М Иовчук - Краткий очерк истории философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий очерк истории философии"
Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории философии" читать бесплатно онлайн.
В этой книге, вышедшей первым изданием в 1960 г и переведенной на ряд иностранных языков сжато изложены важнейшие этапы и течения мировой философии с самых древних времен до наших дней. При подготовке второго издания «Краткого очерка» авторы его — специалисты по различным разделам истории философии — дополнили книгу новыми данными, улучшили изложение материала, устранили имевшиеся в первом издании неточности и ошибки.
«Краткий очерк» завоевал популярность у студентов и преподавателей, пользующихся им как учебным пособием.
Диалектическое единство общих закономерностей и конкретных особенностей перехода к социализму. Развивая марксистское учение о переходном периоде и социализме на основе обобщения опыта социалистического строительства в Советской России, Ленин в своих трудах, в частности в работе «Детская болезнь „левизны“ в коммунизме» (1920), подчеркнул всеобщий характер новых закономерностей общественного развития в период перехода от капитализма к социализму. Закономерности развития социалистического общества в России показывают будущее других стран. «…Мы имеем уже перед собой очень порядочный международный опыт, который говорит с полнейшей определенностью, что некоторые основные черты нашей революции имеют не местное, не национально-особенное, не русское только, а международное значение».
Вместе с тем особенности исторического развития отдельных стран находят свое отражение в особенностях их движения к социализму. «Революция в Италии, — говорил Ленин, — будет протекать иначе, чем в России. Она начнется иным образом». Однако исторические и национальные особенности представляют собой конкретную форму общего закона социалистической революции и не отменяют главного: необходимости социалистической революции. Игнорирование же этих особенностей может порождать внутренние противоречия и трудности. В докладе на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока Ленин говорил: «Опираясь на общекоммунистическую теорию и практику, вам нужно, применяясь к своеобразным условиям, которых нет в европейских странах, суметь применить эту теорию и практику к условиям, когда главной массой является крестьянство, когда нужно решать задачу борьбы не против капитала, а против средневековых остатков». Ленин подчеркивал, что забвение общих закономерностей развития стран, переходящих к социализму, и раздувание национальных особенностей отдельных стран означают отказ от пролетарского интернационализма.
Диктатура пролетариата является всеобщей исторической-закономерностью, формы ее в различных странах приобретают историческое своеобразие. «Все нации, — писал Ленин, — придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни».
Ленин теоретически обосновал возможность социалистического развития ранее отсталых в экономическом отношении стран, не прошедших капиталистическую стадию развития. С помощью пролетариата передовых стран эти страны могут перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Это ленинское положение имеет не только теоретическое, но и величайшее практическое значение для многих стран Азии, Африки, вступивших и вступающих на путь некапиталистического развития. Ход истории подтвердил этот тезис Ленина. Еще при жизни его монгольский народ при помощи советского народа добился независимости и приступил к ликвидации феодализма в своей стране и созданию условий для строительства социализма.
Фундаментальное значение имеет ленинское положение об отношениях между социалистической страной и капиталистическим миром. Раскрывая диалектику общественного развития, Ленин выдвинул тезис о возможности мирного сосуществования социалистического государства и капиталистических стран, об их экономическом соревновании, подчеркнув при этом историческую неизбежность победы коммунизма. Ленин показал, что возможность такого сосуществования вытекает из неравномерности общественного развития. Сосуществование социалистических и капиталистических государств представляет собой определенную форму классовой борьбы, одну из форм антагонистических противоречий между капитализмом и социализмом в мировом масштабе. Ленинская идея мирного сосуществования государств с различным общественным строем выражает объективную экономическую и политическую закономерность. Мировая революция — это целая историческая эпоха, когда от системы империализма будут отпадать капиталистические страны, а ряд бывших колониальных и полуколониальных стран будет вовлекаться в строительство социализма. Мирное сосуществование имеет объективно-экономическую основу. «Есть сила, — писал Ленин, — большая, чем желание, воля и решение любого из враждебных правительств или классов, эта сила — общие экономические всемирные отношения, которые заставляют их вступить на этот путь сношения с нами».
