Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"
Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.
В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.
На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]
Участвуя в Сопротивлении, социал-демократы ликвидировали свою центральную организацию, создав кружки единомышленников или дружеские кружки, которые были слабо связаны между собой. Это уменьшало опасность предательства под пыткой. В то время как социал-демократы пытались бойкотировать все нацистские организации, коммунисты придерживались тактики разложения противника. Еще дальше, чем социал-демократы, они пошли по пути изоляции в конспиративных целях отдельных борцов; их лозунгом было: «Сейчас партия – это ты».
Сопротивление оказывали и другие политические группировки. Социальные христиане, фашисты из хаймвера и монархисты тоже /381/-/382/ создавали свои группы. Часто все группы Сопротивления оценивают одинаково положительно, не задаваясь вопросом о том, какие цели они преследовали. Но как бы выглядело государство, если бы дальнейшее развитие пошло в соответствии с представлениями тех или иных организаций? Можно уверенно говорить, что на деле лишь очень немногие (прежде всего, социал-демократы) боролись за независимую, демократическую и республиканскую Австрию.
Определенное участие в Сопротивлении принимала и католическая церковь, 724 священника в период нацизма подверглись аресту, около 20 из них умерли или были казнены. Многим священникам было запрещено проповедовать или преподавать. Значительную роль в Сопротивлении, особенно на заключительном этапе войны, играли «патриотические» организации, которым надоело господство Piefkes (до сих пор часто употребляемое оскорбительное прозвище немцев Германии). Их лозунгом было: «Имперские немцы – вон!» (Reichsdeutsche hinaus), а если речь шла о военнопленных: «Освободите австрийцев». Самая значительная из этих организаций называлась 05 (цифра 5 указывает на пятую букву алфавита – Е, таким образом, получалось ОЕ [142]*).
Вернемся к аншлюсу 1938 г. Многие австрийцы оказались разочарованы им – а он был мифом всего периода Первой республики, – почувствовали себя обманутыми и отданными во власть немцев «старого рейха» (как тогда говорили). В этом теперь видели препятствие самостоятельному развитию. Многие австрийские нацисты надеялись поначалу на создание некой федерации двух государств, которые были бы объединены личностью Гитлера и постепенно выровнялись бы по своему положению. Но уже в апреле 1938 г. Зейсс-Инкварт был заменен гауляйтером Йозефом Бюркелем, исполнявшим обязанности «имперского комиссара по воссоединению Австрии с Германским рейхом». Название Австрии было заменено искусственным обозначением «Восточная марка» (Ostmark; это был перевод латинского средневекового термина marchia orientalis, широко известного с XIX в.). Старое деление на земли сменилось делением на области – «гау» (Верхний Дунай, Нижний Дунай, Штирия, Каринтия, Тироль, Зальцбург). Гауляйтером был, как уже сказано, Бюркель, его преемником стал Бальдур фон Ширах. В 1940 г. даже название «Восточная /383/-/384/ марка», которое все же слишком напоминало о былой само- стоятельности, заменили обозначениями «Альпийский рейхсгау» и «Дунайский рейхсгау».
«Унификация» Австрии – такая же, как та, что происходила в Германии с 1933 г., – уничтожила последние остатки свободы мнений, и без того ограниченной при австрофашизме. Пропагандистский механизм тоталитарного национал-социалистического государства был гораздо эффективнее. Немаловажный вклад в успех национал-социализма внесли новые средства массовой информации, и более всего радио, благодаря которому в германских, а после 1938 г. и в австрийских домах зазвучали речи «вождя» или министра пропаганды Йозефа Геббельса. Кино, прежде всего, «Еженедельное обозрение», было тоталитарной системой также превращено в инструмент пропаганды.
Территория нынешней Австрии полностью следовала в фарватере общегерманской политики. Аншлюс Австрии был первым огромным успехом той демонстрации силы, которую Гитлер начал восстановлением всеобщей воинской повинности в 1935 г. и вводом войск в Рейнскую демилитаризованную зону в 1936-м. Проводя «политику умиротворения», Англия и Франция в сентябре 1938 г. пожертвовали «Судетами», немецкоязычной окраиной Чехословакии, теперь также присоединенной к рейху. Однако уже в марте 1939 г. Гитлер ввел войска в то, что осталось от Чехословакии, и разделил ее на марио- неточное фашистское государство «Словакию» и имперский протекторат Богемии и Моравии. Великие державы промолчали. Лишь с нападением Гитлера на Польшу 1 сентября 1939 г. – после того как в августе был заключен договор о ненападении с Советским Союзом – началась вторая мировая война. Аншлюс можно рассматривать как ее пролог.
