Неизвестен Автор - Русский балет
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский балет"
Описание и краткое содержание "Русский балет" читать бесплатно онлайн.
Мордвиновым, 1949; Гос. пр. СССР, 1950), "Соловей" M. E. Крошнера (1950), "Спящая красавица" (1954), "Щелкунчик" (1956), "Подставная невеста" Г. М. Вагнера (1958). В годы войны ба-летм. Свердловского т-ра, пост. "Каменный цветок" А. Г. Фрид-лендера (1944). Оказал значит. влияние на развитие балета Воронежского т-ра. Пост.: "Дон Кихот", "Тропою грома" (оба 1963), "Доктор Айболит" И. В. Морозова, "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (оба 1964), "Пер Гюнт" на муз. Э. Грига (1967), "Лебединое озеро" (1968, совм. с Д. М. Ариповой), "Ромео и Джульетта" (1970). Среди пост.:
"Тропою грома" (1960, Т-р им. Джалиля), "Последний бал" Ю. С. Бирюкова (1961, Т-р им. Франко).
Лит.: My хин К., Страницы календаря [К. А. Муллер], "СБ", 1985, № 4.
МУНГАЛОВА Ольга Петровна
[28.11(11.12).1905 - 26.8.1942, Пермь], артистка. По окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагог О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова) в 1923-42 в Петрогр. (Ленингр.) т-ре оперы и балета, дебютировала партией Девушки ("Эрос"). Первая исполнительница партий: Ледяная дева ("Ледяная дева", 1927), Маша ("Щелкунчик", 1929), Ольга ("Болт", 1931; все балетм. Ф. В. Лопухов), Западная комсомолка ("Золотой век", 1930, балетм. В. И. Вайнонен, Л. В. Якобсон, В. П. Чесна-ков); танец египетских акробатов в опере "Юдифь" (1925, балетм. Лопухов). Др. партии: Жар-птица;
Тао Хоа и номер "Эксцентрик и осёл" ("Красный мак"), Юленька ("Катерина"), принцесса Флорина и фея Бриллиантов ("Спящая красавица"), Жемчужина и Царица вод ("Конёк-Горбунок"), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Мирта ("Жизель"), Эффи ("Сильфида"), Арсиноя ("Египетские ночи"), Невольница ("Корсар"), Сильфида ("Шопе-ниана"), Мария; Хасинта ("Лау-ренсия"), Актриса ("Пламя Парижа"), Натэла ("Сердце гор"), Град ("Времена года"). Имела большой конц. репертуар (выступала с П. А. Гусевым), участвовала в концертах петрогр. труппы "Молодой балет". Классич. танцовщица, М. в то же время большое внимание уделяла танц. акробатике. Стала лучшей исполнительницей программных балетов Лопу-хова. Спортивность, виртуозное владение стремительными темпами и резкими сменами ритмов придавали её иск-ву совр. звучание. Часть сочинённых ею упражнений вошла в совр. тренаж. Автор неопубликованных воспоминаний (библиотека петерб. отд. СТД, инв. №412).
Лит.: Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете, М., 1966; Михайлов М., Жизнь в балете, [Л.-М.], 1966; Чернова H., От Гельцер до Улановой, М., 1979.
Г. Н. Добровольская.
МУНТАГЙРОВ Александр Абу бакирович (р. 21.5.1955, г. Перво-уральск Свердловской, ныне Екатеринбургской обл.), артист. Нар. арт. РСФСР (1989). По окончании Пермского хореогр. уч-ща (педагог Ю. И. Плахт) с 1973 в Челябинском т-ре. Щедрость природных данных позволяет М. танцевать как партии романтич. плана, так и гротесково-комедийного. Первый исполнитель партий:
Рыбник ("Тиль Уленшпигель", 1976, балетм. В. Н. Бутримович), Адам ("Сотворение мира", 1978, балетм. тот же), Остап Бен-дер ("Двенадцать стульев", 1986, балетм. А. Б. Петров). Партии:
Альберт; Зигфрид и Ротбарт;
Базиль; Касым ("Материнское поле"), Ржевский ("Гусарская баллада"); Ромео и Меркуцио;
Модест Петрович и Артынов
("Анюта"), Альфред ("Дама с камелиями"). В 1988-91 рук. балетной студии при Челябинском т-ре.
