» » » » Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений


Авторские права

Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений

Здесь можно скачать бесплатно "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Описание и краткое содержание "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать бесплатно онлайн.








Реки — это великие воспитатели человечества.Л. И. Мечников, русский историк,XIXв.

Конечно, не все древние цивилизации были речны­ми, но каждая из них сталкивалась с трудностями, за­висевшими от особенностей ландшафта и климата.

V

Вызов побуждает к росту… слишком хорошие ус­ловия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста.

А. Тойнби

Так, в особой географической ситуации развива-| лись Финикия, Греция и Рим — приморские цивили­зации. Земледелие здесь не требовало (в отличие от многих цивилизаций Востока) ирригации, зато полу­островное положение было еще одним вызовом приро­ды. И ответом на него явилось зарождение навига­ции, которая сыграла важнейшую роль в жизни этих морских держав.

Итак, при всем многообразии природных усло­вий, в которых существовали цивилизации древнос­ти, цивилизационный процесс везде шел в неразрыв­ной связи с освоением и преобразованием естествен­ной среды.

Цивилизации древнего мира имеют целый ряд об­щих черт. Этот этап развития человечества, как мы увидим дальше, существенно отличается от последую­щих эпох. Однако уже тогда выделяются два больших региона — Восток и Запад, в которых начинают скла­дываться цивилизационные особенности, определив­шие их различную судьбу и в древности, и в эпоху

14

средневековья, и в новое время. Поэтому мы будем рассматривать отдельно цивилизации Древнего Восто­ка и средиземноморские цивилизации, на развалинах которых родилась Европа.

Вопросы и задания

1. Вспомните, что представляла собой жизнь людей в пер­вобытном обществе. Назовите основные отличительные черты общества, вставшего на путь цивилизации.

2. Где и когда зародились самые древние цивилизации ми­ра? Перечислите все наиболее крупные цивилизации, сущест­вовавшие з I тысячелетии до н. э., и покажите их на карте.

3. Какую роль в жизни древних цивилизаций играла окружа­ющая их естественная среда? Как строились взаимоотношения человека и природы в первобытнообщинном и цивилизованном обществах? Можно ли найти здесь какие-либо различия?

§2

ВОСТОЧНЫЕ ГОСУДАРСТВА-ДЕСПОТИИ


Уже говорилось о том, что на Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался –разви­тием ирригационного земледелия. Создание иррига­ционных систем требовало организации коллективно­го труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систе­му каналов. Все эти работы невозможно было осущест­вить без жесткой организации, без сильной централи­зованной власти. Ученые считают, что это повлияло на формирование особого типа государства — восточной деспотии.

В разных цивилизациях она могла иметь некото­рые различия, но суть ее была единой: во главе госу­дарства стоял правитель, обладавший всей полнотой

Деспотияв переводе с греческого означает «неогра­ниченная власть»; форма самодержавной власти.

15

власти и считавшийся собственником всей земли. Та­кой тип власти реализовался за счет разветвленной ад­министративной системы, т. е. аппарата чиновни­ков, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовы­вали совместные сельскохозяйственные работы, стро­ительство, следили за состоянием каналов, набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень дол­говечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.

Цари-боги

Широко кругом простирается небо вдали. Но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, — Повсюду на этой земле только слуги царя. Из древнекитайской «Книги песен»,XI—VIIвв. до н. э.,

Итак, цари занимали совершенно исключительное положение в деспотическом государстве. Царь считал­ся, по крайней мере формально, единственным собст­венником всех земель, во время войн стоял во главе ар­мии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались! налоги, он организовывал ирригационные работы, яв-1 лялся верховным жрецом, посвященным во все таинст­ва. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественность царя. В Египте, например, фа­раон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым вопло­щением бога Хора, владыки небес. Впоследствии фара­он был наделен «солнечным именем» — он стал богом Ра. Дворец его считался храмом. Его имя запрещалось произносить, ибо оно, как считали, обладало особой ма­гической силой, которую нельзя расходовать впустую.

