» » » » Вадим Каргалов - За столетие до Ермака


Авторские права

Вадим Каргалов - За столетие до Ермака

Здесь можно скачать бесплатно "Вадим Каргалов - За столетие до Ермака" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза, издательство Роман-газета, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вадим Каргалов - За столетие до Ермака
Рейтинг:
Название:
За столетие до Ермака
Издательство:
Роман-газета
Год:
2002
ISBN:
0131 6044
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "За столетие до Ермака"

Описание и краткое содержание "За столетие до Ермака" читать бесплатно онлайн.



Каргалов Вадим Викторович родился в 1932 году в г. Рыбинске Ярославской области. Окончил МГПИ им. В. П. Потемкина и аспирантуру МГУ. Доктор исторических наук. Академик РАЕН и Международной Славянской Академии. Председатель правления Русского исторического общества. С 1982 года член Союза писателей.

Автор исторических повестей и рома­нов «У истоков России. Даниил Москов­ский», «Русский щит», «За столетие до Ер­мака», «Святослав», «Вторая ошибка Ма­мая», «Юрий Долгорукий», «Полководцы: X - XVI вв. », «Полководцы: XVII в.» и др., а также научных трудов по истории допетров­ской России.






49

[49] Натуральная подать мехами, которую собирали с нерусских народов Приуралья и Сибири.

50

[50] 24 июня.

51

[51] Большая семья из 2-5 брачных пар, объединявшая кровных родственников (братьев, детей, племянников), численностью в несколько десятков человек.

52

[52] Медведь, верховное божество вогулов. Вогулы считали медведя носителем справедливости и верили, что первый медведь – Нуми-Торум – спустился с неба и поселился где-то в Уральских горах.

53

[53] Июнь.

54

[54] Ровдуга – выделанная под замшу шкура оленя или лося.

55

[55] Плетенная из прутьев запруда поперек малой реки с рукавом – ловушкой для рыбы.

56

[56] Колыдан – мешкообразная, плетенная из крапивы сеть, напоминающая примитивный трал. Сыр – разновидность бредня, тоже сплетенного из крапивы.

57

[57] Полоса шкуры с ноги оленя или лося.

58

[58] Облас – вогульская долбленая лодка, которая изготовлялась из цельного ствола осины. На большие долбленки нашивали борта из тонких досок, они вмещали больше десяти человек.

59

[59] Невысокая сосна с толстой бурой корой, с мягкой древесиной.

60

[60] Бешмет-длиннополый кафтан со стоячим воротником.

61

[61] Сборщики дани.

62

[62] Владения крупных кочевых феодалов, друзей хана, ясак с которых не поступал в ханскую казну.

63

[63] Ханский визирь.

64

[64] Священные камни – метеориты, которым тюменские татары поклонялись. Один из них – Ташатканский камень – был, по преданию, очень большим, «как воз с саньми, видом багров».

65

[65] 6 августа.

66

[66] Конский хвост на длинном древке, заменявший степнякам знамя.

67

[67] Мусульманство.

68

[68] Север.

69

[69] Курыспат-урдат-вош – Богатырский город на Стерляжьей протоке, находился где то в низовьях реки Конды, притока Иртыша.

70

[70] Татарский музыкальный инструмент, дудка из полого стебля.

71

[71] Расстояние полета стрелы, примерно 100 шагов.

72

[72] Дух. Остяки верили, что через кулей верховное божество Торым помогает людям, вмешивается в их дела.

73

[73] Август.

74

[74] Большое копье.

75

[75] Большой односторонний нож на длинной рукояти.

76

[76] Река Обь.

77

[77] Ась-як – обский народ.

78

[78] Красный хвойный лес.

79

[79] Небольшая загородка из жердей перед дверью жилища, где помещались на ночь собаки.

80

[80] Остяки определяли расстояние временем, необходимым для варки пищи (три варки, пять варок).