Лит.: Журавлева О., Кого назвали зрители, "СБ", 1982, № 6. H. M. Садовская.
МУРАВЬЕВА Марфа Николаевна (Никифоровна) [29.6(11.7).1838, Москва 15(27).4.1879, Петербург], артистка. Училась в Пе-терб. театр. уч-ще у Фредерика, Э. Гюгс, М. И. Петипа. Рано проявив исключит, способности, дебютировала в 1848 в партии Амура ("Мечта художника", балетм. Ж. Перро). По окончании уч-ща в 1857-65 в труппе имп. т-ров. М. виртуозно владела техникой мелких, быстрых движений на пальцах (terre a terre), сохраняя воздушность и мягкость танца. Иск-во М. отличали поэтич. образность, тонкая музыкальность и выразительность пластики. Умела создавать глубокие, значит. образы даже в посредств. балетах. Партии: Пери ("Пери", 1857, балетм. Ж. Коралли), Фатьма ("Мраморная красавица", 1858) и Наяда ("Наяда и рыбак", 1859) - балетм. Перро; в пост. А. Сен-Леона - "Сальтарелло, или Страсть к танцам" (1860), "Метеора, или Долина звёзд" (1862),
"Севильская жемчужина" (1863), "Пакеретта" (1864). Первая исполнительница партий: Тео-линда ("Теолинда", 1862), Фиа-метта ("Фиаметта, или Торжество любви", 1864), Царь-девица ("Конёк-Горбунок", 1864) - все балетм. Сен-Леон. Лучшая партия - Жизель (1862). В 1860-62 в моек. Большом т-ре. С огромным успехом гастролировала в Париже: 1863 "Жизель", 1864 - "Немея" ("Фиаметта"). В 27 лет вышла замуж и оставила сцену.
Лит.: М. Н. Муравьева. Биографич. очерк, СПб., 1864; Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости и нац. танцы, М., 1864; Григорьев А п., Жизель и г-жа Муравьева, "Якорь", 1863, 28 сент.;
СкальковскийК., В театр, мире, СПб., 1899; К а р а т ы г и н П. А., Записки, т. 2, Л., 1930; Красовская В., Рус. балетный т-р второй пол. XIX в., Л.-М., 1963.
Т. Е. Кузовлева.
МУРВАНЙДЗЕ Теймураз Давидович (р. 10.5.1939, Тбилиси), художник т-ра. Засл. худ. Груз. ССР (1978). Окончил Тбилисскую АХ (класс П. Лапиашвили). Автор декораций и костюмов к балетам: "Гамлет" (1971, Т-р им. Палиашвили, балетм. В. М. Чабу-киани), "Блудный сын" (1978, труппа "Хореографические миниатюры", балетм. Г. Д. Алек-сидзе), "Ромео и Джульетта" (1983, Т-р им. Палиашвили, балетм. Л. М. Лавровский, ред. М. Л. Лавровского), "Порги и Бесс" ("Блюз", 1984, там же, балетм. М. Л. Лавровский), "Витязь в тигровой шкуре" (1985, Т-р им. Кирова, балетм. О. М. Виноградов), "Броненосец "Потёмкин"" (1986, там же, балетм. тот же), "Мастер и Маргарита" (1987, Ленингр. т-р совр. балета, балетм. Б. Я. Эйф-ман), "Корсар" (1987, Т-р им. Кирова, балетм. П. А. Гусев, Виноградов); к телебалету "Мцыри" (1977).
М. сомкнул, обновил и развил традиции мастеров груз. и рос. т-ра. От выдержанных в достаточно традиционном духе декораций и костюмов "Гамлета" шёл к экспериментаторству, новаторской изобретательности в сценографии "Порги и Бесс" ("Блюз"). Создавая театр-зрелище, театр-игрище, тяготеет к колоритным решениям, неожиданным концепциям, всегда приведённым в соответствие с намерениями хореографа. Таковы демонстративно чуждые поверхностной стилизации фантазии "Витязя в тигровой шкуре", не по-балетному суровый облик "Броненосца "Потёмкина"", пряно-декоративные (но вместе с тем ироничные) импровизации на ориентальные темы в декорациях и костюмах "Корсара". Новые выразит, средства ищет в балетном костюме (необычность фактуры и силуэта, музыкальность колорита, соответствие хореогр. пластике образа). М. сотрудничает с муз. и драм. т-рами, работал в мультипликац. кино, а также как скульптор.
