» » » » Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963


Авторские права

Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Справочники, издательство Государственное издательство политической литературы, год 1963. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963
Рейтинг:
Название:
Советская сатирическая печать 1917-1963
Издательство:
Государственное издательство политической литературы
Год:
1963
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Советская сатирическая печать 1917-1963"

Описание и краткое содержание "Советская сатирическая печать 1917-1963" читать бесплатно онлайн.



Справочник по юмористическим, сатирическим журналам и газетам, издававшимся в СССР в период с 1917 по 1963 г.г.






Первый номер рисовал многообещающие перспективы. Однако продолжения не последовало. Издание прекратилось, едва успев появиться. Маяковскому и его товарищам по РОСТА пришлось отказаться от задуманных планов и вновь вернуться к «рукописной» деятельности в «окнах» сатиры. Причины неудачи, постигшей талантливый коллектив сатириков, следует искать, по-видимому, все в тех же объективных трудностях, с которыми пришлось столкнуться и их предшественникам. Материально-технические затруднения затянули выход первого номера «БОВ» а более чем на два месяца. Тематика журнала в значительной степени не отвечала уже злобе дня, отставала от жизни. Прекрасно понимали этот недостаток журнала и читатели, и сами организаторы «БОВ» а. Продолжать в таких условиях выпуск сатирического издания было бессмысленно.

Более благоприятные условия для развития сатирической журналистики начинают складываться вскоре же после перехода страны от политики военного коммунизма к новой экономической политике. Именно в эти годы наблюдается бурный рост сатирической журналистики, окончательно вырабатываются ее принципы, методы, формы. Решающую роль в этом процессе сыграли факторы общественно-политического характера. Оживление частного предпринимательства и буржуазных элементов в условиях нэпа, усилившееся влияние буржуазной идеологии на массы с особой остротой поставили вопрос о гражданском долге сатирика, о месте его в общественной борьбе.

Мелкобуржуазная стихия, или «анархический капитализм и анархический товарообмен» (Ленин), — вот то основное зло, с которым прежде всего предстояло вести борьбу.

Порождением этой стихии, тлетворного влияния буржуазной идеологии на отсталые слои населения и некоторую часть рабочих и советских служащих были такие отрицательные явления, как мещанство во всех его проявлениях, бюрократизм, взяточничество, комчванство. Выступая на II Всероссийском съезде политпросветов в октябре 1921 г., В. И. Ленин говорил: «На мой взгляд, есть три главных врага, которые стоят сейчас перед человеком, независимо от его ведомственной роли, задачи, которые стоят перед политпросветчиком… Три главных врага, которые стоят перед ним, следующие: первый враг — коммунистическое чванство, второй — безграмотность и третий — взятка»[15]. Таким же врагом считает В. И. Ленин бюрократизм. «Самый худший у нас внутренний враг — бюрократ»[16],— заявлял он.

Все эти отрицательные явления и определяли тематику бурно развивавшейся сатирической журналистики. Это развитие шло по двум направлениям. Ожившее частное предпринимательство в издательской деятельности приводит прежде всего к возрождению юмористики старого типа, преследующей в значительной степени цели наживы. В годы нэпа появляется множество однодневных сатирико-юмористических листков и газеток, ориентировавшихся на удовлетворение неприхотливых вкусов мещанских слоев города. По своим сугубо утилитарным целям, методам и формам отражения действительности, они не отличаются порой от худших образцов дореволюционной бульварной прессы. В качестве авторов-издателей некоторых из них выступают эстрадные куплетисты, рекламирующие свой «товар» («Веселая простокваша», «Караул!.. Грабят!..», «Каланча» и др.). Других вдохновляет на «сатиру» желчное раздражение, вызванное неустроенностью быта («Вечерний вопль», «Желчная колика»).

