» » » » Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод


Авторские права

Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод

Здесь можно скачать бесплатно "Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Сварог, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
По землям московских сел и слобод
Издательство:
Сварог
Жанр:
Год:
1998
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По землям московских сел и слобод"

Описание и краткое содержание "По землям московских сел и слобод" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о истории московских слобод, находящихся между Садовым Кольцом и Камер-Коллежским валом, о сохранившихся и утерянных памятниках архитектуры и культуры и о многих других примечательных вещах. Будте интересна любому, интересующемуся историей Москвы.






Здание церкви просуществовало в продолжение почти века, в 1790 г. его "за ветхостью" разобрали и стали строить новое. Строил церковь с 1790 г. сам Матвей Федорович Казаков - лучший московский архитектор того времени. Строительство, начатое на средства прихожан, было закончено в наступившем столетии - освятили церковь 20 октября 1801 г. Рядом с новым зданием еще стояла древняя колокольня, выстроенная около 1659 г.

Достопримечательностью церкви был величественной пятиярусной иконостас. Настоятелем Воскресенской церкви в продолжение многих лет был образованный священнослужитель Александр Иванович Беликов (умерший в 1848 г.), который давал уроки и маленькому Пушкину.

Исследователь истории разрушения московских храмов В. Ф. Козлов пишет: "...поводом для разрушения Воскресенской церкви, так же как и в случае со Знаменским храмом, была необходимость по маниакальному замыслу хозяев города устроить автоматическую телефонную станцию непременно на месте храма". Как ни удивительно, но реставраторы согласились на "разборку здания церкви, хотя и считавшегося постройкой архитектора Казакова, но не принадлежавшего к числу его лучших произведений", правда, при условии предварительного "зафотографирова-ния и обмеров". Только один П. Д. Барановский возвысил свой голос против варварства. Он считал снос церкви недопустимым, указывая на то, что храм "был построен на рубеже XVIII и XIX веков выдающимся русским зодчим Матвеем Казаковым, а шатровая колокольня 1659 года имеет "особо стройные и вытянутые пропорции". Кроме того, в стену его вмурованы плиты, надписи на которых свидетельствуют о том, что здесь был погребен староста и подмастерье Каменного приказа Дмитрий Старцев - один из самых замечательных зодчих XVII века, построивший гостиный двор в Архангельске, отдельные памятники Московского Кремля. Захоронение Старцева, утверждал П. Д. Барановский, является единственным сохранившимся погребением художника Древней Руси.

Воскресенскую церковь разрушили в 1930 - 1931 гг., а вот вторая - во имя святого Николая Чудотворца - жива и находится на углу с Гендриковым переулком. Она называлась "что на Студенце", то есть у колодца со студеной водой; "здесь был обширный и глубокий колодец с чрезвычайно холодной водою, единственный в этом околодке", - писал исследователь московских названий А. А. Мартынов. Главная церковь, освященная во имя иконы Казанской Божьей Матери, относится примерно к 1702 г., а вот Никольский придел значительно старше - 1672 г., но он был перестроен в 1749 г., как и другой придел - Трехсвятительский - в 1756 г.; колокольня же, выстроенная во второй половине XVIII в., разобрана в 1934 г.

Переулок носил название Студенецкого, а также Гендрикова - по одному из домовладельцев, купцу Михаилу Петровичу Гендрикову; с 1935 г. переулок назывался именем В. В. Маяковского, который жил в 1926 - 1930 гг. в доме N 15/13, построенном в 1891 г. по проекту В, Ф. Жигардловича для купца Петра Толкова. Маяковский поселился этом доме в апреле 1926 г. вместе с Лилей Брик и ее мужем, когда Брики переехали из Водопьянова переулка. Занимали все они квартиру из четырех комнат на втором этаже. В этой квартире бывали многие советские и иностранные деятели искусства, и здесь Маяковский читал свои произведения. Одновременно с этой квартирой он сохранял за собой небольшую комнату в проезде Серова, где он покончил с собой 14 апреля 1930 г. После его смерти в Гендриковом переулке устроили музей, позднее переехавший в проезд Серова.

Точно напротив переулка на Таганской улице находится протяженное здание с мезонином (N 13), поставленное как-то боком к линии улицы. Такая его постановка обусловливается тем, что границы участка шли от улицы под углом, а дом поставили перпендикулярно к боковой границе участка. Существующий дом показан на плане 1821 г., когда он принадлежал "малолетним детям купца Кузьмы Сычкова", но он был выстроен, вероятно, в середине XVIII в. В 1780 г. дом приобрел Николай Яковлевич Аршеневский, один из братьев Аршеневских, бывших видными администраторами в царствования Екатерины, Павла и Александра: владелец дома служил смоленским и астраханским губернатором, его брат Петр - московским, а третий брат Илья был председателем мануфактур-коллегии. После кончины Н. Я. Аршеневского опекуны сдавали дом, и, в частности, в 1804 г. московский городской голова нанял его вместе с садом, оранжереей и "со всякою к саду принадлежностию и урожаемым плодом... под заводимое здешним купечеством для детей коммерческое училище". Это был дом, в котором родилось училище, имевшее славную многолетнюю историю, переехавшее через два года в собственное помещение на Остоженке, в котором находилось в продолжение более 100 лет.