Развитие учения о классах, государстве и диктатуре пролетариата. В центре внимания Ленина стоял вопрос о диктатуре пролетариата как коренном содержании социалистической революции, о классовой структуре возникающего социалистического общества и классовой борьбе в переходный период, о государстве и партии.
В работе «Великий почин» Ленин дал развернутое определение понятия класса. «Классами, — писал он, — называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Из этого определения следует, что уничтожение классов может быть достигнуто прежде всего путем ликвидации антагонистических производственных отношений. Именно поэтому борьба за победу социализма есть борьба за уничтожение классов и причин, порождающих деление общества на классы.
Ленин, Коммунистическая партия теоретически и практически разработали конкретные пути решения проблемы ликвидации классов. Всю сложность этой задачи они усматривали не столько в ликвидации остатков буржуазии и помещиков, сколько в преобразовании крестьянского хозяйства в крупное общественное хозяйство. Если эксплуататорские классы можно и должно экспроприировать, то крестьянство необходимо вовлечь в социалистическое строительство, переведя крестьянские хозяйства на путь кооперативного общественного хозяйства. Для полной же ликвидации классов в обществе необходимо преодолеть существенные различия между городом и деревней, между умственным и физическим трудом, покончить с пережитками капитализма в сознании людей.
С вопросом об отношениях между классами в переходный период неразрывно связана и проблема соотношения экономики и политики в эпоху диктатуры пролетариата. Ленин указывал, что политическая надстройка в переходный период (Советское государство) есть главное орудие построения социалистического базиса. Пролетарское государство, сосредоточив в своих руках основные средства производства, непосредственно руководит борьбой за преобразование производственных и других общественных отношений в стране. Это принципиально новое соотношение экономики и политики в переходный период Ленин определил как первенство политики над экономикой. Однако тезис о первенстве политики над экономикой не отменяет положения исторического материализма об определяющей роли экономического базиса. Всякая политическая надстройка, писал Ленин, «служит, в конечном счете, производству и определяется, в конечном счете, производственными отношениями данного общества». Политика, подчеркивал Ленин, представляет собой концентрированное выражение экономики.
Залогом правильной политики является учет объективных условий, в первую очередь экономического развития страны. В связи с этим Ленин подверг критике вредный метафизический отрыв политики от экономики троцкистами и бухаринцами, которые предлагали партии решать экономические задачи без учета соотношения классов внутри страны и в международном масштабе, отрицали активную роль диктатуры пролетариата. Троцкисты к тому же подменяли политику командованием сверху, администрированием.
Ленин дал глубокий анализ социальной структуры и отношений классов в переходный период. Диктатура пролетариата, учил он, есть продолжение классовой борьбы в новых исторических формах. Теперь рабочий класс ведет ее в качестве господствующего класса, используя все средства политической и идеологической надстройки. Ленин отмечает пять форм классовой борьбы в начале переходного периода: 1) подавление сопротивления эксплуататоров; 2) гражданская война; 3) «нейтрализация» мелкой буржуазии; 4) использование буржуазии и 5) воспитание новой дисциплины.
Развивая марксистское учение о государстве, Ленин в работах «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «О государстве» и других показал принципиально новую природу социалистического государства, советской демократии, демократии народных масс, строящих социализм. «Советский строй, — писал он, — есть максимум демократизма для рабочих и крестьян, и в то же время он означает разрыв с буржуазным демократизмом и возникновение нового, всемирно-исторического, типа демократии, именно: пролетарского демократизма или диктатуры пролетариата».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий очерк истории философии"
Книги похожие на "Краткий очерк истории философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Иовчук - Краткий очерк истории философии"
Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории философии", комментарии и мнения людей о произведении.