Наряду с изданиями такого рода появляются частные сатирико-юмористические журналы, пытающиеся в условиях советской действительности возродить традиции «Нового Сатирикона» и «Бича» («Новый бич», «Бич», «Красный сатириков» и др.). Вновь появляются некоторые сатирико-юмористические издания, прекратившие свое существование в 1918 г. в результате равнодушия к ним нового читателя («Тачка прокатывает всех» и др.). Политическая платформа всех этих изданий определялась сменовеховскими настроениями. Советскую власть, которая временно допустила частную инициативу, они принимают, готовы приспособиться или уже приспособились к ней. От нее они ждут теперь только излюбленного «порядка» и «покоя». Тематика этих журналов ограничивалась, как правило, житейскими трудностями и неурядицами, обличения не поднимались выше брюзжания по адресу властей, которые обвинялись во всех бедах, навалившихся на обывателя. Многие такие издания были однодневками, другие тянули свое существование до двух-трех месяцев. Частным порядком возникают в это время и такие издания, которые преследовали несколько более глубокие цели в борьбе с отрицательными явлениями жизни. Вокруг них объединялись беспартийные литераторы, художники и журналисты, как правило, старшего поколения, активно работавшие в годы гражданской войны в советской прессе, а теперь, в условиях нэпа, поддавшиеся настроениям растерянности и паники перед мелкобуржуазной стихией. В новой экономической политике Советской власти они увидели только отступление, капитуляцию перед буржуазией, предвестник гибели всех завоеваний революции. В рецидивах коммунистического чванства, беспечности, мещанской самоуспокоенности и зазнайства у отдельных ответственных работников, в бюрократизме и взяточничестве, гнездившихся в некоторых канцеляриях, они склонны были усматривать симптомы перерождения партийного и государственного аппарата, движение вспять от завоеванных ранее позиций. Критикуя нэпманскую буржуазию со всеми ее порождениями, высмеивая бюрократизм, взяточничество и иные отрицательные явления, сотрудники этих журналов не способны были трезво учесть расстановку классовых сил в стране. Склонность к панике и отчаянию, вызванная неверием в медленную, трудную, тяжелую черную работу, заставляла их выступать с осуждением внутренней политики, прибегать к неправильным средствам лечения болезней и исправления, искоренения подмеченного ими зла.

Подобное направление в сатирической журналистике 20-х годов ярче всего было выражено в сатирическом журнале «Мухомор», начавшем выходить в Петрограде в апреле 1922 г. Примерно такой же характер носили «Газета для чтения» и так называемый «пробный» выпуск «Красного перца», появившиеся в Москве в июне 1922 г. Аналогичные издания появляются вскоре и на периферии («Стружки» — Харьков, «Скорпион» — Ново-Николаевск, «Карусель» — Вологда и др.). Все эти издания, выпускавшиеся группами журналистов, литераторов и художников, оказались недолговечными. Основной болезнью, которая заранее предопределяла их судьбу, являлась слабая связь с читателями. Делались эти журналы руками узкого круга сатириков-профессионалов, ориентировались, — как правило, на интеллигентную публику. Оторванность от повседневной трудовой деятельности масс, ориентация на избранного читателя налагали своеобразный отпечаток на все содержание подобных изданий. Для них характерно было прежде всего невнимание к вопросам хозяйственной жизни, мелкотемье, отсутствие конкретности в обличении недостатков. Все это отнюдь не способствовало росту популярности их в массах. Малотиражность изданий подрывала окончательно экономическую базу, что приводило к еще большим задержкам выпуска в свет, к потере всякой остроты и злободневности, к окончательному их прекращению. Немаловажную роль сыграло и то, что лучшие кадры этих журналов, разобравшись вскоре в истинной сути нэпа, с головой уходят в работу советской прессы, становятся, как и в годы гражданской войны, организаторами подлинно советской сатирической журналистики.

Не оправдывают себя в эту пору и попытки издания сатирических журналов теми или иными общественными организациями (комитетами помощи красноармейцам-инвалидам и т. п.). Такие журналы, как «Красный смех» и «Метла», издававшиеся в Астрахани, «Звонарь» — в Верхне-Удинске, «Красная оса» — в Харькове и другие, страдали все теми же недостатками и быстро прекращали свое существование.

Большая заслуга в окончательном утверждении наиболее правильного пути формирования советского сатирического журнала принадлежит коллективу газеты «Рабочий» («Рабочая газета»), который одним из первых в стране налаживает выпуск еженедельного иллюстрированного сатирического приложения.

Редакция «Рабочего», приступая к регулярному выпуску специального приложения, на первых порах не ставила перед собой цели создания сатирического журнала. С помощью приложения она рассчитывала дать рабочему читателю иллюстрированный обзор важнейших новостей внутренней и международной жизни за неделю. Редакция намеревалась, кроме того, с помощью приложения увеличить тираж своего издания (подписчики газеты получали приложение вместе с воскресными номерами бесплатно). Сатира, главным образом карикатура, играла в приложении поначалу подсобную роль. Однако интерес читателей к таким произведениям был настолько велик, что вскоре сатира полностью вытесняет иллюстративно-информационные материалы, а редакция газеты становится перед фактом «стихийного» рождения специально сатирического издания. До создания журнала было, разумеется, еще далеко. Сатирикам газеты во главе с ее редактором К. С. Еремеевым предстояло еще приложить немало усилий к тому, чтобы приложение обрело лицо оригинального сатирического журнала, стало «Крокодилом» — любимым и популярнейшим органом рабочего читателя. Однако сам факт такого «стихийного» создания «Крокодила» популярной рабочей газетой был достаточно знаменателен, определил в дальнейшем основную закономерность развития советской сатирической журналистики 20-х годов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Советская сатирическая печать 1917-1963"

Книги похожие на "Советская сатирическая печать 1917-1963" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Стыкалин

Сергей Стыкалин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Стыкалин - Советская сатирическая печать 1917-1963"

Отзывы читателей о книге "Советская сатирическая печать 1917-1963", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.