» » » » Юрген Хабермас - Между натурализмом и религией


Авторские права

Юрген Хабермас - Между натурализмом и религией

Здесь можно скачать бесплатно "Юрген Хабермас - Между натурализмом и религией" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Весь Мир, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрген Хабермас - Между натурализмом и религией
Рейтинг:
Название:
Между натурализмом и религией
Издательство:
Весь Мир
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-7777-0386-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Между натурализмом и религией"

Описание и краткое содержание "Между натурализмом и религией" читать бесплатно онлайн.



Данную книгу известнейшего немецкого философа Юргена Хабермаса (р. 1929), вышедшую в 2005 г., составляют работы, опубликованные в различных германских изданиях в 2003–2004 гг., а также написанные специально для нее.

Как всегда, Хабермас вводит читателей в круг наиболее актуальных проблем, характеризующих сегодня «духовную ситуацию времени». Речь идет о двух противоположных тенденциях: все более широкого распространения «натуралистического», естественно-научного, мировоззрения и очевидного оживления во всем мире религиозных верований, политизирования религиозных сил. Хабермас исследует предпосылки этих тенденций и само «поле напряжения» между натурализмом и религией. Задачей философии он считает осознание «вызовов», которые несет та и другая тенденция. Очень важное место занимает обсуждение способности современного демократического государства взять под защиту своих как религиозных, так и нерелигиозных граждан, обеспечить условия для их взаимной толерантности и для обоюдно обогащающего «учебного процесса» между ними.

Очевидно, что круг проблем, затронутых в книге, крайне актуален и для нынешней ситуации в России. На русский язык книга переведена впервые. Для читателей, интересующихся философским осмыслением состояния современного мира.

http://fb2.traumlibrary.net






281

Kant I. Streit der Fakultàten. A XVII.

282

Kant I. Die Religion innerhalb der Grenzen blosser Vernunft. BA III. В дальнейшем цитируется как Religion. [Рус. пер.: Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 78 / Пер. Н. М. Соколова.]

283

KantL Metaphysik der Sitten. Tugendlehre. A 181. [Рус. пер..: Кант И. Метафизика нравов // Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 432–433 / Пер. С. Я. Шейнман-Топштейн.]

284

Kant I. Streit der Fakultàten, A 45. [Рус. пер.: Кант И. Спор факультетов // Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 334 / Пер. Ц. Г. Арзаканьяна.]

285

С этой точки зрения положение из «Заключения» учения о добродетели, дающее повод для ложных интерпретаций, приобретает безошибочный смысл: «Хотя и может идти речь о „религии в пределах одного только разума“, она выводится не из одного лишь разума, а основывается также на истории и учении об откровении» (Kant I. Metaphysik der Sitten. Tugendlehre. A 182. [Рус. пер.: Кант И. Метафизика нравов // Соч. Т. 6. С. 433.]

286

Kant I. Religion. А 146/В 154. [Рус. пер.: Кант И. Религия в пределах только разума // Указ. соч. С. 177.]

287

Ibid. А 107/В 116. [Там же. С. 155.]

288

См.: Kant I. Streit der Fakultàten. A 65. [Рус. пер.: Кант И. Спор факультетов // Соч. Т. 6. С. 345–346.]

289

Kantl. Religion. А 152/В 161. [Рус. пер.: Кант И. Религия в пределах только разума//Указ. соч. С. 182.]

290

См.: Kant I. Streit der Fakultàten. A 70, A 108. [Рус. пер.: Кант И. Спор факультетов//Соч. Т. 6. С. 348.]

291

Kant I. Streit der Fakultàten. A 60. [Рус пер.: Кант И. Спор факультетов // Соч. Т. 6. С. 342.]

292

Kant I. Religion. А 163/В 172. [Рус. пер.: Кант И. Религия в пределах только разума. С. 189.]

293

Ibid. А 45/В 48. [Там же. С. 115.]

294

Kant I. Kritik der praktischen Vernunft. A 231. [Рус. пер.: Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 462.]

295

Kant I. Kritik der Urteilskraft. A 434/B 439. Курсив мой. — Ю. Х. [Рус. пер.: Кант И. Критика способности суждения // Соч. Т. 5. С. 495.]

296

Ibid. А 423/В 428. [Там же. С. 488.]

297

Kant I. Kritik der praktischen Vernunft. A 231 f. [Рус. пер.: Кант И. Критика практического разума // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 462.]

298

Kant I. Religion. ВА VII. [Рус. пер.: Кант И. Религия в пределах только разума. С. 80.]

299

Ibid. А 139/В 147. [Там же. С. 173.]

300

Я не могу входить в детали этих соображений, содержащихся в § 82–91 «Критики способности суждения», за исключением спорадически приводимых мест.

301

См.: Kant I. Kritik der Urteilskraft. В 463, сноска. [Рус. пер.: Кант И. Критика способности суждения // Соч. Т. 5. С. 511.]

302

Об осуществлении высочайшего блага см. превосходный анализ: Wimmer R. Kants kritische Religionsphilosophie. Berlin, 1990. S. 57–76, 186–206. Правда, я не вижу, как (S. 75 f.) «способствование» высочайшему благу можно понять как морально обязывающую идею, если «осуществление» этой конечной цели считается только идеалом. Я могу «способствовать» достижению цели, лишь пытаясь внести вклад в ее осуществление.

303

Kant I. Uber den Gemeinspruch. А 213. [Рус пер.: Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 67 / Пер. Н. Вальденберг.]

