» » » » В. Елагин - Летопись России. Дмитрий Донской и его время


Авторские права

В. Елагин - Летопись России. Дмитрий Донской и его время

Здесь можно скачать бесплатно "В. Елагин - Летопись России. Дмитрий Донской и его время" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Изд-во НГПУ, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Летопись России. Дмитрий Донской и его время
Автор:
Издательство:
Изд-во НГПУ
Год:
1998
ISBN:
5-85921-107-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Летопись России. Дмитрий Донской и его время"

Описание и краткое содержание "Летопись России. Дмитрий Донской и его время" читать бесплатно онлайн.



В книге дается погодное описание событий связанных с временем княжения Дмитрия Ивановича Донского. Эта эпоха время обновления России, рождения великорусской народности. Ключевым этапом, апогеем развития явилась Куликовская битва.






Возникала угроза великорусскому княжению. Алексий в 1358 году собирается отправиться в Киев, чтобы лично на месте урегулировать этот сложный вопрос. Попытка довольно смелая и рискованная, но, очевидно, Алексий рассчитывал на поддержку определённых кругов Киева, недовольных и Ольгердом, и Романом. Но решительно действует и Ольгерд. Он «изымал его обманом», заключил Алексия под стражу, отнял у него многоценную утварь и, может быть, убил бы, если бы при содействии некоторых митрополит не убежал тайно и таким образом не избавился от опасности[20]. Алексий прибывает на Русь, где в его отсутствии произошли события, о которых мы уже говорили.

Вслед за Алексием поспешил на Русь и Роман, причём отправился он не в Москву, прекрасно понимая, что это ни к чему хорошему не приведёт, а в Тверь — политическую противницу Москвы. Цель поездки видна определённо: склонить Тверь, Тверское духовенство к литовско-русской митрополии и тем самым ослабить позиции Алексия, Москвы. Но тверичи, несмотря на то, что Роман был родом из этого города, что тверской князь и бояре в своей политике во многом опирались на Ольгерда, проявили твёрдость. Фёдор, епископ тверской, даже не пожелал с Романом встретиться[21]. Князь же отнёсся к этому событию с большой осторожностью. Решив не «сжигать мосты», памятуя, что за Романом стоит Литва, он и бояре выплатили Роману потребное, отправив его назад. Это событие знаменательное по многим моментам. Главное — признание безоговорочного права Москвы на духовное лидерство и отказ от религиозной зависимости Литвы.

Летом этого же года из Орды возвратился Дмитрий Константинович в сопровождении ханских послов, привёзших ярлык на великое княжение Владимирское. 22 июня во Владимире он был торжественно провозглашен великим князем. Митрополиту Алексию, в силу его положения, предстояло быть на этом торжестве и лично благословить Дмитрия. Можно себе представить, что творилось в душе у Алексия в этот момент, когда он отдавал власть над северо-восточными русскими князьями противнику Москвы и, благословляя на великое княжение Владимирское, тем самым признавал законность этого акта. Источники об этом событии сознательно умалчивают, лишь у В.Н.Татищева мы находим сообщение, что при князе Дмитрии Константиновиче Алексий поставил в Новгород архиепископом Алексея, а великий князь отправил в этот город своих послов и наместников, и новгородцы их с честью приняли[22]. Таким образом «Господин Великий Новгород» попадал в сферу влияния суздальско-нижегородских князей, а Москва утрачивала такого богатого и сильного партнёра, союзника.

Дмитрий Константинович получил ярлык из рук Навруза. А между тем положение его самого в Золотой Орде было очень непрочным. Весной 1360 года в борьбу за ханский престол включается «некий заяицкий хан Хидырь Синия орды»[23]. Он принадлежал к Чингизидам и, счи-его и убивают[24]. Сам Мамай вместе с Абдуллахом отходят в принадлежащий им улус Крым, очевидно, для перегруппировки войск, готовясь к дальнейшей борьбе за власть. А в это время в Сарае ал-Джедиде власть захватывает представитель Кок Орды хан Орду-мелик, но и его правление длилось всего месяц[25]. "Тогда третий хан возста, именем Килды-бек, творящеся сын Жанибека, внук Азбяка хана (выдавая себя за сына Джани-бека. — В.Е.). И той, добиваясь государства Воложскаго, много поби, последи же и сам убиен бысть"[26]. Но это будет несколько позже, а пока осенью 1361 г. в Сарае утвердился хан Мюрид, а Кильдибек вынужден был бежать на правобережную Волгу[27].

