» » » » Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод


Авторские права

Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод

Здесь можно скачать бесплатно "Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Сварог, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
По землям московских сел и слобод
Издательство:
Сварог
Жанр:
Год:
1998
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "По землям московских сел и слобод"

Описание и краткое содержание "По землям московских сел и слобод" читать бесплатно онлайн.



Книга рассказывает о истории московских слобод, находящихся между Садовым Кольцом и Камер-Коллежским валом, о сохранившихся и утерянных памятниках архитектуры и культуры и о многих других примечательных вещах. Будте интересна любому, интересующемуся историей Москвы.






Весной 1491 г. на виду у всей Москвы стал строиться новый Спасопреображенский собор. Летописец записал, что "...повелением великого князя Ивана Василиевича архимандрит Спаский Афанасий заложил церковь каменую на Новом Преображениа Господа нашего Иисуса Христа", и через шесть с половиной лет он же отметил: "Тоя же осени (1496 - 7 гг. - Авт.) Сентября 18. в неделю, священа бысть церковь каменаа Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в монастыри на Новом преосвященным Симаном, митрополитом всеа Русии". Вот с этого времени и начинается история Новоспасского монастыря.

В первые же годы правления династии Романовых монастырь стал пользоваться особым покровительством царей, так как в нем стали хоронить членов этого рода. В Смутное время монастырь много претерпел, но благодаря щедрым царским пожалованиям в продолжение каких-нибудь 10 - 15 лет он изменился неузнаваемо.

Основное строительство развернулось в нем в первую половину XVII в. Собрали многих каменщиков и кирпичников, поселили их всех вместе за Таганскими воротами Земляного города, - тогда образовалась новая слобода, получившая название Каменщики, - и стали строить.

Возможно, первой постройкой в монастыре был так называемый архиерейский дом, то есть резиденция архимандрита монастыря, возведенная в 1619 - 1622 гг. В 1644 - 1645 гг. здание расширили с востока и в начале XVIII в. надстроили третий этаж. Архиерейский дом, или палаты патриарха Филарета, находится слева от входа в святые ворота монастыря, в этом здании часто останавливался, приезжая из Москвы, патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича.

В 1622 г. в знак благодарности за свое освобождение из польского плена он освятил небольшую церковь св. Саввы. которая помещалась в шатровой колокольне с правой стороны от собора. Саму же колокольню Филарет построил "своею государскою Патриаршею казною".

В 1640 г. царь Михаил Федорович стал строить каменные стены. Это было капитальное сооружение - стены более полукилометра периметром, высотой до 7,5 метров и толщиной в два метра, превратившие монастырь в первоклассную крепость. Еще раньше в нем разместили вооруженный отрад для защиты от нападения с юга: "Лета 1615 года, апреля 13, Государь царь и Великий Князь Михаил Федорович велел Петру Григорьевичу Дашкову быти у Спаса в Новом монастыре для оберегания от прихода крымских и ногайских людей, а с ним государь указал быти с сотником сту человек стрельцов, и Петру, будучи у Спаса в Новом монастыре жити с всяким сбереженьем и сторожи б у него в монастыре были не ропкие, а стерегли не оплошно, чтоб татарове безвестно к монастырю не пришли и дурна какого не учинили".

Вместе со стенами стали строить вместо уже обветшавшего собора новый, тоже огромный. Начали его в 1645 г., а освятили 19 сентября 1649 г. и перенесли туда из Вятки чудотворный образ Спаса Нерукотворного. Построили собор еще больше, чем старый, в частности, для того, чтобы те, которые были похоронены вне пределов старого собора, могли быть под сводами нового. Этим объясняется появление галереи вокруг собора, где изображено родословное древо русских великих князей и царей от Владимира Святославича до убитого царевича Дмитрия. В подклете собора были похоронены многие представители рода Романовых. Совсем недавно сюда перенесли прах великого князя Сергея Александровича, убитого террористом и похороненного в кремлевском Чудовом монастыре, снесенном коммунистами. Останки его случайно обнаружили во время земляных работ в 1985 г. и перенесли их 1 сентября 1995 г.

После главного собора на пожертвования князя Я. К. Черкасского стали строить при больничной палате Никольскую церковь с приделом св. мученика Петра, которую закончили в 1652 г.; она находится справа от святых ворот. Еще одну большую церковь начали сооружать в непосредственной близости от главного монастырского собора в 1675 г. и освятили ее главный престол во имя Покрова. В комплексе с храмом находились и хлебодарная палата, и ризница, и библиотека.