304

Kant I. Kritik der praktischen Vernunft. A 239. [Рус. пер.: Кант И. Критика практического разума // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 466.)

305

Ibid. А 214. [Там же. С. 451.]

306

Впрочем, Карл-Отто Апель «частью В» своей этики совершает как раз тот шаг, который при предпосылках деонтологического подхода приводит к неверному телеологическому выводу. См.: Apel К.-О. Diskurs und Verantwortung. Frankfurt/M., 1988. S. 103–153; против этого см.: Habermas J. Zur Architektonik der Diskursdifferenzierung // Bôhler D., Kettner M., Skirbekk G. (Hg.). Reflexion und Verantwortung. Frankfurt/M., 2003. S. 44–64. В данной книге статья 2.

307

Kantl. Kritik der Urteilskraft. A 421/B 426. [Рус. пер.: Кант И. Критика способности суждения // Соч. Т. 5. С. 487.]

308

Kant I. Uber den Gemeinspruch. A 21 If. Fupnote. [Рус. пер.: Кант И. О поговорке… // Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 66. Сноска.]

309

Ibid. А 213. Fussnote. [Там же. С. 67. Сноска.]

310

Ibid. А 212. Fussnote. [Там же. Сноска.]

311

Kant I. Kritik der praktischen Vernunft. A 225. [Рус. пер.: Кант И. Критика практического разума // Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 458.]

312

Kant I. Kritik der Urteilskraft. A 456/B 462 (курсивом отмечено мое добавление). [Рус. пер.: Кант И. Критика способности суждения // Соч. Т. 5. С. 511.]

313

Веры (лат.).

314

Этот концепт не встраивается в схему трех модусов принятия-за-истинное, которую Кант ввел в «Критике чистого разума» (А 828/В 856).

315

Kant I. Kritik der praktischen Vernunft. A 230 f. [Рус. пер.: Кант И. Критика практического разума. С. 460–461.]

316

Kant I. Religion. А 219/В 233. [Рус. пер.: Кант И. Трактаты и письма. С. 226.] См. также «Streit der Fakultàten». А 46: «Библейский теолог говорит: ищите в Писании, где вы полагаете найти вечную жизнь. Однако вечную жизнь — поскольку условием является не что иное, как моральное совершенствование человека, — ни один человек не может найти ни в каком Писании, если он сам ее в него не вложит, так как требующимся для этого понятиям и принципам, собственно говоря, не обучаются у какого-то другого человека, но они должны быть развиты из собственного разума учителя, лишь когда имеется повод для высказывания». [Рус. пер.: Кант И. Спор факультетов // Соч. Т. 6. С. 335.]

317

Kant I. Religion. А 170/В 179. [Рус. пер.: Кант И. Трактаты и письма. С. 193.]

318

Такое название главы в: Kant I. Religion. А 157/В 167. [Рус. пер.: Кант И. Трактаты и письма. С. 185.]

319

Ibid. А 213/В 227. [Там же. С. 222.]

320

Ibid. А212/В226. [Там же.]

321

Kant I. Metaphysik der Sitten. A 182 f. [Рус. пер.: Кант И. Метафизика нравов // Соч. Т. 4. Ч. 2. С. 433.]

322

Объявленная цель философии религии состоит в том, чтобы «наглядно представить лишь то, что в тексте может познать принимаемая за откровение религия, Библия, или же только разум» (предисловие к «Спору факультетов». А XI: примечание).

323

Абстрактным образом (лат.).

324

Интеллигибельного мира (лат.).

325

Kant I. Religion. А 122/В 129 f. [Рус. пер.: Кант И. Трактаты и письма. С. 163.]

326

Kant I. Religion. А 122/В 129 f. [Рус. пер.: Кант И. Трактаты и письма. С. 162–163.]

327

Ibid. А 122/В 130. [Там же. С. 163.]

328

См.: Habermas J. Eine genealogische Betrachtung zum kognitiven Gehalt der Moral // Ders. Die Einbeziehung des Anderen. Frankfurt/M., 1986. S. 11–64 (здесь S. 16 ff.). [Рус. пер.: Хабермас Ю. Вовлечение другого. СПб., 2008. С. 51–118.]

329

Cohen H. Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums (Nachdruck der 2. Aufl., 1928). Wiesbaden, 1988. S. 4: «Если я уже сослался относительно понятия религии на литературные источники пророков, то все-таки они останутся слепыми и немыми, если я — будучи ими наученным, но не просто ведомым их авторитетом — не подойду к ним с помощью такого понятия, которое я сначала положил в основу научения посредством их самих».

330

Миха Брумлик оценивает этот труд как выражение «еврейского гуманизма» в: Brumlik M. Vernunft und Offenbarung. Berlin; Wien, 2001. S. 11–28.

331

Hegel G.W.F. Glauben und Wissen // Werke. Bd. 2. Frankfurt/M., 1986. S. 288: «Славная победа, которую разум, просвещая, одержал над тем, что он в меру своего религиозного понимания рассматривал в качестве противостояния вере, эта победа, если в ней разобраться внимательнее, состоит лишь в том, что не сохраняется ни того позитивного, с чем он заставлял себя бороться, — религии, ни его, разума, который победил». Об этом см.: Schmidt Th.M. Anerkennung und absolute Religion. Stuttgart-Bad Cannstatt, 1997.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Между натурализмом и религией"

Книги похожие на "Между натурализмом и религией" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрген Хабермас

Юрген Хабермас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрген Хабермас - Между натурализмом и религией"

Отзывы читателей о книге "Между натурализмом и религией", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.