Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"
Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.
В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.
На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]
«Красная Вена»
/355/ В монархии социал-демократы играли довольно незначительную роль, и лишь введение всеобщего избирательного права обеспечило их подъем. После 1918 г. они представляли собой одну из главных политических сил. Исповедовавшая интернационализм социал-демократическая партия отличалась строгой организацией, пользовалась поддержкой огромного количества избирателей, и профсоюзы в значительной степени находились под ее руководством.
Для австрийской социал-демократии, как для всех рабочих партий мира, русская революция 1917 г. и возникновение Советского Союза были событиями, в отношении которых следовало определить свою позицию. Хотя после 1888–1889 гг. партия стала на путь ревизионизма, ее левое крыло сохраняло верность революционной идеологии. В то время как коммунистические партии, следуя в фарватере советской политики, объединились в III Интернационал, социал-демократы восстановили Второй, который иронически называли «Двухсполовинным».
Австромарксизм, виднейшими представителями которого являлись идеолог левого крыла партии От- то Бауэр,{59} финансист и политик Рудольф Гиль- фердинг и секретарь II Интернационала Фридрих Адлер, представлял собой особую интерпретацию марксизма. В противоположность диалектическому материализму, основанному на идеях Гегеля, австромарксизм базировался на неокантианстве.
Австромарксисты пытались найти компромисс между большевистскими и ревизионистскими взглядами. Революционной, правда, чаще всего была фраза, тогда как политика социал-демо- /356/ кратов отличалась нерешительностью и склонностью к компромиссам. Если Ленин был убежден, что сначала нужно разжечь пролетарскую революцию, результатом которой станет рождение нового мира, то они, вполне в духе просветительской традиции, стремились создать путем воспитания новое человечество, которое потом будет способно осуществить социалистическую революцию. Социал-демократы открыли целый ряд собственных образовательных учреждений, призванных составить альтернативу насквозь буржуазной государственной системе образования. Социал-демократия Первой республики руководствовалась представлениями о новой культуре, противостоящей высокой культуре прошлого, определявшейся буржуазными ценностями; в «Красной Вене» это могло быть реализовано лучше, чем в любом другом месте страны.
Были созданы народные общеобразовательные школы. Организованные при них вечерние курсы должны были дать рабочим доступ к основам образования. Венчала систему высшая партийная школа, где преподавали выдающиеся интеллектуалы того времени. Поскольку установки консервативных партий были враждебны современности (у одних это было обусловлено непримиримостью католической церкви к прогрессу, у других – обращенным в прошлое немецким национализмом), интеллектуалы, мыслившие по-новому, могли проявить себя лишь в социал-демократической среде. К тому же социал-демократия была единственной партией, в программе которой не было антисемитских положений, поэтому еврейские интеллектуалы почти не имели альтернатив.
В рамках социал-демократической образовательной программы были созданы рабочие библиотеки, призванные постепенно изменить круг чтения пролетариата. По-настоящему ценным про- /357/ изведениям литературы (например, книгам фон Травена, Синклера, Золя, Ремарка) предстояло заменить сочинения Карла Мая и Хедвиги Куртс-Малер. Получила развитие особая рабочая литература, известнейшими представителями которой были Альфонс Петцольд, Карл Циак, Эрнст Фишер, Фриц Розенфельд и Йозеф Луитпольд Штерн. Их главной темой был «социальный вопрос», судьба и нужды рабочих.
Противостояние с господствующей буржуазной культурой было особенно явным в сфере культуры праздника, издавна игравшей в Австрии важную роль. Вместо христианских (важнейшим «парадным днем» социальных христиан был праздник Тела Христова) стали отмечаться рабочие праздники. В главный из них, День труда (1 мая), учрежденный еще в 1890 г., по венскому Рингу, демонстрируя свою мощь, маршировали представители рабочего движения. Новыми рабочими праздниками были день основания Республики (12 ноября) и день годовщины революции 1848 г. (13 марта). В качестве праздничных отмечались даже дни рождения Карла Маркса (5 мая) и Фердинанда Лассаля (11 апреля). /358/
Эти празднества могли мобилизовать массы, так же как и спорт, который укреплял коллективное сознание. На первом плане при этом были не традиционные для буржуазного общества и основанные на конкуренции состязания, а коллективные физкультурные занятия без победителей. Особенное внимание социал-демократы уделяли массовым гимнастическим упражнениям и командному спорту. В 1931 г. в Вене были даже проведены Олимпийские игры рабочих, в которых участвовало 100 тыс. человек. Забота о физической культуре была тесно связана с новым отношением к телу, в распространении которого социал-демократы сыграли немалую роль. Эти изменения в большей степени затронули женщин, чем мужчин. По крайней мере, характерная для XIX в. женская покорность была совершенно преодолена. Короткие платья позволяли теперь видеть то, о чем мужчины XIX в. едва ли могли мечтать; длинные косы ушли в прошлое, в моду вошла стрижка «под мальчика», такая короткая, что не мешала заниматься спортом и не нуждалась в особом уходе. Шокировавшие консерваторов купальные костюмы позволили женщинам, занимавшимся водным спор- /359/ том, свободнее двигаться; многие социал-демократки были сторонницами культуры обнаженного тела – нудизма. Требования женщин легализовать аборты и вывести вопрос о разводе из-под церковной юрисдикции были оставлены в Первой республике без внимания и поддерживались только находившимися в оппозиции социал-демократами.
