Евфимий Зигабен - Толковая Псалтирь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Толковая Псалтирь"
Описание и краткое содержание "Толковая Псалтирь" читать бесплатно онлайн.
**) Слова Афанасия: Страх наказываемых не имеет никакого отношения ко святым. Исихия: Станешь ли говорить о смерти, или о родственниках, или о детях, или угрожать лишением имущества, милостивый, говорит, не убоится ничего из упомянутых вещей. О сем может засвидетельствовать и Иов, который на все случившееся с ним сказал: нагим вышел я из чрева матери моей, нагим и отойду.
8. Готово сердце его уповати на Господа.
Утвердися сердце его, не убоится. Симмах перевел непоколебимо сердце его. Сердце, говорит, праведника и милостивого твердо и неподвижно в надежде его на Бога: он надеется, что с помощью Бога, победит и достигнет спасения, не опасаясь никакого зла.*)
*) Златословесного: Видишь ли, как строит дом свой на камне: ибо чего бояться нагому и легкому и не подающему никому повода? чего страшиться имеющему Бога милостивым и благоволящим, ни наветов, ни клевет; ибо у него нет ничего, от чего может быть вред; он от сей жизни переселился в страну небесную, недоступную для злоумышления. Ибо вы знаете ясно, что все ухищрения бывают в рассуждении денег и за деньги.
Дондеже воззрит на враги своя. Враги праведника и милостивого суть бесы. Итак, сердце, говорит, сего милостивого твердо, доколе, не узрит врагов своих демонов в бедствиях, которым, по Златоусту, они имеют подвергнуться; он и не убоится, доколе не падут и низринутся враги его, а тем более не убоится после низриновения их. Ибо Давид, сказав о том, что еще сомнительно и недостоверно, т. е. что праведный не убоится, доколе не падут враги его, умолчал о последующем, как о верном и не подлежащем сомнению, то есть, что тем более не убоится праведник по низриновении врагов его; так как и это свойственно Писанию, что оно употребляет выражение дондеже неопределенно, как мы это замечали в других местах.
*) Феодорита: Не только милостивый не боится врагов, но еще ожидает низложения их по причине упования на Бога.
9. Расточи, даде убогим, правда его пребывает во век века. Милостивый, говорит, и праведный рассеял имение свое на нищих, где речением: рассеял, по Златоусту, выразил щедрое даяние милостыни и богатое воздаяние, какое милостыня доставляет милостивому; ибо наименовал ее семенем, рождающим сторичный плод; так как сеятели сеют на ниве семя; почему и правда милостивого, т. е. воздаяние и награда его должна пребывать всегда и быть вечною. Давид повторяешь то же для утверждения слов своих. Или правдою отдельно называет здесь доставляемую милостынею добродетель, оправдывающую милостивого.*)
*) Златословесного: Смотри, как превосходны и самые выражения у пророка; ибо не сказал: дал, или разделил, но: рассеял, чем показывает в одно и то же время и изобилие дающего и называет вещь сию семенем; так как это действие принадлежит сеятелям. Они сеют запасы свои и раздают видимое, чтобы получить будущее, что лучше собирания и такое сеяние гораздо лучше собрания: рассевается имение, а собирается праведность. Это делают и земледельцы; но они на неизвестное, так как земля принимает от них (семена). А ты в руки Божии, где ничто не может пропасть. Ибо кто на подобие земли возделывает небо, тот может быть благонадежен, как в рассуждении капитала, так и в рассуждении роста на оный, если только таковой можно назвать ростом, а не превышающим много и самый капитал,—так как капитал составляют деньги, а рост—царство небесное. Видишь ли, какого свойства сие даяние в долг? Что может быть удивительнее сего? Собираемое погибает, а расточаемое пребывает. Великого Василия: Весьма странно то, о чем имею сказать, но всего вернее. Ибо богатство, будучи удерживаемо, погибает, а расточаемое тем способом, какой заповедует Христос, не только сберегается в целости, но и воздается сторицею и великим приращением. Это показывает и Апостол: кто сеет щедро, для того щедра и жатва. Феодорита: Кто украшается страхом Божиим, тот не просто подает милостыню требующим, но и с великою щедростью это делает и подражает тем, которые сеют не скупо семена и сыплют в надежде на снопы. Исихий принимает это в высшем значении: под нищими здесь можешь разуметь алчущих Божия слова, т. е. те народы, у которых Апостолы на подобие земледельцев сеяли умственное слово.
Рог его вознесется в славе. Честь, говорит, праведника и милостивого возвысится. А что значит рог, о том мы сказали ясно в 25-м ст. 88-го псалма, изъясняя слова: и именем моим вознесется рог его.*)
*) Слова Исихия: Рог у праведных есть упование на Бога, с которым мы выходя поражаем врагов. Он и мне высок, но для многих неизвестен. Итак, он возносится во славе, т. е. в будущем веке, когда откроется, какое он имеет величие и славу. Дидима: Рогом называет Бога, ибо все праведники, надеясь на Него, говорят: Тобою врагов наших избодем рогами, так и тот, кто называется блаженным, победив врагов своих Господом, имеет рог свой, которым низложил возвышающихся. Феодорит: Рогом называет силу по подобию тех животных, которые вооружены рогами и ими защищающихся от нападающих на них. Итак, он говорит, что кто имеет богатство добродетели, тот будет силен и знаменит.