Каково же было положение русских князей, оказавшихся в это «жаркое лето» в Орде?! В силу обстоятельств каждый из князей вынужден был самостоятельно выкручиваться из этой кровавой бойни. Андрей Константинович сумел с боем пробиться «на Русь добръ здравъ»[28]. «А князь Костянтинъ Ростовьскыи осталъ князя Андрея въ Орде и въ за-мятню ту ограбиша его Татарове и телеса ихъ обнажиша и не остася на нихъ ни исподнихъ порть, а сами нази токмо живи приидоша псши на Русь»[29]. И только Дмитрий Константинович, великий князь Владимирский, «оста въ Сарае целъ сохраненъ бысть»[30]. Как ему это удалось, мы не знаем, все источники молчат.

В ЛЕТО 6870 (1362 г.). Положение в Золотой Орде нисколько не стабилизировалось. Летом отряды Кильди-бека были разбиты войсками Мюрида[31] (Муруда, Амурата — разночтения в летописях), а сам он был убит. Но установить единоличную власть Мюриду помешало появление в Поволжье войск Мамая. «И бысть Мамаю съ Мурутом сеча о Волзе»[32], закончившаяся, по всей видимости, безрезультатно. В итоге сложилась такая ситуация, когда Золотая Орда оказалась расколотой на две, враждующие друг с другом, части. «Бысть в то время на Волжском государстве два хана: Авдула хан Мамаевы Орды, его же Мамай темник устроил ханом во всей Орде в нагорной стороне (правобережье. — В.Е), а другий Аммурат в луговой стороне (левобережье. — БЕ) с саранскими князии. И тако те два хана и те две Орде, мал мир имеюще, меж собою всегда во враждех и бранех»[33].

Для Руси создавалась благоприятная ситуация. В обстановке, когда отсутствовала единая политическая власть в Орде, с постоянной враждой не только между Мамаем и ханами Сарая, но и мелких сепаративных группировок, проблемы Руси, русских князей всё больше отходили на задний план. И хотя каждый хан требовал подчинения, требовал Ордынского выхода, контроль за Северо-Восточной Русью в результате «великой замятии» ослаб. Свои проблемы русские князья уже, отчасти, могли решат сами, исходя из военной силы, экономического потенциала княжества, политического предвидения. Кто в этой ситуации окажется более изворотливым, сильным, тот и победит.

Чувствовалось во всём, что московское правительство потерю ярлыка на великое княжение Владимирское считает временным и что основная борьба за него ещё впереди. Лишь только как-то определилась ситуация в Орде, москвичи затевают спор о законности выдачи ярлыка Дмитрию Константиновичу. С этой целью каждый из претендентов посылает посольство в Сарай к хану Мюриду, причём их возглавляют не сами князья, не успевшие еще отойти от злоключений прошлого года, а киличеи — специальные послы, знающие татарский язык. Конечно, в Орде между посольствами возник спор, какое княжество имеет больше прав на ярлык Главными аргументами москвичей было не только то, что Дмитрий Константинович поставлен не «по отчине и по дедине», то есть не по наследственному праву, а то, что ярлык ему был вручен Наврузом, и в изменившихся политических условиях, когда у власти стал Мюрид, он недействителен Новая власть Сарая, конечно, хотела решать русские вопросы по-своему, вопреки, наперекор своим предшественникам. И нельзя сбрасывать со счетов ещё один очень веский аргумент в пользу московского князя. Каждое посольство прибыло к хану «з дары многими», а в этом плане глава московского правительства митрополит Алексий был великим мастером решать с помощью подкупа политические проблемы. Тем более, что в руках Москвы была казна всей православной русской церкви, а значит, и возможность предпочтительнее, и аргументы поубедительнее, чем у Дмитрия Константиновича. В результате 12-летний московский князь Дмитрий Иванович получает из рук Мюрида ярлык на великое княжение Владимирское. Получив это известие, Дмитрий Константинович «иде из Володимсра в Переславль и сяце в нем, хотя владети»[34].