Однако спортивная, эмансипированная и работающая женщина представляет лишь одну грань двойственного образа, пропагандировавшегося социал-демократией в своих организациях и журналах (таких, как «Недовольная» – Unzufriedene). Наряду с этим, они советовали женщинам ценить домашнюю жизнь, заботиться о семье и быть нежной с мужем – не в последнюю очередь, затем, чтобы удерживать его от посещений трактира (алкоголизм все еще оставался проблемой рабочего класса). Как и во многом другом, теория и практика заметно расходились.
Дети социал-демократов должны были воспитываться в группах и с раннего возраста приучаться к коллективизму. Для детей и юношества были открыты такие организации, как «Красные соколы» (социал-демократический вариант христианских бойскаутов), «Друзья детей» или «Социалистическая рабочая молодежь». Социал-демократы пытались проводить свои идеи и в государственных школах; впрочем, реформы Отто Глёкеля,{60} который в 1919–1920 гг. был помощником государственного секретаря по образованию, удалось осуществить лишь отчасти.
«Культуркампф»[137]* между социал-демократами и церковью в Первой республике был очень острым, он проник в школу, разгорелся вокруг требований упростить разводы и разрешить аборты, но особенно энергично велся на втором плане – вокруг вопроса о кремации. Последний стал очень актуальным в связи со строительством крематория на венском Центральном кладбище и привел к ожесточенным спорам с деятелями католической церкви, категорически отвергавшей кремацию. Социал-демократы были принципиальными атеистами, многие члены партии не принадлежали ни к какому вероисповеданию. Некоторые политические события, например, пожар во Дворце юстиции, вызвали волну массовых выходов из церкви (как протест против Зайпеля, «прелата без снисхождения»). В то же время (забавный курьез) атеис- /360/ ты организовали своего рода эрзац-церковь – «Союз свободомыслящих». К подобным антицерковным организациям относилось также объединение «Пламя», занимавшееся похоронным страхованием и отличавшееся чрезвычайно высокой степенью организованности входивших в него рабочих и работниц.
Подобно своим политическим противникам – социальным христианам, которым удалось преобразовать союз фронтовиков в хаймвер[138] и превратить в свой инструмент профессиональную армию, социал-демократы также создали партийную армию. Республиканский шуцбунд[139] представлял собой вооруженное формирование, поначалу призванное охранять партийные мероприятия. Но вскоре оно зажило собственной жизнью. Шуцбундовцы были самой радикальной частью социал-демократии (как и хаймвер у социальных христиан) и находились в крайне напряженных отношениях с противником. С 1927 г. конфронтация постоянно усиливалась и достигла высшей точки в 1934 г., когда в обстановке начала гражданской войны шуцбунд уже не следовал сдерживающей политике партийного руководства.
Степень распространенности социал-демократических идей, естественно, не была одинаковой по всей стране; центрами демократической деятельности наряду с Веной стали индустриальные районы Верхней Австрии и Штирии. В Вене, которая по конституции 1920 г. являлась самостоятельной землей и была отделена от «черной», то есть клерикальной, Нижней Австрии, «красные» могли действовать успешнее всего. «Красная Вена» отличалась не только особой, уже описанной контркультурой, но и значительными социальными достижениями. Стремле- ние социал-демократов создать для рабочего класса достойный мир нашло зримое выражение в коммунальном строительстве. В межвоенное время муниципалитет Вены построил современные жилищные комплексы, которые низкими ценами найма, наличием зеленых насаждений и санитарного оборудования резко отличались от наемных городских казарм с царившей там нищетой и антисанитарией (в 1910 г. в Вене все еще оставалось около 90 тыс. субарендато- ров и 75 тыс. съемщиков коек). С 1925 по 1934 г. было построено 337 городских комплексов, в которых насчитывалось почти 64 тыс. квартир. Здесь также должно было воспитываться коллективистское со- /361/-/362/ знание; наряду с общими домовыми прачечными планировалось даже оборудовать общие кухни, в которых бы некоторые женщины готовили пищу для всех остальных. Но столь радикальные идеи реализовать не удалось. Социальные учреждения (ясли и детские сады) сделали для женщин возможной профессиональную деятельность; отсутствие трактиров соответствовало социал-демо- /363/ кратическому идеалу борьбы с алкоголизмом («Думающий рабочий не пьет, а пьющий рабочий не думает»). Консерваторы обвиняли социал-демократов в том, что эти коммунальные здания якобы размещались в стратегических пунктах и строились как крепости. Гражданская война 1934 г. показала, однако, что эти бастионы не могут служить надежной защитой идей демократии. /364/-/365/
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"
Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"
Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.