Евфимий Зигабен - Толковая Псалтирь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Псалтирь"
Описание и краткое содержание "Толковая Псалтирь" читать бесплатно онлайн.
43. Множицею избави я; тии же преогорчиша Его советом (хотением) своим, и смиришася в беззакониих своих. Многократно, говорит, Бог освобождал евреев от рук врагов их, как повествует о том книга Судей; но они оскорбляли Избавителя своего Бога злым своим намерением и неблагодарным духом своим и пали и изнемогли от многих беззаконий своих.*)
*) Исихия: Воспевает и человеколюбие Божие и вместе оплакивает злонравие их. Ибо благодетель и избавитель их от скорбей не престает быть таковым; и они также постоянно прогневали и огорчали Его.
44. И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услышаше (посему Он и услышал) моление их.
45. И помяну завет свой, и распался по множеству милости своея.
46. И даде я в щедроты пред всеми пленившими я. Бог, говорит, видел, что евреи скорбели и услышал моление их, почему и вспомнил завещание Свое и обетование, данное Им Аврааму, Исааку и Иакову, и, как многомилостивый, переменил гнев свой на милость. Ибо это означает: раскаялся. Посему Он ущедрил и помиловал их не тайно и скрытно, но ясно и открыто, так что о сей милости Божией узнали все пленявшие евреев. Потому что различные народы в различные времена, как повествует книга Судей, пленяли их. А это, по словам Евсевия и Афанасия, случилось, как передает Ездра, при царе Кире, Дарие и Артаксерксе.*)
*) Сии цари, сжалившись над евреями, не только освободили их от плена, но и дали денег на постройку Божия храма. А раскаянием называет, по Феодориту, прекращение наказания. Слова Исихия: Видишь ли сколь велика милость Божия? Она преклоняет к нам на милость и врагов, при том не некоторых только, но и всех. Вследствие чего и пленявшие враги получают сердоболие отцов к пленным. Из чего видно, что первое есть следствие гнева, а второе—человеколюбия. Ибо в том и другом мы имеем нужду для нашего исправления.
47. Спаси, ны Господи Боже наш, и собери ны от язык исповедатися (славить) имени твоему святому, хвалитися во хвале Твоей!
48. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века! и рекут вcu людие: буди, буди! Здесь Давид опять обращается к прежнему прошению. И я думаю, что сие прошение составляется от лица церкви из язычников и, быть может, также и от лица тех евреев, которые рассеяны по пленении Вавилонском в различные места. Собери, говорит, нас, Господи, чтобы мы благодарили Тебе, как благодетелю и освободителю нашему, и чтобы хвалились тем, что прославляем Тебя. Потому что действительно великое дело хвалить Тебя и истинная похвала для тех, которые хвалят Тебя, так как они удостаиваются воспевать столь всесильного и преблагого Бога. Достохвален, говорит, Бог, и должен быть прославляем всегда. И весь народ скажет сие; т. е. благословен Господь, или: да будет благословен.* )
*) Златословесного: Видишь ли плод плена? Видишь ли пользу возвращения? Столько, говорит, мы уже наказаны; посему освободи от врагов; дай с надлежащими приносить имени Твоему и обычные песни; дай украшаться служением Тебе! А о выражении: буди, буди, говорит Феодорит: Весь народ должен в конце, пения певцов произносить: аминь. Ибо вместо: буди, буди, евреи говорят: аминь, аминь. Почему и в церкви остался обычай народу выражать согласие с славословием священника чрез аминь, и сим участвовать в оном, и получать благословение. Исихия: Сими словами евреи обозначают окончание 4-й книги псалмов, которая, как и три предыдущие, имеет в конце: буди, буди!
Псалом 106
Аллилуиа.
И сей псалом имеет ту же надпись, какую имеет и предыдущий; потому что он, по словам Исихия и Дидима, подобно оному изъясняет благодеяния Божии.*)
*) По словам Феодорита, этот псалом предсказывает о свободе иудеев и предрекает о спасении всех людей; а по словам Афанасия, этот псалом содержит дела Иисуса Навина и Судей.
Ст. 1. Исповедайтеся Господеви, яко благ; яко в век милость Его.
2. Да рекут избавленнии Господем, ихже избави из руки врага,
3. И от стран собра их, от восток, и запад, и севера и моря. То же самое начало имеет и предыдущий псалом, где и смотри изъяснение сего. Пусть, говорит, скажут избавленные Господом, что? То, что Господь благ.*) От чего же они избавлены? От рук диавола; а это разумеется о христианах, которые, по словам Афанасия и Евсевия, уверовали во Христа и которые собрались в церковь Христову из всех народов; хотя Иудеи напротив говорят, что сей псалом должно разуметь о тех евреях, которые освободились из плена вавилонского. Некоторые списки имеют: от руки врагов, т. е. демонов. Господь, говорит, собрал христиан в одну церковь из различных стран и народов, т. е. из четырех стран миpa; где под морем разумеет юг или полдень; потому что с южной стороны окружает Палестину море; а упоминает о четырех странах миpa потому, что по всей земле разнесся голос Апостолов, и до пределов вселенной слова их (Пс. 18, 5).**)
*)Слова Евсевия: Должно исповедоваться Господу с исповеданием своих грехов, как врачу, и с благодарением за то, что оказал нам благодеяния, в которых мы имеем залог человеколюбия Его; и что Он не только благ, но и продолжает милость свою во все настоящие веки.