И вот здесь вступает в действие военная сила Москвы. Собрав большое войско, взяв в поход 3 братьев, Дмитрия Ивановича, Ивана Ивановича и Владимира Андреевича, москвичи зимой этого же года подошли к Переяславлю. По существу, это был первый из военных походов (а сколько их ещё потом будет!), в котором приняли участие двоюродные братья Дмитрий и Владимир Вчерашний великий князь Владимирский Дмитрий Константинович сил, способных противостоять московскому войску, по-видимому, не имел, и он бежит, сначала во Владимир, а затем в свою вотчину в Суздаль[35]. Войско Москвы вступает во Владимир, и Дмитрий Иванович «седе на великомъ княжении на столе отца своего и деда и прадеда»[36].

В ЛЕТО 6871 (1363 г.) Соперничество Мамая и Мюрида совершенно неожиданным образом отразилось на русских княжествах, на отношении к ханскому ярлыку. К Дмитрию Ивановичу во Владимир прибывает посольство от хана Абдуллаха (Авдуля — в русских летописях), а фактически от Мамая и вручает ярлык на великое княжение Владимирское. «И князь великий чествовав посла, и одарив, и отпусти ево во Орду»[37]. Трудно объяснить как-то однозначно это событие. То, что каждый из ханов считал себя главным и думал, что только он вправе выдавать ярлыки русским князьям, — это понятно и объяснимо. Но почему тогда Мамай, зная, что князь Дмитрий Иванович уже получил ярлык от Мюрида, вторично вручает его московскому князю, а не ею о политическому противнику? Или это определённый демарш, не признающий законности власти Мюрида и его решений? Или попытка найти на Руси, как ему казалось, более сильного союзника в борьбе за власть в Орде? Как бы то ни было, в руках московского князя оказалось два ярлыка на великое княжение Владимирское от двух враждующих сторон. И, оказавшись в такой ситуации, необходимо выбирать, с кем ты? Иначе можно потерять всё. Видимо, московская дипломатия сначала посчитала, что тот, кто правит в Сарае (Мюрид), тот и сильнее. А затем всё больше выявился перевес сил Мамая, и возникло желание заключить договор именно с ним. Трудно представить, что опытные московские политики и дипломаты в этих условиях стремились «усидеть на двух стульях», угодить двум правителям. В конечном итоге был выбран Мамай. Этим самым московский князь вызвал на себя большой гнев со стороны Мюрида. Вместе с Иваном Белозерским, находившимся в это время в Сарае, он передаёт ярлык на великое княжение Владимирское Дмитрию Константиновичу. Для верности отправляет вместе с ним и ханское посольство в составе 30 человек, возглавляемое Иляком[38]. Какие условия выдвигались Мюридом с вручением ярлыка, мы не знаем. Одно несомненно: московский князь, становясь союзником Мамая, получал в лице Мюрида ярого противника. То же самое можно сказать и по отношению к суздальскому князю, только всё наоборот. Но в политике приходится выбирать. А Дмитрий Константинович ринулся во Владимир, к великому княжению, как в своё время «бросил Всеслав жребий о девице ему милой»[39] — киевскому престолу, не считаясь с обстоятельствами, не предприняв твёрдого расчета военных сил противника, политических расчетов, наконец, предостережения своего старшего брата Андрея, рассчитывая только на поддержку Мюрида. И вот здесь вступает в спор за великое княжение Владимирское не столько внешний фактор, сколько внутренний — сила князя: Дмитрий Иванович «собра силу многу, и поиде ратью на него к Володимеру»[40] Целых 12 дней был великим князем Дмитрий Константинович. Владимирцы не высказывали особою желания отстаивать претензии суздальца, а своих сил было, очевидно, мало.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Летопись России. Дмитрий Донской и его время"

Книги похожие на "Летопись России. Дмитрий Донской и его время" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Елагин

В. Елагин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Елагин - Летопись России. Дмитрий Донской и его время"

Отзывы читателей о книге "Летопись России. Дмитрий Донской и его время", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.