Никита Стифат - Сочинения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сочинения"
Описание и краткое содержание "Сочинения" читать бесплатно онлайн.
Преподобный Никита Стифат (ок. 1005 – ок. 1090 гг.) вступил на монашеский путь ещё подростком (стал послушником Студийского монастыря с четырнадцати лет). Ученик и келейник Симеона Нового Богослова (именно благодаря Никите Стифату нам известны основные труды прп. Симеона и его жизнь). Пресвитер Студийской обтели, под конец - настоятель. Никита Стифат известен как полемист, особенно с латинянами. Развивал мистическое богословие, в линиях своего учителя, т.е. с акцентом на обожении. Никита Стифат участвовал в конфликте между патриархом Константинопольским Михаилом Керуларием и латинским кардиналом Гумбертом в 1054 году, когда написал ряд антилатинских памфлетов, главным образом об опресноках.
5. Или же ошибается, по–твоему, и Божественное Писание, говорящее, что Он вознесся на небеса, ибо утверждает: Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо [ [86]]. В самом деле и первоверховный Петр так говорит: Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и власти и силы [ [87]]. Ибо так откроется вам свободный вход в вечное царство Господа (нашего) и Спасителя Иисуса Христа [ [88]].
6. Однако и божественный Павел так учит Церковь Христову: Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его [ [89]], и спустя немного: по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени именуемого [ [90]], и снова: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге [ [91]], и в другой раз: Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершав Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте [ [92]], и снова: Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [ [93]], и спустя немного которое [ [94]] для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и вводит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека [ [95]], и снова: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах [ [96]], и в другой раз: ибо Христос вошел не в рукотворное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лицо Божие [ [97]] и снова: Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его [ [98]].
7. Если же они говорят истинно, как и несомненно, что они говорят истинно, свидетельствуя, что Христос взошел на небеса и Он воссел одесную Бога Отца, то неизбежно, что ты и другие говорящие, что Христос еще находится в раю с разбойником, ошибаются. Ибо нигде, как ты видишь, Божественное Писание не упомянуло, что Христос вошел в чувственный рай. И почему ты приводишь, для защиты своего мнения, то, что Дамаскин говорит Во гробе плотски, во аде же с душею яко бог, в рай же с разбойником [ [99]]?
Ибо если он и говорит, что Христос находился во всех этих (местах), однако одним только божеством, как все наполняющий, нашим же смешением от плоти, Сам ипостасью целиком став, взошел на небеса и нам путь открыл [ [100]] на них, чтобы, согласно божественному обетованию Его, и мы были бы, где Он Сам. Сказал ведь: Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете [ [101]], чтобы и вы были, где Я [ [102]].
8. То, что божественный Григорий, прославленный в богословии, как ты написал в письме, сказал об отце нашем Василии Великом: «И пройдя мимо пламенного меча (совершенно знаю) достиг рая» [ [103]], указывает на тот рай, в который вошел, будучи восхищен, Павел и (в нем) услышал неизреченные слова, по которого ты не постиг, воспринимая Божественное Писание согласно букве. Но пойми меня, что и Павел рассказывает о нем Коринфянам так: Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, — только не знаю — в теле., или вне тела: Бог знает, — что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать [ [104]]. Знай, что Василий Великий попал в тот рай, в котором восхищенный Павел услышал то именно, что услышал. Этот (рай) же есть превыше неба небес, где одесную Отца пребывает Сын, ипостазировавший в ипостаси Себя Самого наше естество.
9. То, что речь у Павла об этом (рае), а не о земном, он сам утверждает тем, что прибавляет к речи своей. Ибо после сказанного: знаю человека… который был восхищен до третьего неба [ [105]], добавил, так говоря: и знаю о таком человеке… что он был восхищен в рай [ [106]]. Ибо если речь его о том рае, который был на земле, он сказал бы: «И знаю о таком (человеке), что спустился оттуда в рай», и никогда бы не сделал последующее добавление Так как после восхищения его на третье небо добавляет, говоря: и знаю о таком человеке… что он был восхищен в рай [ [107]], указал, что, и само третье небо пройдя, был восхищен на еще большую высоту, где находится Сам Бог, восседающий на престоле величия на высоте [ [108]], и, можно сказать, что степенью добродетели достигнув достоинства и самих Херувимов, предстал престолу Святой и Непостижимой Троицы, куда Предтечею за нас [ [109]] взошел Христос, вознесший в жертву Самого Себя, где находится мысленный, божественный и пренебесный жертвенник [ [110]] Бога.
