Татьяна Таирова-Яковлева - Мазепа

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Мазепа"
Описание и краткое содержание "Мазепа" читать бесплатно онлайн.
В серии «ЖЗЛ» впервые выходит биография Ивана Мазепы (1639–1709), гетмана Украины, политического деятеля, дипломата и мецената. Автор рассказывает о культурной среде украинского возрождения конца XVII — начала XVIII века. Ярким ее представителем был Мазепа — поэт, покровитель архитектуры, книгоиздания, просвещения и богословия. Двадцать лет, на протяжении которых он возглавлял Украину, стали периодом экономического расцвета, укрепления государственного управления в рамках автономии и многочисленных военных походов, включая взятие Кизикирмена, Азова и Замостья.
Правление Мазепы — это период, когда нарастали противоречия между Гетманщиной и создававшейся Российской империей. Реформы Петра, усугубившиеся тяготами Северной войны, привели к трагическим для Украины и России событиям, в центре которых оказалась и судьба Мазепы.
Вскоре Стефан Яворский возглавляет Греко-славянскую академию в Москве, которая еще со времен Василия Голицына находилась под влиянием Лихудов. Теперь она срочно переделывалась на манер Киево-Могилянской, с привлечением с Украины профессорских сил. В том же 1700 году ростовским митрополитом становится другой выдвиженец Мазепы — Дмитрий Туптало, который также в своей митрополии открывает училище и начинает обучение духовенства. Еще один украинский иерарх — Филофей Лещинский — стал митрополитом Сибирским. Воспользовавшись своей властью, Яворский активно продвигал на ключевые позиции Российской империи представителей украинского просвещенного духовенства, которые открывали школы, распространяли труды своих учителей, пропагандировали образование и науку[385]. Мазепа не мог не воспринимать это как триумф собственной политики просвещенного мецената.
Медленно, но неуклонно Мазепа строил свою Гетманщину — управляемую и стабильную, притягательную для деятелей искусства и культуры. Ему было уже шестьдесят лет, и он достиг того возраста, когда каждый человек подводит определенные итоги и гордится достигнутым. Теперь он снова, как в юношеские годы, иногда позволял себе роскошь быть гордым и честолюбивым, любуясь своей Гетманщиной и сознавая свою власть и силу.
За гетманом неспроста на многие столетия закрепилась слава мецената. Никто и никогда в Украине не уделял столь постоянного и щедрого внимания развитию образования и науки. Символично, что после своего триумфа в Москве, осенью 1702 года, Мазепа добивается от Петра грамоты, согласно которой Киево-Могилянский коллегиум юридически был признан академией. Именно при Иване Степановиче, благодаря его неустанной заботе и финансовой поддержке, Киево-Могилянка достигает своего расцвета. В ее стенах в этот период обучалось более двух тысяч студентов. Профессорский состав возглавляли Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Варлаам Ясинский. Там впервые началось преподавание физики и математики. Поддерживая престиж Академии, Мазепа направил в свою альма-матер любимых племянников — Обидовского и Войнаровского. Там же учились дети генеральной старшины и полковников. Из стен Академии вышли будущие гетманы Филипп Орлик и Павло Полуботок[386]. Мазепа основал и так называемый «канцелярский курень» — двухгодичные курсы для выпускников Киево-Могилянской академии, которые готовили дипломатов, казначеев, юристов и государственных секретарей для высших должностей Гетманщины. Гетман обеспечил Академию маетностями, утвердил ежегодную дотацию в размере тысячи золотых, построил новый корпус. Он постоянно лично посещал Академию, принимал участие в научных дискуссиях, общался со студентами на латыни. Не случайно Феофан Прокопович называл Ивана Степановича «ктитором Могило-Мазепиянской Академии».
Именно такое название Академии вошло тогда в обиход и казалось совершенно справедливым для современников. В 1700 году усилиями Мазепы открывается новый коллегиум в Чернигове — второе высшее учебное заведение в Восточной Европе. В результате в Украине активно и широко развивается литературная и культурная среда, воспитывается пишущая и читающая аудитория. Помните, как у Макиавелли? «Государю необходимо также проявить себя в качестве покровителя талантов, привлекать талантливых людей, помогать тем, кто искусен в каком-нибудь ремесле или искусстве»[387].
При Мазепе возникает целая плеяда выдающихся украинских публицистов и писателей. Достаточно назвать такие имена, как Дмитрий Ростовский (Туптало), Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Антоний Стахове кий, Иоанн Максимович, Иван Величковский. Все они — выпускники Киево-Могилянской академии и достигли выдающихся успехов в карьере благодаря непосредственной помощи и поддержке гетмана. Например, для написания второй книги Житий святых, над которой работал Дмитрий Туптало, Мазепа заказал и купил в Гданьске голландское издание Иоанна Болланда (за 100 талеров и 40 злотых). Этот подарок был бесценен для богослова, так как книга Болланда стала главным источником в его работе[388]. Мазепа сыграл ведущую роль и в перенесении в 1691 году мощей святой Варвары в батуринский монастырь, где был игуменом Дмитрий Туптало (ее житие он также описал). Перенесение мощей очень чтимой в Украине святой было совершено гетманом после того, как Дмитрий поделился с ним своим духовным видением[389].