Австрийцы воевали на всех фронтах в составе германского вермахта и войск СС. Около 247 тыс. человек пали в боях или были объявлены умершими (пропавшие без вести на долгое время), 114 тыс. получили тяжелые ранения. Почти полмиллиона попало в плен. Потери среди гражданского населения были гораздо больше, чем в первую мировую войну, около 24 тыс. австрийцев погибло во время воздушных налетов союзников и военных действий. Значительная часть офицеров вермахта, в том числе 24 генерала, имела австрийское происхождение, на Балканах австрийцами были все высшие руководители СС и полиции. Многие австрийцы принимало участие и в акциях массового уничтожения. /385/
При регистрации после 1945 г. было установлено число австрийцев, являвшихся членами НСДАП, СС и других преступных организаций. Регистрацией было охвачено 537 632 человека, из них 41 916 были предъявлены тяжелые обвинения. Эти цифры, конечно, нелегко поддаются истолкованию. С одной стороны, было много таких, кто в 1945 г. был убит, покончил с собой или скрылся, а также тех, кто избежал регистрации; с другой – было множество ставших членами НСДАП относительно «безобидных» попутчиков. Если человек (к примеру, отец семьи) в 1938 г. стоял перед выбором, вступить в НСДАП или потерять работу, то возможности маневра были весьма ограниченны. Понимая обстоятельства и силу этого нажима, нельзя, однако, не видеть, что в целом довольно много людей более или менее активно поддерживало систему. /386/
Другой трудный вопрос заключается в отношении бывших нацистов к своему прошлому после войны. Не вполне ясно, насколько ими усвоены уроки собственной судьбы. Масса примеров убеждает в том, что приверженность демократии и признание прав человека, которые многим кажутся чем-то естественным для периода после 1945 г., являются таковыми лишь на словах. «Преодоление прошлого» оказалось для военного поколения сравнительно легким. После войны все силы были брошены на восстановление, и тем скорее вытеснялись из памяти неудобные воспоминания об огромной вине, которой было обременено все общество и о которой оно хотело скорее забыть. Лишь во время студенческих волнений 1968 г., а затем еще раз, в ходе дела Вальдхайма (1986), часть общества возвратилась к публичному обсуждению подобных тем. /387/
Мир людей первой половины XX века
/387/ Восемнадцатый год стал важным рубежом в политической жизни Австрии, пережившей огромные перемены – переход от великой державы к небольшому государству, от монархии к республике. В социальной области, однако, столь масштабных изменений не произошло. Положение крестьян осталось прежним, и даже рабочие, чье положение немного улучшилось благодаря социальному законодательству первых лет республики, жили в условиях, напоминающих времена монархии. Более того, из-за растущей безработицы положение многих рабочих в Первой республике заметно ухудшилось. Если в феврале 1929 г. в Австрии было 260 тыс. безработных, то к февралю 1933 г. их число возросло до 400 тыс. человек. Сеть социальной помощи охватывала лишь небольшую их часть, при этом многих, по прошествии некоторого времени, «снимали с пособия», а это означало, что они лишались всякой финансовой поддержки. Таким образом, к числу безработных следует отнести еще почти 200 тыс. снятых с пособия.
Резкие перемены произошли и в стиле жизни старой династии, представители которой были высланы из страны и не могли смириться с этой потерей. В 1920 г. экс-император Карл даже предпринял в Венгрии две попытки реставрации. С другой стороны, хотя дворянство потеряло былые привилегии и титулы – что особенно задело так называемое второе общество, поскольку представители старой знати гораздо меньше нуждались в приставке «фон», – оно все же сохранило в Австрии свою собственность. Гораздо более чувствительным оказался для этой группы распад монархии, потому что в других государствах-преемниках (особен- /388/ но в Чехословакии) дворянская собственность в ходе земельной реформы была ликвидирована. Для граждан, чьи сбережения поглотила инфляция и чья дальнейшая жизнь не казалась более ясно предопределенной (Стефан Цвейг в своей книге «Вчерашний мир» называет монархию эпохой надежности), послевоенные годы складывались в высшей степени трудно. Многие служащие были «сокращены», потеряв, таким образом, «прагматизацию» (выслугу лет и основанное на ней пенсионное обеспечение, так называемую прагматику). Галопирующая инфляция уничтожила сбережения, и многие из тех, кто надеялся на спокойную старость, пребывали в полной растерянности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"
Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"
Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.
