Следующее большое строительство в монастыре происходило через сто лет, в 1759 г. по проекту И. П. Жеребцова затеяли возводить огромную колокольню, но через три года остановились - не было денег. Только через двадцать лет они нашлись - монастырь посетила Екатерина II и пожаловала 20 тысяч на достройку. Еще несколько лет велись строительные и отделочные работы, и, в конце концов, огромная колокольня была сооружена. Размеры ее впечатляют: высота более 72 метров, что эквивалентно 24-этажному дому. На колокольне находилась две церкви: св. Саввы, перенесенная из старой, и преподобного Сергия, освященная в 1787 г. Колокольня получилась огромной и в то же время несколько кургузой. Искусствоведы объясняли это недостатком денег и считали, что должен был быть еще один ярус, но при внимательном чтении архивных документов оказалось, что винить надо было автора проекта.

Последней в монастыре выстроили Знаменскую церковь, которая стоит с правой стороны от главного собора, на месте пришедшей в упадок и разобранной старой церкви, где находились захоронения многих знатных родов - князей Слуцких, Черкасских, Урусовых, Лобановых-Ростовских. Новую начали строить по проекту архитектора Е. С. Назарова в 1791 г. на иждивение графа Николая Петровича Шереметьева. В нижнем ярусе ее оставили усыпальницу, где стали хоронить Шереметевых, а в верхнем освятили престол во имя Знамения пресвятой Богородицы. Знаток истории русской архитектуры М. И. Домшлак писала в своем исследовании об архитекторе Назарове, что Знаменскую церковь можно считать "одним из наиболее красивых и законченных памятников московского строгого классицизма".

Последние постройки в монастыре были произведены уже в начале XX столетии: в подклете собора соорудили церковь св. Романа Сладкопевца по проекту архитектора С. У. Соловьева.

В Спасопреображенском храме долгое время находилось фондохранилище Московского исторического архива, службы в нем возобновились в 1991 г. Помимо храмов в монастыре много и других построек. Это, прежде всего, сами жилища монашествующих - кельи, выстроенные у северной и западной стен в 1642 - 1644 гг., больничные палаты 1652 г., примыкавшие к северным кельям, возведенные на пожертвования князя Якова Черкасского, трапезная с церковью 1673 - 1675 гг., стоящая у западного корпуса келий. К югу от основной территории монастыря в конце XVIII в. огородили стенами довольно большой хозяйственный участок, где разбили сад, устроили баню, выстроили конюшню, амбары и сараи.

Как и во всяком монастыре, в Новоспасском было большое кладбище, на котором, в частности, находились могилы художника Ф. С. Рокотова, книгоиздателя П. П. Бекетова, коллекционера П. Ф. Карабанова, московского городского головы Н. А. Алексеева. Теперь от кладбища ничего не осталось, только у восточной стены можно видеть памятник таинственной монахине Досифее, поставленный в 1908 г.

Тайна ее так и осталось не раскрытой, но по правдоподобным предположениям, она была дочерью императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. Ее заключили в московский Ивановский монастырь, в котором она провела четверть века. Условия ее заключения были сравнительно мягкими, но это все-таки было заключение - ее никуда не выпускали и не позволяли видеться ни с кем, кроме священника, игуменьи и келейницы. Только под конец ее жизни режим заключения несколько смягчили. Похороны безвестной монахини были необыкновенно пышными - на них съехались сановники, которым, казалось бы не должно быть дела до какой-то монахини. Похоронили Досифею не в Ивановском монастыре, как можно было бы ожидать, а в Новоспасском, том самом, который пользовался особенным вниманием династии Романовых.

Из многих предположений о происхождении таинственной монахини наиболее вероятной может быть версия о происхождении ее от брака императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского. На это указывает ее имя - Августа, необычное для русских святцев. Впервые на это обратил внимание исследователь русской старины, писатель Александр Шамаро; оказывается, память мученицы Августы православная церковь празднует 24 ноября, и именно в этот день 1742 г. произошел переворот, возведший Елизавету Петровну на престол, и именно в этот день годом позже обвенчалась она с Разумовским. Вполне естественно было для них назвать своего ребенка Автустой. Екатерина II, не имевшая никаких прав на всероссийский престол, всю жизнь боялась претендентов; она приказала привезти в Россию Августу, жившую за границей под именем княжны Таракановой (переделанная украинская фамилия Дараган, которую носила сестра Разумовского) и заключить ее в монастырскую тюрьму.

В 1918 г. Новоспасский монастырь закрыли, и большевики превратили его в концлагерь, позднее же в нем находилась тюрьма - филиал Таганской, первым узником которой стал настоятель монастыря епископ Серафим. В монастыре работал смертный конвейер - сюда привозили заключенных, тут же в монастыре расстреливали, а трупы хоронили рядом, в насыпи со стороны Москвы-реки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "По землям московских сел и слобод"

Книги похожие на "По землям московских сел и слобод" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Романюк Константинович

Романюк Константинович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Романюк Константинович - По землям московских сел и слобод"

Отзывы читателей о книге "По землям московских сел и слобод", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.