» » » » Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений


Авторские права

Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений

Здесь можно скачать бесплатно "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Описание и краткое содержание "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать бесплатно онлайн.








Тем не менее неповторимость, уникальность ло­кальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.

Обе теории — стадиальная и локальная — дают возможность по-разному увидеть историю. В стади­альной теории на первый план выводит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуаль­ное, разнообразие исторического процесса. Таким об­разом, обе теории имеют свои преимущества и взаим­но дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема исто­рии, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изуче­ния истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным. Он будет использоваться и в данном учебном пособии, насколько это позволяет сделать уровень разработки такого единого подхода в совре­менной исторической науке.

Курс по истории мировых цивилизаций — завер­шающий в программе изучения истории в школе. Цель этого пособия в том, чтобы на основе уже прой­денного материала дать старшеклассникам представ­ление об основных закономерностях и направлени­ях развития мирового цивилизационного процесса и специфике отдельных цивилизаций, помочь им овладеть некоторыми общими принципами цивилизаци-онного анализа, научить проводить сопоставления между разными цивилизациями или крупными циви-лизационными регионами (например, Западом и Вос­током).

Таким образом, в учебнике слово «цивилиза­ция» будет использоваться в двух основных своих значениях: цивилизация как стадия в развитии чело­вечества и цивилизация как социокультурная общ­ность.

* * *

В оформлении учебника использована гравюра худож­ника середины XVII в. Отто ван Веена, в аллегорической форме изображающая время. О циклическом характере вре­мени напоминает змея, помещенная на первом плане. Аллегорические фигуры Детства, Юности, Зрелости и Ста­рости символизируют четыре «возраста» цивилизации, не­отвратимый ход исторического времени и идею преемствен­ности.

ГлаваI

Цивилизации Востока в эпоху древнего мира

..Азия выступает по сравнению с крошеч­ной Европой во всем величии своего огром ного пространства. Хронологически она представляется всеохватывающей осно­вой, откуда вышли все люди.

К. Я с перс


§1

ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ — К ЦИВИЛИЗАЦИИ

Приблизительно в III—II тысячелетиях до н. э. часть человечества совершила гигантский прорыв — перешла от первобытности к цивилизации. Начал со­здаваться качественно иной мир, хотя долгое время он еще имел много связей с первобытностью, да и сам пе­реход к цивилизации, конечно, осуществлялся посте­пенно, начиная с IV—III тысячелетий до н. э. И тем не менее грани, отделяющие цивилизацию от первобыт­ности, вполне определенны.

История превратила человека в существо, стре­мящееся выйти за свои пределы.

К. Ясперс, современный немецкий философ

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Благодаря строительству грандиозных по тем временам иррига­ционных сооружений резко повысилась производи­тельность сельского хозяйства.

Усложнилась структура общества: в нем появились разные социальные слои, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по материальному положению, объему прав и привилегий. Образовалось государство — система органов управления обществом и его подавления.

Была создана письменность, благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиоз­ные идеи и передать их потомству.

Появились города — особый тип поселений, в кото­рых жители, по крайней мере частично, были осво­бождены от сельского труда. Начали возводиться мо­нументальные сооружения (пирамиды, храмы), не имеющие хозяйственного назначения.

Древние цивилизации, зародившиеся на заре исто­рии человечества, некоторые ученые называют пер­вичными. Это название подчеркивает, что они вырос­ли непосредственно из первобытности. В отличие от более поздних по происхождению цивилизаций им еще не предшествовала цивилизационная традиция, плодами которой можно было воспользоваться. На­против, древние цивилизации должны были создавать ее сами, преодолевая первобытность. Но полностью эта первобытность не исчезла, в большей или меньшей

Древние цивилизации в серединеIтысячелетия до н. э.

степени оставаясь и в сознании людей, и в жизни об­щества. В этом заключается одна из важнейших осо­бенностей цивилизаций древнего мира.

Географическая зона, в пределах которой возник­ли очаги древних цивилизаций, по сравнению с остальной площадью мировой суши кажется остров­ком среди бескрайнего моря народов, стоявших на сту­пени дикости или только приближавшихся к порогу цивилизации.

Уже в IV—III тысячелетиях до н. э. очаги цивили­зации возникли в Египте, в долине реки Нил, и в Месо­потамии — между реками Тигр и Евфрат. Там были заложены основы египетской и вавилонской цивилиза­ций. Несколько позднее — в III—II тысячелетиях до н. э. — в долине реки Инд зародилась индийская ци­вилизация, а во II тысячелетии — китайская (в долине реки Хуанхэ). Примерно в это же время складываются цивилизация хеттов в Малой Азии, финикийская — в Передней Азии, древнееврейская — в Палестине. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на юге Балканского полуострова появилась крито-микенская цивилиза­ция, из которой выросла древнегреческая. В I тысяче­летии до н. э. список древнейших цивилизаций попол­нился: на территории Закавказья сформировалас цивилизация Урарту, на территории Ирана — могуще­ственная цивилизация персов, в Италии — римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не тольк Старый Свет, но и Америку, где в центральной ее части (Мезоамерика) сложились цивилизации майя, ацтеков и инков. Однако здесь развитие цивилизации началось лишь на рубеже нашей эры.

Цивилизация и природа

Ученые уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатиче­ских условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом. Это означает, что среднегодовая температура в таких районах была достаточно высока — около +20 °С. Самые большие ее колебания были в некоторых районах Китая, где зимой мог выпадать снег. Лишь не­сколько тысячелетий спустя зона цивилизаций стала распространяться к северу, где природа более сурова.

Но можно ли сделать вывод, что для возникнове­ния цивилизаций обязательно нужны благоприятные природные условия? Конечно, в глубокой древности, обладая еще несовершенными орудиями труда, люди в очень сильной степени зависели от окружающей их среды, и, если она создавала слишком большие пре­пятствия, это замедляло развитие. Но образование ци­вилизаций не проходило в идеальных условиях. На­оборот, оно сопровождалось суровыми испытаниями, изменением привычного образа жизни. Чтобы дать до­стойный ответ на вызов, который бросила им природа, людям нужно было искать новые решения, совершен­ствовать природу и самих себя.

Многие цивилизации Старого Света родились в до­линах рек. Реки (Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Янцзы и другие) играли такую огромную роль в их жизни, что эти цивилизации нередко называют речными. И дей­ствительно, плодородная почва в их дельтах способст­вовала развитию земледелия. Реки связывали воедино разные районы страны и создавали возможности для торговли внутри нее и с соседями. Но использовать все эти преимущества было отнюдь не просто. Низовья рек обычно заболачивались, а чуть подальше земля уже высыхала от зноя, превращаясь в полупустыню. Кроме того, русло рек часто менялось, а разливы легко уничтожали поля и посевы. Требовался труд многих

Теория «вызова-и-ответа»была сформулирована из­вестным английским историком А. Тойнби (1889— 1975): естественная среда самим фактом своего су­ществования посылает вызов людям, которые должны создавать искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

13

поколений, чтобы осушить болота, провести каналы для равномерного снабжения водой всей страны, уметь противостоять наводнениям. Однако эти усилия дали свои плоды: урожайность повысилась так резко, что ученые называют переход к ирригационному зем­леделию «аграрной революцией».

Реки — это великие воспитатели человечества.Л. И. Мечников, русский историк,XIXв.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Книги похожие на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерия Хачатурян

Валерия Хачатурян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Отзывы читателей о книге "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.