10. Грешник узрит и прогневается, зубы своими поскрежещет, и растает: желание грешника погибнет. Злой, говорит, и немилосердый человек, или диавол, видя, что милостивый оказывает милости нищим, будет гневаться, почитая изобличением его бесчеловечия человеколюбие милостивого. Ибо такое дело, по Златоусту, есть добродетель, т. е. она тягостна и противна всякому пороку; почему немилосердный человек будет скрежетать зубами своими против милосердого или милостивого, обнаруживая скрежетанием зубов досаду и печаль в сердце своем. Но он не посмеет ничего сказать против него. Потому что добродетель милостивого заграждает уста его; почему немилосердный истает весь от скорби о подвигах и добродетелях милостивого, и, будучи снедаем завистью, сделается убийцею самого себя.*) Но желание его погибнет; ибо как желание его, по Златоусту, относится к тленным и земным вещам; то посему с тлением и погибелью оных тлеет и погибает желание немилосердного.**) Некоторые относят слова: «воссиял во тьме свет правым» к богобоязненному человеку, которого Давид в начале псалма назвал блаженным, а не к Богу, так что милостивый просветит омраченные души непокорных и небогобоязненных; а равно и следующие стихи относят к нему же, т. е. что милостивый оказывает милость и щедрость и судит праведно.
*)Слова Афанасия: Грешником называет диавола, который, как жаждавший по гибели всех, будет негодовать на спасение народов. Исихий и Севир под грешником разумеют также диавола. Ибо диавол скрежещет зубами: ему свойственно скрежетать подобно неукротимому льву. Но и он, истает от огня геенского, на который он предопределен, где и скрежет зубов, как говорит Господь. Евсевий грешниками называет иудеев и неверных язычников, из которых первые скрежещут но причини успеха верующих язычников, а вторые - неверные, потому что от них перешли к богоугодной жизни верные.
**) Златословесного: Таково злонравие; хотя бы оно достигло самых скипетров, пред всеми ничтожно и робко. Оно некоторым образом уподобляется шуму и волнению морскому. Ибо что может быть несчастнее живущего во зле? Когда он сверх того, что порабощает себя имуществу, он тает и от подвигов других, и славу других почитает своим наказанием? Что же значит: желание грешника погибнет? Нигде не остановится. А если таково состояние грешника в сей жизни, то подумай, каково будет в будущей.
Псалом 112
Аллилуиа.
И этот псалом есть благодарственный к Богу, равно как и предыдущий: почему имеет одну с ним надпись.
*) По словам Афанасия, здесь содержится наставление новому народу приносить непрестанную песнь Избавителю, и вместе с сим указывает на призвание всех народов.
Ст. 1. Хвалите, отроцы, Господа, хвалите имя Господне. Отроками здесь, по Феодориту, называет рабов; потому что и в 134-м псалме говорит: хвалите имя Господне, хвалите рабы Господа, очевидно тех самых, которых здесь называет отроками, там назвал рабами. А некоторые под отроками разумеют незлобивых и невинных, или учеников Христовых и учеников апостольских. Хвалите, говорит, Господа и прославляйте Его не словами только, но и делами: так, говорит, да светит свет ваш пред человеками, чтоб они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного (Матф. 5, 16).*)
*) Златословесного: Должно во 1-х исправить жизнь и тогда петь песни Богу: ибо не красна похвала в устах грешника (Сир. 15, 9); во 2-х хвалить можно, но не только словами, но и делами. И такой-то хвалы особенно и требует Бог, так хвалят и херувимы. Потому-то пророк, слыша оное таинственное песнопение, называет себя несчастным: увы мне, ибо будучи человек, и имея нечистые уста, среди народа имеющего нечистые уста я живу. Потому-то и Давид начинает с горних сил, говоря: хвалите Господа с небес, хвалите Его все ангелы Его. Посему надобно сделаться ангелами и тогда хвалить. Итак, мы не должны смотреть на сию хвалу просто; но прежде уст жизнь должна издавать голос за нас и прежде языка должно говорит громко отвращение наше к земле. Таким образом, и молча можем хвалить Господа; так и произнося слова согласные с жизнью, мы произведем песнопение. Евсевия: Под отроками разумеет четырнадцатилетних юношей, говоря: как отрокам, не умеющим хвалить Господа, наподобие руководителя и учителя, преподает сии слова, которыми должно хвалить.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Толковая Псалтирь"
Книги похожие на "Толковая Псалтирь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евфимий Зигабен - Толковая Псалтирь"
Отзывы читателей о книге "Толковая Псалтирь", комментарии и мнения людей о произведении.