После пожара 1812 г. дом на Таганской улице отремонтировали и надстроили на нем деревянный мезонин.

У перекрестка с Дурным (Товарищеским) переулком находятся несколько зданий, типичных для купеческих небогатых домов. Это дома NN 5 и 7, построенные в первой трети XIX в. (хотя в составе дома N 7 могут быть и более ранние части).

Почти вся Таганская улица теперь застроена новыми жилыми зданиями, и только у самого ее конца, у заставы сохранились несколько строений Покровского монастыря; у тротуара сиротливо стоят бывшие монастырские ворота, а поодаль виднеются остатки стены, кельи, хозяйственные постройки и две монастырские церкви.

Покровский монастырь официально именовался "что на убогих домах, миссионерский, заштатный, необщежительный". Исстари находились тут убогие дома - кладбище бродяг, неимущих, убитых, умерших без покаяния, куда их свозили и погребали, а в России такие место еще назывались "скудельницами" или "жальниками" - каждый год на Покров совершалась поминальная служба над ними.

Сюда, в такой дом привезли тело Лжедимитрия 1 после того, как разъяренная толпа убила самозванца в Кремле. Загадочным образом труп его исчез, но через некоторое время его, к немалому удивлению, нашли на другом кладбище и туг уж решили избавиться от него более радикальным способом - сожгли, пепел зарядили в пушку, направили ее в сторону запада, откуда он явился, и выстрелили. После этого, надо думать, более чудес не происходило.

Что тут было до основания монастыря, - неизвестно: возможно, что стояла небольшая деревянная церквушка в память Покрова. Монастырь основал царь Михаил Федорович, пожаловав в 1635 г. землю на его строение: сохранились сведения, что в 1655 г. монастырь уже существовал. Когда первоначально было построено каменное здание соборной Всехсвятской церкви, известий нет, но возможно, что оно уже стояло в 1682 г. Вместо него возвели в конце XVIII в. новое, которое к середине XIX в. оказалось тесным. Тогда была, по словам автора очерка о монастыре историка И. М. Снегирева, "... искусным архитектором М. Д. Быковским сооружена обширнейшая о пяти куполах церковь, вместившая в себе часть старой". Перестройка производилась в 1854 - 1856 гг.; главный престол освятили во имя Воскресения Словущего, а приделы - Тихвинской иконы и мученицы Александры.

На месте же старой - 1655 г. - Поповской церкви в 1806 - 1810 гг. выстроили и в 1814 г. освятили новое здание с несколькими придельными храмами; в одном из них - св. Ионы - находились погребения членов грузинского царствующего дома - детей царя Георгия XIII, дочери царя Имеретии Соломона, грузинского митрополита Ионы.

Перед апсидами Покровской церкви была красивая колокольня "в Немецком стиле, вышиною со шпилем и крестом 15 сажен", построенная в конце XVIII в. и снесенная в 1928 г.

При монастыре существовало большое кладбище с множеством богатых памятников - это была "главная усыпальница" московского купечества "с надгробными памятниками изящной работы и дорогой цены", как писал в 1844 г. автор "Панорамы, или взгляда на Москву с Кремлевской горы". Тут были могилы известного собирателя и знатока старопечатной книги А. И. Хлудова, членов славной семьи Боткиных, в том числе писателя Василия Петровича Боткина, их друга доктора Н. А. Белоголового и еще многих других. Все они, можно было бы написать, нашли упокоение на монастырском кладбище, однако нет, этого они как раз-то не нашли: большевики уничтожили кладбище, выкинули или использовали для чего-то другого памятники и устроили тут парк культуры с футбольным полем.

Недалеко от Покровского монастыря в уже исчезнувшем Новоселенском переулке после позволения старообрядцам молиться открыто ими была выстроена Успенская церковь "на Апухтинке" (1906 - 1908 г., архитектор Н. Д. Поликарпов). В пятиглавой церкви, возведенной по подобию кремлевского Успенского собора, находились замечательные образцы прикладного искусства - предметы церковного обихода, старинные иконы, царские двери XVI в. Здание церкви сохранилось, но в очень перестроенном виде: бывшую церковь можно узнать теперь только по выступу апсиды дома N 6 (строение 3) по Абельмановской улице.

От Таганской площади к Спасской заставе Камер-коллежского вала идет Воронцовская улица, которая еще в прошлом веке была застроена скромными небольшими домами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По землям московских сел и слобод"

Книги похожие на "По землям московских сел и слобод" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Романюк Константинович

Романюк Константинович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод"

Отзывы читателей о книге "По землям московских сел и слобод", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.