В свою очередь, просвещенное украинское духовенство не оставалось в долгу и в своих произведениях воспевало заслуги Мазепы. Так, Дмитрий Ростовский посвятил ему свою книгу «Руно орошенное»[390]. Стефан Яворский написал в его честь книгу «Виноград Христовый», именуя гетмана «правителем сиятельнейшим, величайшим, милостивейшим, воинственнейшим, славнейшим, непоколебимейшим, всепобеждающим». Антоний Стаховский посвятил Мазепе целый ряд своих произведений, таких как «Зеркало божественного писания», «Молитва за гетмана Мазепу» и других[391]. В честь гетмана в лучших традициях украинского барокко сооружались из слов триумфальные арки, пирамиды-обелиски, Капитолии, колоссы, монументы славы. Сравнение гетмана с Минервой, как покровительницей искусства, науки, ремесла и войны, было отнюдь не случайно, и в этих панегириках великих деятелей православия нельзя видеть только лесть своему государю. В послесловиях православных изданий того времени отмечалось, что они печатались при царях Иоанне и Петре «при счастливом правлении ясновельможного пана Ивана Мазепы»[392].
В этом заметно то представление о Мазепе и характере его власти, которое бытовало среди просвещенных кругов Гетманщины. Самым характерным здесь является знаменитый сборник «Зерцало от Писания Божественного», изданный в 1705 году Черниговским коллегиумом и содержавший церковнославянские, польские и латинские тексты. Мазепа представлен в них как «властелин земли Мало-Российской» (!), меценат, патрон и благодетель. Его прославляют за ратные заслуги и религиозные добродетели, за заботы о церковном строительстве и победы над врагами.
Мазепу прославляли не только богословы, но и известные украинские поэты того времени — шляхтич Самуил Мокреевич, участник Чигиринских и Крымских походов, уроженец Чернигова Ян Орновский и другие[393]. О нем писали в стихах и прозе, на церковнославянском и староукраинском, на польском и латинском, греческом и даже на арабском. Дело в том, что усилиями Мазепы и на его деньги в 1708 году в сирийском городе Халеб было издано роскошное Евангелие на арабском языке[394].
Посол Франции Жан Балюз оставил яркие воспоминания о батуринском дворе, поразившем его восточной роскошью и западной просвещенностью одновременно. Сам гетман, пересыпавший свою речь латинскими цитатами, разговаривал по-немецки со своими врачами и по-итальянски со своими архитекторами. Мазепа, по наблюдению Балюза, прекрасно разбирался в политике, следил и знал, что происходило в соседних странах. Это особенно бросалось в глаза по сравнению с русскими вельможами того времени. И при этом Мазепа давал старшине роскошные приемы «в польском стиле», чтобы покорить их сердца.
Батурин все больше превращался в европейскую столицу, в которой покровительствовали иностранцам, господствовали просвещение и роскошь. В городе проживало более двадцати тысяч человек, имелось семь церквей, развивались ремесла и торговля, производили кирпичи для бурного в мазепинскую эпоху строительства, керамику. По проекту прусского военного инженера Адама Журникяу в Батурине возвели новые укрепления на манер голландских. В гетманской столице находили работу и многие другие иностранцы. Гетман, сам в юности получивший артиллерийское образование в Голландии, активно поддерживал развитие оружейного производства в Украине. Центром его стал Глухов. Одна из самых известных пушек эпохи Мазепы — получившая название «Лев», на которой имеется герб гетмана, — и ныне хранится в Московском Кремле.
Гетманский дом украшали предметы западного декоративного искусства. Библиотека Мазепы, насчитывавшая тысячи изданий, считалась одной из лучших для своего времени. «Драгоценные оправы с гетманским гербом, лучшие киевские издания, немецкие и латинские инкунабулы, богато иллюстрированные старинные рукописи» — так описывал ее в своих воспоминаниях Орлик.
В этот период на Левобережье широкое распространение получает портретное искусство. Изображали не только гетмана, полковников и старшин, но и их жен, матерей. Традиции фамильных портретов проникают в старшинские дома наряду с изображениями царя. В доме Мазепы висели и портреты иностранных государей, в частности французского короля Людовика XV. Западная культура проникала в Гетманщину даже в мелочах. Именно при Мазепе впервые в Украине стали использовать в столовых приборах вилки.
Глава 10
Гетман обоих берегов
Начало XVIII века ознаменовалось крупными изменениями для Украины. Молодой царь Петр, едва вернувшись из Великого посольства и расправившись со стрельцами, задумывал всерьез заявить о российских притязаниях на место в Европе. Инициатором вовлечения Петра в войну со Швецией стал саксонский курфюрст и польский король Август, который в 1700 году начал военные действия против короля Карла XII в Ливонии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мазепа"
Книги похожие на "Мазепа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Таирова-Яковлева - Мазепа"
Отзывы читателей о книге "Мазепа", комментарии и мнения людей о произведении.