81

[81] Маленькая женщина.

82

[82] 45.

83

[83] Щуку остяки почитали как божество, почтительно называли не рыбой, а зверем. По обычаю, щуку могли чистить только мужчины.

84

[84] Медведя остяки называли в разговоре: «дедушка», «старик» или просто «он».

85

[85] Домик в отдалении от других строений, где жили женщины до и после родов. Мужчинам туда входить не разрешалось.

86

[86] Олений дом, летняя постройка без одной стены для оленей; перед открытой стеной разводили костры-дымокуры для защиты оленей от комаров и оводов.

87

[87] Деревянная колодка на шее оленя.

88

[88] Деревянное корытце для пиши.

89

[89] Вместилище души умершего, кукла из дерева, бересты, кожи или ткани, в которую, по верованиям остяков, переселялась душа умершего. Иттарму бережно хранили в доме, «кормили» и «поили», укладывали спать со вдовой, родственники умершего приносили ей подарки. Через 4-5 лет иттарму перемещали на кладбище, продолжая приносить ей жертвы.

90

[90] Сентябрь.

91

[91] Октябрь.

92

[92] Второй и третий Спас – 6 и 15 августа.

93

[93] Именинным называли последний сноп, знаменовавший конец жатвы.

94

[94] Молодое бабье лето – с 15 по 29 августа (старое – с 1 сентября по старому стилю).

95

[95] Судебный поединок, который назначался, если по показаниям свидетелей невозможно было доказать вину ответчика.

96

[96] Полуденная еда.

97

[97] 23 августа – первые заморозки, лупенские заморозки.

98

[98] Злой пес.

99

[99] 1 октября.

100

[100] Опреснок – пресный хлеб, лепешка из неквашеного теста.

101

[101] После смерти старшего брата дьяк Иван Волк Курицын будет сожжен в железной клетке как еретик.

102

[102] Местничество – феодально-иерархический порядок назначения на государственные и военные должности по «отечеству», «отеческой чести». Местничество в войске было отменено царем Иваном Грозным в середине XVI века.

103

[103] В государевой Разрядной книге под 1499 годом записано: «Повелением государя великого князя Ивана Васильевича всея Руси хождение воевод князя Петра Федоровича Ушатого, да князя Семена Федоровича Курбского, да Василия Ивановича Заболотского Бражника в Югорскую землю, на Коду и на вогуличи. А от Печоры-реки воеводы шли до Камня две недели, и тут разделились воеводы: князь Петр да князь Семен через Камень шли щелью, а Камня в облаках не видать, только ветрено. Да убили воеводы на Камне самояди 50 человек и взяли 200 оленей, а на оленях от Камня шли неделю до первого городка Ляпина. А всего до тех мест шли 4650 верст. Из Ляпина встретили с дарами югорские князья на оленях, и от Ляпина воеводы пошли на оленях, а рать – на собаках. И Ляпин взяли, и поймали 23 города, да 1009 лучших людей и 50 князей привели. Да Василий Бражник взял 8 городов и 8 голов. И пошли к Москве здоровы все ко государю».

104

[104] 1 сентября 1483 – 31 августа 1484 года.

105

[105] Сын Ивана III – Иван Меньшой – был объявлен великим князем и соправителем при жизни отца.

106

[106] 1472 год.

107

[107] 1489 год.

108

[108] 1506 год.

109

[109] 1552 год.

110

[110] 1571 год.

111

[111] Во время нашествия Мухаммед-Гирея в 1521 году крымские татары тоже дошли до самой Москвы и разорили окрестности.

112

[112] 1577 год.

113

[113] 1586 год.

114

[114] 1587 год.

115

[115] 1591 год.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "За столетие до Ермака"

Книги похожие на "За столетие до Ермака" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вадим Каргалов

Вадим Каргалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вадим Каргалов - За столетие до Ермака"

Отзывы читателей о книге "За столетие до Ермака", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.