» » » » Никита [ИАКИНФ] Бичурин - Саньцзыцзин или Троесловие (1829)


Авторские права

Никита [ИАКИНФ] Бичурин - Саньцзыцзин или Троесловие (1829)

Здесь можно скачать бесплатно "Никита [ИАКИНФ] Бичурин - Саньцзыцзин или Троесловие (1829)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Саньцзыцзин или Троесловие (1829)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Саньцзыцзин или Троесловие (1829)"

Описание и краткое содержание "Саньцзыцзин или Троесловие (1829)" читать бесплатно онлайн.



Саньцзыцзин или Троесловие Издано отдельной книгой в 1829 г. В предисловии Бичурин дал следующие пояснения: "Саньцзыцзин от слова в слово значит: Священная книга из трех иероглифов, ибо в текстах сей книжки каждый стих состоит из трех иероглифов или слов. Она сочинена в XIII столетий. В подлиннике под каждым текстом помещено изъяснение; но, но приложении китайского текста к переводу невозможно было удержать оный порядок: почему изъяснения напечатаны отдельно под теми же числами, которые находятся при текстах". В книге всего 89 строф, нами выбраны для публикации 50 строф (пропущены строфы между номерами 26 и 27). Ниже приводится сокращенный вариант "Изъяснения текстов" с примечаниями переводчика.


Текст воспроизведен по изданию: Н. Я. Бичурин (Иакинф). Ради вечной памяти. Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 1991






Каждый читающий Историю должен с тонким вниманием исследывать и сличать записки о Государях, повествованиях о вельможах. Жизнеописания (Государей сочиняемыя при Дворе) в отношении к истине разнствуют от частных Историй и сказок. Здесь ясно открыты мудрость и злоухищренность, благоустройство и беспорядок. Когда проникнем древнее и настоящее как бы видели все собственными очами, тогда в состоянии будем понимать тонкия мысли и глубокий смысл, судить о совершенствах и недостатках. Примечание. В общей Истории, называемой Ган-му, происшествия описываются летосчислительным порядком в предложениях с объяснениями; в частных Историях описание Государей называется записками (цзи), жизнеописание вельможей - повествованием (чжуань). Ши-лу, т. е. жизнеописание, сочиняется при Дворе каждого Государя, немедленно по смерти его, и содержит все государственные дела или происшествия, в его царствование случившиеся. Из сих жизнеописаний берутся материалы для Истории целой династии. Надлежит отдать честь Китайской Истории в том, что она, не понося ни Государей, ни вельмож, язвительными словами не прикрывает и слабостей их; и причины возвышения и упадка царств высказывает в самых пронзшествиях столь основательно и наставительно, что действительно служит зерцалом для управления.

34

Ниже до самаго конца предлагаются способы, как учиться. При изучении Священных, Исторических, Философических и других книг потребно, чтоб сердце (ум) и уста взаимодействовали друг другу. Если устами читать, а сердцем не вникать; то читаемое с трудностию будет впечатлеваться. Если сердцем вникать, а устами не читать; то воображение не будет иметь силы. Если рано быть одним, а поздно быть другим; то выученное со временем утратится, приобретенное со временем потеряется. Это худой способ к сбережению времени.


35

Здесь приводит в пример такого, который, будучи в знатных чинах, еще имел охоту к учению. При династии Сун Чжао-пху служил Президентом Тайного Совета при Государе Тхай-цэу и Тхай-цзун, и посему назван Чжун-лин. Он некогда сказал: я с половиною Луньюй служил Государю Txart-цзу, с другою половиною служу настоящему Государю. Благоустройство о государстве и спокойствие народа есть плод от изучения Лунь-юй. Он, будучи в службе и достигши степени Министра, еще имел толикое прилежание к учению, толикую охоту к чтению. Не паче ли должны стараться юноши, еще не поступившие в службу?

36

Здесь приводят в пример таких, которые, при неимении книг, имел охоту к учению. До времен династии Хань, т. е. за два века до Р.Х., в одних только знаменитых домах находились книги, и доставать оные не иначе можно было, как через списывание. Сверх сего еще не было бумаги, и писать книги не иначе можно было как на тафте, пергамене и бамбуковых дощечках: почему бедные и недостаточные не могли иметь книг. При династии Хань некто Лу-вынь-ту пас овец при Большом озере. Он, нарвавши сабельнику, сплел рогожи, выпросил на время Шу-цзнн, переписал и начал учить. Гун-ян-хун на 50 году жизни пас чужих свиней; во время стужи в бамбуковой роще срезывал ножом зеленую кору, занял Чунь-цю, переписал и выучил. Сим самым оные два философа учинились известными в свое время и достигли Министерских должностей. Они, будучи в бедном и низком состоянии, имели охоту к учению, и, не имея книг, списывали оные с толикою трудностию. А ныне учащиеся, при удобности находить, при удобности составлять книги, толико не берегут о лучших из них, и не показывают охоты к учению: не сами ли задерживают себя?

37

Здесь говорится о мучительном прилежании к учению. При династии Цзинь некто Сунь-цзинь, учась до глубокой ночи, чтобы не овладела им дремота, подвязывал волоса за пучок к матице. Династии Чжеу Су-цинь, когда, не успев на испытании, возвратился в дом, и ближайшие родственники стали пренебрегать им, то он начал учиться с большею ревностню. Когда находила на пего леность, помрачнение и расслабление, то он колол себе бедра шилом, чтобы понудить себя. Сими-то жестокими средствами сии два философа сами себя нудили к прилежанию, не имея ни наставления, ни строгаго надзора со стороны отцов и старших братьев. А вы, юноши, наслаждаетесь спокойным жилищем, довольствуетесь одеждою и пищею; к тому же пользуетесь наставлением н руководством мудрых отцов и старших братьев, для чего же не стараетесь возбудить в себе рвение?

