» » » » Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений


Авторские права

Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений

Здесь можно скачать бесплатно "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Описание и краткое содержание "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать бесплатно онлайн.








Слабый народ — сильное государство

Власть, игравшая роль покровителя и управителя в большой семье, персонифицировалась в лице импе­ратора. Все остальные социальные слои, на какой бы ступени иерархической лестницы они ни стояли, яв­лялись подданными непосредственно императора. По­этому в феодальном Китае не зародилась, как это было в Западной Европе, система вассалитета; единствен­ным сюзереном было государство.

Когда народ слаб — государство сильное, когда го­сударство сильное — народ слаб. Поэтому государ­ство, идущее истинным путем, стремится ослабить народ.

Шан Ян

Характеризуя такие отношения между властью и обществом, немецкий философ XIX в. Ф. Гегель пи­сал, что в Китае не может существовать большого раз­личия между рабством и свободой, так как перед им­ператором все равны, т. е. все одинаково бесправны. Насколько справедлива эта оценка, ставшая классиче­ской при определении восточных деспотий? Конечно, общество в Китае не сумело добиться тех прав, какие оно получило в Западной Европе. Там не оформились сословия, которые могли бы претендовать на участие в государственной политике и с интересами которых власть вынуждена была считаться.

Одним словом, народ (т. е. подданные) в Китае дей­ствительно был слабым, если иметь в виду его полити­ческое безгласие. Прекрасный тому пример — по­ложение многочисленного городского населения, которое так и не сумело добиться внутреннего самоуп­равления. Города — эти очаги вольности в Европе — находились в Китае под жестким контролем государ­ства. Цехи использовались для того, чтобы распреде­лять повинности, взимать налоги. Ремесленники были приписаны к определенному месту жительства и не могли покидать город без разрешения властей.

Государство оказывало давление на общество са­мыми разнообразными способами. В том числе исполь­зовался знаменитый тезис Конфуция о большой семье, означающий, что необходимо повиноваться власти, поступаться личными интересами ради общих, т. е. государственных. В Китае была распространена систе­ма коллективной ответственности. Так, за пре­ступление отца мог поплатиться сын, а то и вся семья; староста в деревне подвергался наказанию, если на его




Важнейшие центры ремесленного и мануфактурного производства в Китае вXV—XVIIвв.

территории была не полностью обработана земля; в таком же положении оказывались и уездные чинов­ники.

Однако установка на коллективизм имела и обрат­ную сторону. В Китае огромную силу приобрели семей-но-клановые связи, освященные и возвеличенные кон­фуцианством. Большие кланы, включавшие много се­мей, и богатых, и бедных, представляли собой, как правило, мощные и крепкие организации, основанные на принципах солидарности и взаимопомощи. Кроме того, были распространены всякого рода землячества, тайные общества, секты. Все эти общности представ­ляли собой вполне реальную социальную силу, с кото­рой власти приходилось считаться, что создавало не­который баланс сил, хотя и неполноценный, не за­крепленный юридически.

В китайском обществе действовал принцип равных возможностей. Каждый, независимо от своего проис­хождения, мог стать чиновником, т. е. войти в элит­ный слой китайского общества. Для этого нужно было лишь сдать государственные экзамены. Конечно, к этим сложным экзаменам, требовавшим многолетней подготовки, у верхов общества допуск был гораздо шире, чем у низов. Но здесь помогали клановые и об­щинные связи: жители деревни, например, могли объ­единенными усилиями дать образование наиболее спо­собным детям и выдвинуть своих кандидатов на экза­мены в расчете на их будущее покровительство. В результате в Китае был создан поистине уникаль­ный для средних веков бюрократический аппарат, в котором ранг во многом зависел от личных досто­инств.

В XVII—XVIII вв. Китай представлял собой мо­гущественную державу с хорошо налаженной эконо­микой, сильной армией и достаточно большими внутренними потенциями, что и позволило ему сохранить независимость в отношениях с Евро­пой. Слабость традиционного конфуцианского Китая

240

проявилась позднее, в XIX в., когда Запад стал все больше активизировать свою колониальную по­литику.