10. Таков рай, о Григорий, в который Павел был восхищен и Василий Великий вошел вместе с остальными святыми, и вход в который открыл Христос всем святым Его, как божественный Павел учит Церковь Его, так говоря: Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть Плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою [ [111]], и немного спустя: Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово [ [112]], и после другого: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живаго, к. небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю Нового Завета Иисусу, и к, Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева [ [113]].
11. Таков рай, Новый Иерусалим на небесах [ [114]], для которого, я знаю, и ставится огненный меч, обращающийся и позволяющий вход в него для святых, для недостойных же страшно запирающий. И это мнение всех святых о божественном рае, в котором ныне мы, верующие, имеем большую потребность, — крепкая надежда, ради которой апостолы предали самих себя на невзгоды и опасности, мученики, на горькие наказания и несправедливые смерти, все святые и праведники в трудах добродетелей проливали пот и кровь, претерпев тягость ночи и зной дня. И сам ты тогда поверишь, каков он есть, когда, отрекшись суетного и земного помышления, облечешься ризой Святого Духа в божественный образ мыслей.
Мир тебе.
7. Ему же
1. Третья твоя проблема намного более трудная, чем две (предыдущие). Ведь ты говорил: «Я полагаю, что ныне святые души собираются и пребывают в раю, наслаждаясь от славы Бога и находясь более неприкрыто и чисто со Христом, подобно тому, как и Оный разбойнику сказал: Ныне же будешь со Мною в раю [ [115]], исполнение же царства с Ним на небесах даруется им (душам) в будущем веке». Это то содержится в твоем письме, мудрейший.
2. Я же предпочел глубинами забвения покрыть все это; но не подумай, что ты верно имеешь мнение об этом, хотя я умолчал и словно молчанием мне угодно было согласиться. Относительно этого ты послал недавно письмо, ради чего я беру перо по поводу одною предположения твоего письма, желая объяснить тебе неуместность всего этого. Однако пойми отсюда, если ты хочешь.
3. Если Христос и души праведников с Ним, по–твоему, еще находятся в раю, чтобы наслаждаться более чисто славой Божией, а Божественное Писание свидетельствует, как мы приняли в предыдущем письме, что одесную Бога Отца пребывает Сын и Слово Его, принявший на себя наше естество, то другой ли Христос в раю, находящийся вместе с душами святых, и иной ли Сын Бога Отца, пребывающий на небесах одесную Отца.. И, таким образом, возникнет устойчивое мнение нечестивого Нестория, так как и тот нечестиво утверждал, что один есть Сын и Слово Бога и другой Христос, рожденный от Девы Марии, по этой причине и назвал се, несчастий, Христородицей, а не Богородицей. Посмотри, в каковые и сколь великие богохульства приводит все это из твоего письма.
4. Если же еще и не царствовал Христос, как ты утверждаешь, еще находящийся в раю, а будет царствовать в будущем веке, когда, как ты написал в письме, Ему и будут соцарствовать души праведников, то лжет Давид, говорящий: Бог воцарился над народами [ [116]], и снова: Господь царствует: да радуется земля [ [117]], не один же только Давид, но и все Божественное Писание. Ты же будешь ныне как другой учитель нам, ученикам твоим, разъясняющий таинства Царства Небесного более явно, нежели прежние учителя Церкви, гораздо их превосходящий божественной мудростью и знанием сущих.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сочинения"
Книги похожие на "Сочинения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита Стифат - Сочинения"
Отзывы читателей о книге "Сочинения", комментарии и мнения людей о произведении.