людей.

Молодая советская сатира закалилась и окрепла в непримиримой и ожесточенной борьбе с антисоветской клеветнической «сатирой» буржуазии, отравляющей сознание масс. И когда представляешь себе те объективные трудности, которые стояли на пути советской сатиры в этот период истории, невольно преклоняешься перед гражданским мужеством и самоотверженностью энтузиастов, взявших на себя миссию ее становления. Таких энтузиастов было не много. Значительное число пролетарских сатириков, обладающих опытом редакционно-издательской деятельности, поглотила центральная пресса. Многие из них были направлены на руководящую партийную, советскую или военную работу, оторвались от повседневной деятельности в печати. Создание первых советских сатирических изданий почти целиком ложится на плечи представителей старой журналистики, вставших в дни борьбы на сторону народа. Им пришлось столкнуться прежде всего с массовым саботажем и откровенной враждой своих недавних коллег, заняться собиранием разрозненных сил творческой интеллигенции, оказавшейся на распутье, учебой и воспитанием молодых сатириков.

Совсем плохо было с материально-технической базой. Не хватало бумаги, типографской краски, шрифтов. С перебоями работали типографии. Особенно трудно обстояло дело с полиграфической базой, обеспечением заказов по иллюстрированным изданиям. Мало-мальски приличную цинкографию сложно было найти даже в Петрограде и Москве. Приходилось прибегать к рисункам, гравированным на линолеуме или дереве, что также затягивало издание и отражалось на его качестве. Все эти трудности особенно остро ощущались сатирическими журналами. Выход в свет каждого очередного номера задерживался порой месяцами. Сатирический журнал, выходивший с таким опозданием, терял главное свое достоинство — злободневность. Не случайно, что самым оперативным и действенным оружием сатиры в эту пору стал сатирический плакат, так называемые «окна» РОСТА, делавшиеся от руки сатириками и художниками-энтузиастами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Советская сатирическая печать 1917-1963"

Книги похожие на "Советская сатирическая печать 1917-1963" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Стыкалин

Сергей Стыкалин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963"

Отзывы читателей о книге "Советская сатирическая печать 1917-1963", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.