Неизвестен Автор - Путеводитель Ленинград
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Путеводитель Ленинград"
Описание и краткое содержание "Путеводитель Ленинград" читать бесплатно онлайн.
Рядом с Варшавским вокзалом расположены корпуса Ленинградского объединения подъемно-транспортного оборудования им. С. М. Кирова. Оно было создано в 1930 г. на основе реконструированных железнодорожных мастерских.
Далее застройка левого берега канала расступается, раскрывая небольшую площадь. В глубине ее находится другой старый вокзал города - Бал
тийский (д. 120). Он был построен в 1855-1857 гг. арх. А. И. Кракау и связывал Петербург с Петергофом. В центр решенного в ренессансных формах фасада выведен полукруглый витраж перрона, фланкируемый двумя башнями. Сегодня с вокзала отправляются пригородные поезда в юго-западном направлении. В 1955 г. вплотную к вокзалу построили здание станции метро "Балтийская" (арх. М. К. Бенуа, А. И. Кубасов, Ф. Ф. Олейник). Его массивный объем обогащен портиком, украшенным барельефами с изображениями выдающихся русских флотоводцев. В 1965 г. в сквере на площади установлен памятник народному ополчению Ленинского района (арх. В. С. Васильковский, В. II. Экстрин).
На другой берег канала ведет пешеходный Балтийский мост, решенный в строгих классицистических формах (1957 г., арх. П. А. Арешев, инж. А. А. Куликов). Панораму набережной определяет ансамбль протяженных зданий Провиантских складов Измайловского полка (д. 173) - памятник архитектуры классицизма (1819-1822 гг., арх. В. П. Стасов). Он был возведен на территории полкового плаца - последнего из трех, которые огибал на своем пути Обводный. В 1915-1916 гг. два ближайших к Лермонтовскому пр. корпуса объединили дорическим портиком в единое здание манежа Николаевского кавалерийского училища. Главное здание училища выходит на Лермонтовский пр., 54 (1822-1825 гг., арх. А. Е. Штауберт). С 1839 г. сюда переехала школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую закапчивали П. П. Семенов-Тян-Шанский и
Набережные Обводного канала
201
М. П. Мусоргский. Ранее в ней учился М. Ю. Лермонтов. В 1916 г. перед главным зданием училища установлен памятник поэту (ск. Б. М. Микешин).
Интересным образцом общественных сооружений нового типа начала XX в. народных домов - является быв. Дом просветительских учреждений (д. 181). Облицованное светлой плиткой здание построено в 1911-1912 гг. по проекту арх. Н. В. Дмитриева. В доме располагались учебные классы и музей, столовая и магазин, спортивный и театральный залы, где с успехом выступал "Рабочий театр". Сегодня здание принадлежит Дому культуры им. А. Д. Цюрупы.
Большую часть противоположного берега Обводного канала до пр. Газа занимает одно из крупнейших производственных объединений города - "Красный треугольник" (д. 134-138). Массивы краснокирпичных фабричных корпусов с мощными квадратными башнями связаны арочным мостовым переходом (1917 г., гражд. инж. Е. А. Кржижановский). Некогда здесь Обводный канал пересекала р. Таракановка. Ее участок на территории предприятия был засыпан в 1920-х гг. (часть от правого берега канала до Фонтанки-в 1906 г. ).
Первые сооружения Российско-американской мануфактуры (впоследствии товарищество "Треугольник") появились в 1860-х гг. (арх. Р. Р. Генрихсен). Постоянно расширяясь и поглощая своих конкурентов, в частности фабрику Англо-Российской резиновой мануфактуры "Макинтош", товарищество "Треугольник" к 1910-м гг. застроило огромную территорию (арх.
Р. А. Гедике, Е. И. Гельман, Л. А. Серк). В 1914 г. новые механические мастерские завода заняли земли за Новопетергофским пр. (ныне пр. Газа). Развернутые торцом к набережной (д. 148-150) пятиэтажные железобетонные корпуса объединялись висячими галереями (инж. Е. А. Кржижановский). Сейчас здесь находится завод "Металлист".
Долгие годы "Треугольник" оставался крупнейшим производителем резиновых изделий в России. Рабочие предприятия внесли свой вклад в революционную борьбу петербургского пролетариата. В ноябре 1895 г. на квартире рабочего резиновой мануфактуры В. Прошина (наб. Обводного канала, 124) состоялось совещание уполномоченных рабочих кружков Петербурга с участием В. И. Ленина. В июне 1896 г. "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" издал листовку "К рабочим и работницам Российско-американской мануфактуры". В 1905 г. на фабрике впервые произошла первомайская стачка.
В 1922 г. Государственный завод резиновой промышленности No 1 стал первым предприятием, награжденным орденом Красного Знамени. Во второй пятилетке основные производства завода перешли на освоение синтетического каучука. В послевоенные годы здесь впервые в мире был применен метод штамповки резиновой обуви. Ныне у Обводного канала расположены три завода объединения - резиновой обуви, резинотехнических изделий и шинный, выпускающие широкий ассортимент современной продукции.
