М Иовчук - Краткий очерк истории философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий очерк истории философии"
Описание и краткое содержание "Краткий очерк истории философии" читать бесплатно онлайн.
В этой книге, вышедшей первым изданием в 1960 г и переведенной на ряд иностранных языков сжато изложены важнейшие этапы и течения мировой философии с самых древних времен до наших дней. При подготовке второго издания «Краткого очерка» авторы его — специалисты по различным разделам истории философии — дополнили книгу новыми данными, улучшили изложение материала, устранили имевшиеся в первом издании неточности и ошибки.
«Краткий очерк» завоевал популярность у студентов и преподавателей, пользующихся им как учебным пособием.
В трудах Ленина последовательно проводится диалектико-материалистический подход к истории философии. Ленин подходил к философским учениям прошлого исторически, рассматривая их как определенные ступени, узловые пункты в развитии философского познания мира.
Марксистская наука следует тем принципам исследования истории философии, которые определены Лениным еще в заключении к его книге «Материализм и эмпириокритицизм». На примере критики эмпириокритицизма Ленин сформулировал принципы, из которых исходит марксизм в анализе и оценке той или иной философской школы: 1) сравнивать теоретические основы философии данной школы и диалектического материализма; 2) определять место данной школы среди других философских школ современности (или прошлого), чтобы видеть, откуда и куда данная школа идет; 3) выяснять связь данной школы с характером и уровнем современного ей естествознания; 4) раскрывать борьбу партий в философии — материализма и идеализма, — выражающую в конечном счете идеологию борющихся классов.
Ленин оставил ученым-марксистам грандиозную программу изучения истории человеческого познания, и прежде всего философского знания. Рассматривая материалистическую диалектику как итог, сумму, вывод истории познания, как обобщение истории мысли, Ленин писал: «Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее, на истории отдельных наук. В логике история мысли должна, в общем и делом, совпадать с законами мышления». «История мысли с точки зрения развития и применения общих понятий и категорий логики — voila се qu'il faut! (вот что нужно! — Ред.)», — говорит Ленин.
Развивая в послеоктябрьский период марксистские взгляды на историю философии, Ленин в своих выступлениях, особенно в статье «О значении воинствующего материализма», поставил перед коммунистами, перед марксистской наукой ряд важных задач: во-первых, в целях построения новой, социалистической культуры овладеть всем ценным, что создано более чем двухтысячелетним развитием человеческой мысли и культуры; во-вторых, в целях формирования научного, материалистического мировоззрения, преодоления, религии и других видов отживающей свой век идеологии развивать «солидную материалистическую традицию» русской и зарубежной общественной мысли;
в-третьих, продолжить начатое Марксом дело изучения и материалистического истолкования диалектики Гегеля, применяя диалектику к познанию современной истории, нового опыта революционного движения, новейших достижений науки; в-четвертых, систематически изучать и разрабатывать философское наследие основоположников диалектического материализма и видных представителей марксистской мысли. В 1921 г. Ленин отмечал, в частности, необходимость изучать все написанное по философии Плехановым, считая его философские труды лучшими во всей международной марксистской литературе (речь идет о марксистах II Интернационала).
Уже в трудные годы гражданской войны, интервенции и хозяйственной разрухи изучение философского наследия стало рассматриваться как одна из важнейших идейно-политических задач. По инициативе Ленина, предложившего «издать ряд переводов материалистов (17 и 18 веков)», был начат выпуск библиотеки материализма, атеистической библиотеки и других изданий по истории философии. Журнал «Под знаменем марксизма» систематически публиковал отрывки из произведений материалистов прошлого и марксистские статьи по истории философии, критиковал реакционную идеалистическую философию прошлого и современности. В Коммунистической академии и впоследствии в Академии наук СССР, в Институте Маркса — Энгельса, в университетах (особенно в Московском, Ленинградском, Киевском, Тбилисском, Азербайджанском, Ереванском, Среднеазиатском и др.) было организовано марксистское исследование различных направлений всемирной истории философии и систематическое ее изучение. В Советской стране и в мировом коммунистическом движении утверждались марксистско-ленинские взгляды на философское наследие человечества в борьбе против идеалистического мировоззрения, оппортунистического догматизма и мелкобуржуазного нигилизма.
Советскими и зарубежными марксистами за 50 лет после Октябрьской революции создано много трудов по истории всемирной философии, в том числе по истории философии народов СССР, истории марксистско-ленинской философии, которые помогают овладевать философским наследием, изучать философскую мысль прошлого и современности.