38

Здесь в пример приводит таких, которые и при бедности не оставляли учения. Династии Цзинь Че-инь был столь беден, что не имел в доме и масла для ночника: но чтоб учиться по ночам, он собирал в мешок светящихся мошек, и при их сиянии читал книги. Сунь-кхань также не имел масла для чтения книг в зимния ночи: почему вышед на двор читал при отражении снежном. Сии два философа не оставляли учения по причине бедности, и, наконец, достигли великой силы. А вы, имея пособие от отцов и старших братьев, ужели не будете стараться?

39

десь в пример приводит таких, которые и при трудах имели охоту учиться. Династии Хань Чжу-май-чень, нося на плечах дрова, не оставлял читать книгу. В то время, когда ходил рубить дрова, он брал с собою книгу и читал ее, отдыхая под деревьями. Когда возвращался с ношею дров, то, привесив книгу к концу коромысла, ндучи читал оную. Впоследствии он служил при Государе Ву-ди Правителем в Гуйцзи. Династии Суй Ли-ши имел охоту к учению. Он, едучи верхом на воле, читал Историю Династии Хань, повесив прочил тетради волу на роги. Впоследствии он возведен в Княжеское достоинство. Сии два мужа и при таких затруднениях своих еще не оставляли столь тягостнаго упражнения. А вы, будучи сыты во весь день, ужели не хотите заниматься?

40

Здесь в пример приводит такого, который, будучи уже в возрасте, возымел охоту к учению. Су-лао-цюань, по имени Сюнь, по наименованию Мин-юнь, родом из Мэй-шань; жил при династии Сунь; Судун-пхо есть сын его. Су-лао-цюань в детстве пренебрег учение, и уже на двадцать седьмом году приметил свою ошибку; с ревностию начал заниматься книгами, и тем приобрел большую славу. Сии два мужа были в числе великих ученых, и в свое время проименованы двумя Су.

41

Двадцатисемилетний возраст хотя не составляет старости, но если судить по тому, что человек на осьмом году от рождения должен поступать в низшее училище, а на пятнадцатом в высшее, то действительно может почесться старостию. Су-лао-цюань в таких уже летах при бедном состоянии, при обязанностях семейственных, и несмотря, что прежде не имел охоты к учению, вдруг пришел в раскаяние об утраченном времени учения, и, воспламенившись рвением, наконец приобрел славное имя. А вам, юноши, пока еще не устарели, надлежит заблаговременно помышлять о успехах, и спешить к предназначенной цели. Не доводите себя до того, чтоб, устарев, стали бесполезно раскаиваться. Трудно иметь столь высокия природныя дарования, как Су-лао-цюань.

42

Здесь приводит такого, который до глубокой старости имел ревностнейшее желание учиться. Великое зало есть Тронная Государева. Получивший первенство между учеными называется Чжуанюань. Династии Сун Лин-хао во всю жизнь прилежно учился, но не мог успеть. Даже на 82-м году жизни еще пылал рвением и, сочинив ответы на задачу в Великом зале, оказался первым между учеными. Примечание. В Китае избранные по испытанию из Кандидатов в Магистры еще держат испытание в тронной, где они на предложение, самим Государем данное, должны в несколько часов сочинить и подать ответы. На сем испытании оказавшийся первым получает название Чжуан-юань, прочих первого разряда помещают в Академии.

43

Он относится к Лан-хао, который, будучи в преклонных летах, имел крепость в силах и быстроту в дарованиях; и потому в состоянии еще был приобресть столь великую славу. Но истине единственный пример как в древних, так и в новейших временах. А вам, посвятившие себя учению, надлежит иметь его образцем; не мечтать о себе, пока не успеете на испытании, не отчаиваться, когда не успеете на оном. Продолжайте учение с одинаковою ревностию до самой старости, как Су-лао-цюань, не ослабевайте в намерении.

44

Здесь приводит в пример успевших в детстве. При Северной династии Ци Цзу-ин на осьмом году возраста уже мог воспевать стихи и решать задачи; впоследствии он определен в должность Сочинителя (Чжу-цзо-лан). Династии Тхан Ли-ми был только семи лет, когда Юань-бань-цань, двоюродный его брат по матери, на девятом году возраста представлен был Двору, как Божественный отрок; Мин-ди спросил его: "Кроме тебя нет ли еще кого, подобного тебе?" "Есть, - отвечал отрок, - Ли-ми, двоюродный брат мой, еще на седьмом году, но в дарованиях уже превосходит меня". Государь в то время, как Ли-ми был к нему представлен, играл с Чжан-юэ в шашки. "Можешь ли ты сочинить стихи? - спросил его Государь. "Могу", - отвечал дитя. Государь назначил ему сказать стихи на слова: четвероугольник, круг, движение и покой. Ли-ми осмелился спросить о мыслях. Чжан-юэ сказал: "Четвероугольник как шашечница, круг как шашка, движение как начало игры, покой есть конец игры". Ли-ми напротив в ответ сказал: "Четвероугольник подобен соблюдению справедливости, круг - обращению ума, движение быстроте способностей; покой - достижению цели". Государь крайне удивился и наградил его пурпуровым одеянием. Впоследствии он был Министром при четырех Государях: Мин-цзун, Су-цзун, Дай-цзун, и служил подпорою престола.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Саньцзыцзин или Троесловие (1829)"

Книги похожие на "Саньцзыцзин или Троесловие (1829)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Никита [ИАКИНФ] Бичурин

Никита [ИАКИНФ] Бичурин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Никита [ИАКИНФ] Бичурин - Саньцзыцзин или Троесловие (1829)"

Отзывы читателей о книге "Саньцзыцзин или Троесловие (1829)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.