**)Златословесного: Не сказал просто: спасенные, но искупленные, показывая сим, что Он положил цену за них; ибо Он пролил за нас кровь; а о них послушай, что говорит пророк: и дам людей за Тебя и начальствующих за главу Твою (Исаии 43, 1); тех же делателей, т. е. иудеев, делавших зло, Бог отдал или предал наказанию. Афанасия: От четырех стран вселенной собрались народы, бывшие некогда пустынею в отношении к богопознанию и не участвовавшие в божественной влаге, но находившиеся в великой жажде.
4. Заблудиша в пустыни безводной, пути града обительнаго (к городу населенному) не обретоша.*) Христиане, говорит, из язычников блуждали прежде в некотором поведении, или житии, чуждом всякого плода добродетели, и безводном, как не имевшем питая божественного учения; а город населенный есть небо, к которому пути язычники не находили, как блуждавшие в нечестии и злонравий. А путь к небу есть богопознание, благочестие и добродетели.
*) Евсевий городом населенным называет добродетель и Божию премудрость; а Феодорит городом называет благочестивую жизнь.
5. Алчуще и жаждуще, душа их в них исчезе. Язычники, говорит, были прежде алчущие и жаждущие; потому что не имели богопознания или учения, которое питает и напояет словесные души; почему и душа их истончилась и весьма изнемогла по причине грехa.*)
*) Слова Афанасия: Ибо ни хлеба не подкрепляющего сердце человека, ни той живой воды, о которой сказано: кто изопьет воды, которую Я дам ему, тот не возжаждет во век. Исихия: Когда душа голодна и жаждет, не имея слуха слова Божия и учения, то по необходимости оскудевает и истончевается; поскольку, по словам Феодорита, хлеб богопознания есть пища души; а голодом сим Бог угрожал иудеям: се наведу голод на землю, не голод хлеба и не жажду воды, но голод слушания слова (Ам. 8, 11).
6. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их избави я;
7. И настави я на путь прав, внити во град обительный.
8. Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим.
9. Яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ. Пророки, говорит, взывали к Богу о народах, по словам Евсевия, а равно и ангелы Божии, поставленные в каждом народе для защиты его; почему Бог и услышал их и избавил сии народы, т. е. христиан от жестокой власти бесовской и наставил их на прямой путь, ведущий к небу. Язычники, находясь прежде в заблуждении, не могли найти его. Но Господь, сделавшись человеком, научил их истине и наставил их, чтобы нашли город населенный, т. е. небо. Посему христиане из язычников должны благодарить и пересказывать незнающим явленные им чудеса; почему? Потому что Он насытил истощенные и голодные души божественным хлебом и живоносным питием, т. е. учением евангельским и духовными благами и таинствами.*)
*) Слова Нисского: Явно, что сие пророчество не называет пищею хлеб, ни питием воду, но пищею называет истинную пищу, и питием духовное оное питие; а тем и другим бывает сам Господь, подающий самого Себя соответственно требованию в пищу алчущим и в источник жаждущим. Какой же изобретен способ для прекращения такого недостатка, блуждания, пустынничества, бедствования в безводной, крайнего изнеможения от глада? О чудо, один обращенный к Богу глас все сие обратил в добро! Ибо говорит: и воззвали ко Господу, когда скорбели и от нужд их избавил их. Златоуста: Смотри какое попечение Божие! Ничего не делали более, как только воззвали, как и в Египте, и усердно призвали Его; и все бедствия прекратились. Не показали отличных дел, но принесли одну только искреннюю молитву, которую произвела скорбь. Так и мы, когда будем отходить от сей жизни не телом, но с образом нрава жизни и поведения, не смутимся ли, если будем восходить на небо при стольких искушениях? Ибо если столько лет находившиеся в Вавилоне, когда имели возвратиться в тот же город, встречали при своем отхождении затруднение, то не гораздо ли более мы, идущие пустынею, где нет города, нет пространного пути, но тесный и прискорбный? Посему должно трезвиться и бодрствовать, и часто призывать Бога, чтобы облегчил затруднение сего путешествия и скоро ввел нас в город населенный. Ибо это настоящий город обитания, а сей—переселения и странствования. Евсевия: Первая болезнь у них была немощь блуждания, вторая, что не находили населенного города, и третья, что были алчущие и жаждущие и скудны; почему Господь, во первых, поставил их на путь прямой, во вторых, показал им, как должно идти в город населенный, и, в третьих, насытил алчущую их душу. А Афанасий путем называет веру во Христа, а населенным городом — церковь, или небесный Иерусалим. Смотри, говорит Златословесный, какой требует награды от тех, которые получали благодеяния на самом деле, требует воздаяния словами и повелевает о том, что было возвещать всем; для чего, и почему? Дабы и они были благодарны и других руководствовали в той же ревности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Псалтирь"
Книги похожие на "Толковая Псалтирь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евфимий Зигабен - Толковая Псалтирь"
Отзывы читателей о книге "Толковая Псалтирь", комментарии и мнения людей о произведении.