На нравом берегу канала за пр. Газа находится другое
202
Центральные районы
ПЕТРОГРАДСКИЙ РАЙОН
значительное предприятие - прядильная фабрика "Веретено" (д. 223-225). На набережную выходит здание быв. конторы - изящный павильон, увенчанный миниатюрной ротондой с фигурой Меркурия. В глубине участка стоят многоэтажные корпуса быв. Российской бумагопрядильной мануфактуры - одного из старейших ткацких предприятий страны, основанного в 1835 г. Первые каменные строения фабрики - памятника промышленной архитектуры периода классицизма (1835-1838 гг., арх. ПI. Я. Анисимов) - были расширены и надстроены в конце XIX в.
23 мая 1896 г. рабочие мануфактуры начали стачку, охватившую 30 тыс. текстильщиков. В. И. Ленин назвал ее "знаменитой петербургской промышленной войной 1896 года".
Застройку левого берега Обводного канала завершает комплекс прядильно-ниточного комбината "Советская звезда". К Лифляндской ул. (д. 3) выходят 5-этажные кирпичные
сооружения быв. Чернореченской бумагопрядильной мануфактуры Л. Кенига (1874 г., -арх. Н. В. Трусов). Их ограничивают два протока - р. Екатерингофка и Бумажный канал, название которого отразило специфику предприятий этого района.
Южная наб. Обводного канала - основная дорога в Ленинградский торговый порт. Он расположен на Гутуевском и прилегающих к нему островах, куда был переведен из Кронштадта после сооружения Морского канала (1874- 1885 гг. ). Перспективу Обводного замыкает массивный силуэт быв. церкви Богоявления, построенной на Гутуевском острове в 1891-1899 гг. по проекту арх. Вас. А. Косякова. Вдали отчетливо видны ажурные конструкции портовых кранов, громады доков и судов, новые жилые дома порта.
Начинаясь у Невы и заканчиваясь у взморья, обновленный Обводный канал продолжает нести свою трудовую вахту в жизни современного Ленинграда.
В северной части разветвленной невской дельты на семи островах расположен Петроградский район. Его омывают воды Невы и Малой Невы с юга, Б. Невки с востока и севера, Финского залива с запада. Самый большой в этой группе островов Петроградский (ранее Березовый, Городовой, Городской), а также отделенные от него неширокими протоками Аптекарский, Петровский и Заячий составляют обширную территорию Петроградской стороны (до 1914 г. Петербургской). К северу от нее лежат Кировские острова: Крестовский, Елагин и Трудящихся (Каменный),
Петроградский район - старейший в Ленинграде. Здесь начинался город. 16 мая 1703 г. на небольшом Заячьем острове была заложена крепость Санкт-Питер-бурх, позднее - Петропавловская. Одновременно началось освоение Городового острова, где сформировался самый ранний торгово-административный центр Петербурга (на месте пл. Революции), В южной и восточной частях острова возникли слободы, где жили мастеровые, ремесленники, торговцы и расквартировывались полки столичного гарнизона. Расселение происходило в соответствии с социальным положением, этнической принадлежностью или профессиями жителей. В первые десятилетия XVIII в. были открыты промышленные предприятия - зелейный (пороховой) завод, "Инструментальная изба", Монетный двор.
В результате первоначального освоения земель в юго-восточной части Петроградского острова сложилась свободная планировка, а к северо-западу от нее, там, где размещались гарнизонные полки, была создана строго регулярная сеть улиц с главной магистралью - Большим пр.
В послепетровское время район утратил прежнее значение: порт и государственные учреждения были переведены на Васильевский остров, парадный центр развивался на левобережье. Петроградская сторона постепенно превращалась в окраину столицы. В то же время на Каменном и Елагином островах создавались великолепные дворцовые ансамбли, строились загородные дома столичной знати, дачным местом стал Аптекарский остров.
204
Петроградский район
В формировании планировки города большую роль сыграли генеральные планы 1831 и 1880 гг., согласно которым прокладывались новые улицы, выпрямлялись и расширялись либо ликвидировались старые.
Во второй половине XIX в, появились многочисленные заводы и фабрики (в основном легкая и машиностроительная промышленность), а также крупные научные и учебные учреждения,
На рубеже столетий Петербургская сторона стала местом самого интенсивного строительства в городе. В течение 1900- 1910-х гг. ее облик совершенно изменился. Здесь поднялись кварталы многоэтажных доходных домов, значительные общественные
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Путеводитель Ленинград"
Книги похожие на "Путеводитель Ленинград" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Путеводитель Ленинград"
Отзывы читателей о книге "Путеводитель Ленинград", комментарии и мнения людей о произведении.