В Китае императора называли Сыном Неба, вер­ховного божества.

16

В древнейшей индийской религиозной книге Веды было написано, что царь создан из частиц тела разных богов «и поэтому он блеском превосходит все создан­ные существа… Подобно солнцу, он жжет глаза и сердце, и никто на земле не может смотреть на него. По своему note 1 могуществу он есть огонь и ветер, он — солнце и луна, он — владыка пра­восудия…».

Все эти пышные титулы были не просто цветисты­ми метафорами, с помощью которых царь возвеличи­вался над своими подданными. Не в переносном, а в прямом смысле для древних людей царь был богом в человеческом образе. Это верование восходило еще ко временам первобытности, к таинственным ритуалам, в которых вождь племени, он же жрец, исполнял роль творца, создающего из хаоса мировой порядок. Как и в первобытную эпоху, в древних цивилизациях сохра­нялась вера в то, что царь (вождь) обладает магиче­ской силой, от которой зависит благополучие его наро­да. Эта сила распространяется на подданных и после смерти царя, а точнее, после его перехода в иной мир. Поэтому при похоронах царя очень большое значение придавалось правильному выполнению всех погре­бальных обрядов. Гигантские пирамиды строились в Египте для того, чтобы обустроить его новое «жили­ще» как можно лучше: ведь от загробного блаженства «великого бога» зависело процветание страны.

Эти древние представления уходили в прошлое очень медленно: постепенно изживалось представле­ние о том, что царь является богом (в Китае уже в I ты­сячелетии до н. э. появилась идея о том, что неправед­ного царя можно сместить), но вера в то, что царская власть священна, останется надолго.

Структура общества

В цивилизованном обществе усиливались профес­сиональные, функциональные различия (ремесло отде­лялось от земледелия, возникла тбрЗД&ашо* ть,дД. росло имущественное расслоение. Уже в древности стала складываться сложная структура общества, которая впоследствии становилась все более дифференциро­ванной и разветвленной.

Особенностью восточных обществ была их строгая иерархичность: каждый социальный слой занимал свое четко определенное место и отличался от других своей социальной значимостью, а также обязанностя­ми, правами и привилегиями.

Одежда зависит от ранга, а потребление бо­гатств — от размеров вознаграждения, соответст­вующего рангу знатности. Как бы мудр и благороден ни был человек, он не осмеливается носить одежду, не соответствующую его рангу; как бы ни был он бо­гат, он не решается воспользоваться благами, не предусмотренными его вознаграждением…

Из китайского философского трактата «Гуаньцзы»,

VIIв. до н. э.

Поэтому общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды. На вершине ее стоит царь, далее идет высший слой знати, состоящий из жрецов, родовой и военной аристократии. Это были самые привилегированные слои в обществе. Предста­вители знати занимали высокие государственные пос­ты, в их распоряжении были огромные земли. Эти земли могли быть отняты у общин, а чаще всего они дарились царем или завоевывались во время войн.

Высокое положение в обществе занимал и много­численный аппарат чиновников, необходимый для управления государством, поэтому ученость приноси­ла большие практические выгоды.

Особую прослойку составляли купцы, которых поддерживало государство, заинтересованное в пос-

• Иерархияпоследовательное расположение общест­венных слоев или служебных званий от низших к выс­шим, в порядке их подчинения.

18

тавке иноземных и редких товаров. Благодаря купцам осуществлялась экономическая связь, пока еще очень слабая, между отдельными районами.

Особую категорию населения составляли воины. Находясь на службе в постоянной армии, они получа­ли снабжение от государства. После удачных походов устраивалась раздача земель, рабов, кроме того, во­ины жили за счет разграбления захваченных земель. В мирное время их часто привлекали к тяжелым рабо­там: например, в Египте воины трудились на камено­ломнях.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Книги похожие на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерия Хачатурян

Валерия Хачатурян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Отзывы читателей о книге "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.