Главные вехи развития историко-философской науки после Октября 1917 г. В развитии историко-философской науки, как и всей марксистско-ленинской философии, в послеоктябрьскую эпоху отчетливо выделяются два главных периода: 1) период от Октябрьской революции до построения социализма в СССР и начала второй мировой войны (1917 — примерно 1937 г.); 2) период социализма в СССР, второй мировой войны, создания и развития мировой системы социализма (примерно 1938–1967 гг.).
В первый из этих периодов марксистско-ленинская история философии как наука развивалась в СССР и в зарубежном коммунистическом движении в острой борьбе против чуждых ленинизму идейных течений. Коммунистическая партия в СССР решала поставленную Лениным задачу — «побороть все сопротивление капиталистов, не только военное и политическое, но и идейное, самое глубокое и самое мощное». В области истории философии это сопротивление нашло свое выражение в выступлениях И. Бердяева, А. Введенского, Н. Лосского, Е. Трубецкого и других идеалистов, которые пытались насаждать в Советской стране реакционные идеалистические и религиозно-мистические учения, ставить философию на службу религии, клеветали на марксизм и материализм вообще. В сочинениях В. В. Адоратского, Л. И. Аксельрод-Ортодокс, А. М. Деборина, И. К. Луппола, В. И. Невского, И. И. Скворцова-Степанова, А. К. Тимирязева, Е. М. Ярославского и других советских ученых раскрывалась реакционность идеалистических и религиозно-философских учений, их несовместимость с современной наукой и их вред для нового общества.
Ленин, партия осуждали всякую терпимость по отношению к реакционному буржуазному мировоззрению. Чутко направляя людей науки на верный путь, помогая им овладеть теорией и методом диалектического материализма, партия и Советское государство пресекали реакционную проповедь мистики и мракобесия, враждебных социализму философских и социологических взглядов. В частности, были сорваны попытки противников марксизма насаждать в Советской стране схоластические учения средневековья, реакционную «теософию» В. Соловьева, мистические «теории» О. Шпенглера («Закат Европы»), махистские воззрения (которым А. Богданов попытался придать новую форму так называемой всеобщей организационной науки) и другие идеалистические взгляды. С первых лет переходного периода большими тиражами издавались с марксистскими комментариями сочинения классиков домарксистской философии, особенно Гегеля и Канта, французских материалистов XVIII в. и Фейербаха, Герцена и Чернышевского, выдающихся мыслителей Востока. При этом были подвергнуты критике вульгаризаторские и нигилистические точки зрения А Богданова, В. Шулятикова, С. Минина и других, которые отрицали познавательную роль философских учений прошлого и видели в них лишь проявление классово корыстных интересов буржуазии и других имущих классов.
На основе трудов Ленина, сочинений Плеханова, Меринга (книга «Карл Маркс. История его жизни», 1918) начинаются изучение и разработка истории марксистской философии. По инициативе Ленина в Институте Маркса — Энгельса в Москве было собрано почти все литературное наследие основоположников марксизма, изданы Собрания сочинений Маркса и Энгельса, их письма и ранее не опубликованные работы («Немецкая идеология», «Диалектика природы», а впоследствии «Экономическо-философские рукописи» и т. д.).
С середины 20-х годов в СССР и мировом коммунистическом движении в ходе идейной борьбы против реформизма, троцкизма и других оппортунистических течений, которые отрицали интернациональное философско-теоретическое значение ленинизма, развернулась работа по научному изданию и изучению ленинского философского наследия. В работах советских и зарубежных марксистов был раскрыт всемирно-исторический характер ленинского этапа в развитии философии марксизма, Вклад В. И. Ленина в диалектический и исторический материализм, в марксистскую эстетику и атеизм, в разработку философских проблем естествознания. В ходе изучения ленинского наследия широко распространились в СССР и в мировом коммунистическом движении глубокие идеи и мысли, высказанные Лениным по проблемам истории философии: о Гегеле и Фейербахе, об Аристотеле, Гераклите и других античных философах, о русских революционных мыслителях XIX в. и т. д.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий очерк истории философии"
Книги похожие на "Краткий очерк истории философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "М Иовчук - Краткий очерк истории философии"
Отзывы читателей о книге "Краткий очерк истории философии", комментарии и мнения людей о произведении.