Лит.: БерезкинВ., Все цвета радуги, Художники груз. т-ра в Москве, "Лит. Грузия". 1977, № 8; Коваленко Г., Художники груз. т-ра. К выставке шести груз. сценогра-фов в Москве (ВТО), "Декоративное иск-во СССР", 1978, № 10; Л у ц к а я E., T. Мурва-нидзе, в сб.: Художник и сцена, М., 1988;
Канделаки Д., Грузинские встречи, "СБ", 1990, № l. E. Л. Луцкая.
МУСОРГСКИЙ Модест Петрович [9(21).3.1839, с. Карево, ныне Куньинского р-на Псковской обл. - 16(28). 3.1881, Петербург], композитор. Чл. объединения "Могучая кучка". Занимался композицией под рук. М. А. Балакирева. Автор опер, инструм. и вок. произв. Стремясь к реализму, М. особенно подчёркивал значение правдивого муз. претворения интонаций речи. Новаторские находки М. предвосхищали открытия композиторов 20 в. В центре творчества композитора - оперы (нар. муз. драмы) "Борис Годунов" (1868-69, 2-я ред. 1872) и "Хованщина" (1872-80, завершена H. А. Римским-Корсако-вым). Продолжая традиции М. И. Глинки, М. ввёл в эти оперы развёрнутые танц. сцены, играющие важную драматургич. роль (полонез в "Борисе Годунове", "Пляска персидок" в "Хованщине"). Нар.-танц. эпизоды есть также в опере М. "Сорочинская ярмарка" (1874-80, завершена Ц. А. Кюи). Симф. поэма М. "Ночь на Лысой горе" (1867) неоднократно получала хореогр. воплощение (1918, т-р сада "Аквариум", балетм. А. А. Горский; 1924, Русский балет Дягилева, балетм. Б. Ф. Нижинская; 1943, "Балле тиэтр", балетм. Д. Лишин; 1934, под назв. "Чёрная магия", парижская Опера, балетм. С. Лифарь; 1951, Большой т-р, балетм. Р. В. Захаров; 1984, Ансамбль нар. танца
СССР, балетм. И. А. Моисеев). На муз. М. ставились балеты:
"Картинки с выставки" (1928, Гаага, балетм. Г. Хесс; 1944, "Балле интернасьональ", США, балетм. Нижинская; 1947, Вена, балетм. Э. Ханка; 1963, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, балетм. Ф. В. Лопухов); "Видения" на сб. муз. (1945, Стокгольм, балетм. Ю. Алго);
"Сорочинская ярмарка" (в аранжировке H. H. Черепнина; 1943, труппа "Балле тиэтр", "Метрополитен-опера", балетм. Лишин). Л. В. Якобсоном поставлена миниатюра "Баба-яга" на муз. пьесы из "Картинок с выставки" (1965).
Лит.: ТуманинаН., М.П. Мусоргский. Жизнь и творчество, М.-Л., 1939;
С о л о в ц о в А., М. П. Мусоргский, М.-Л., 1945; Хубов Г., Мусоргский, М., 1969;
Шлифштейн С.. Мусоргский. Художник. Время. Судьба, М , 1975; Фрид Э., М. П. Мусоргский. Проблемы творчества. Исследования, Л., 1981; -\ б ы з о в а Е. H., М. П. Мусоргский. 1839-1881. М.. 1985; ее же, "Картинки с выставки" Мусоргского, М., 1987;
Наследие Мусоргского, сб. материалов, М., 1989; М. П. Мусоргский и музыка XX в.. М-, 1990. В. В. Ванслов.
МУХАМЕДОВ Ирек Джавдато-вич (р. 8.3.1960, Казань), артист. Засл. арт. РСФСР (1985). По окончании МХУ (педагог А. А.
Прокофьев) в 1978-81 в Гос. конц. ансамбле СССР Моск. клас-сич. балет. Партии: Пастух
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский балет"
Книги похожие на "Русский балет" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Неизвестен Автор - Русский балет"
Отзывы читателей о книге "Русский балет", комментарии и мнения людей о произведении.