Вопросы и задания

1. Расскажите об основных положениях учения Конфуция Почему конфуцианство называют «практической» религией? Ка­кой путь к достижению идеала предлагал Конфуций? Какая роль в связи с этим отводилась государству в целом и чиновникам? Какие идеи Конфуция сыграли положительную роль в истории Китая и какие вели страну к слабости?

2. Почему государственная власть в Китае заботилась об экономическом благополучии крестьянства? Каким образом она боролась с ростом частного землевладения? Попытайтесь объ­яснить на примере Китая, что такое государственный феода­лизм. В каком положении находились китайские купцы и ремес­ленники? Помогало или мешало государство развитию городов? Назовите основные причины периодически повторявшихся в Ки­тае кризисов, которые приводили к смене династий. Приведите примеры.

3. Согласны ли вы с точкой зрения Гегеля о поголовном рабстве подданных в Китае? Противоречит ли этому утвержде­нию принцип «равных возможностей»? Сравните в этом отноше­нии Китай с Западной Европой. Что дает большие преимущест­ва обществу: социальная мобильность или политические права?

§2

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЯПОНИИ

Иной, отличный от китайского вариант историче­ского развития осуществился в Японии. Там прояви­лись и черты, характерные для всего восточного мира, и — одновременно — особенности, присущие западной модели.

Япония — молодая цивилизация. Хотя заселение Японских островов началось несколько тысячелетий назад, государственность стала складываться лишь к IV—VI вв. н. э. Во главе японского общества в то вре­мя стоял вождь — правитель, опиравшийся на родовую знать, которая занимала важнейшие администра­тивные посты. Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казну ренту-налог. Кроме того, существовали категории рабов и неполноправ­ных, состоявшие прежде всего из иноземцев, в том числе китайцев и корейцев.

Начиная с VI в. Япония, только вступившая в эпо­ху создания цивилизованного общества, стала разви­ваться очень высокими темпами, преодолевая ту ги­гантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая.

Свое и чужое в цивилизации Японии

Невероятная (особенно для Востока) динамичность развития Японии во многом была связана с тем, как использовался опыт других стран.

В 604—605 гг. принц Сетоку-тайси, сторонник ки­тайской модели развития, создал первый свод зако­нов, в котором сочетались принципы конфуцианства и буддизма. Сетоку посылал молодых японцев учиться в Китай и Корею, а также приглашал оттуда ремеслен­ников, монахов и ученых.

Еще более решительным и последовательным ре­форматором выступил принц Кару, который пришел к власти после государственного переворота в середине VII в. Это событие получило в Японии название Тай ка — «Великая перемена», и не только потому, что произошла смена царствующего рода, но и потому, что вся жизнь японского общества стала активно преобра­зовываться по китайскому образцу. Это касалось структуры административного аппарата, распределе­ния наделов между крестьянами и чиновниками, сис­темы уплаты ренты-налога. В Японии было принято китайское иероглифическое письмо (позже оно было существенно трансформировано), китайский язык считался официальным письменным языком. Древ­няя религия японцев (синтоизм) обогатилась за счет даосизма и в конце концов сумела найти некий комп­ромисс с буддизмом, который пришел из Китая в VI в.

По принципам китайского градостроительства бы­ла создана первая столица Японии — Нара. Грамот­ные китайцы и корейцы, которые жили в Японии на положении неполноправных, стали полноправными и получили должности в бюрократическом аппарате.

Китаизация Японии была настолько велика, что перед исследователями встает вопрос о самостоятель­ности японской цивилизации. Некоторые историки считают, что на первом этапе своей жизни японская цивилизация была вторичной, периферийной по отно­шению к Китаю.

Однако активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности, которая с течением време­ни проявлялась все сильнее и сильнее, Элементы ки­тайской цивилизации, перенесенные на острова, суще­ственно трансформировались и давали другие резуль­таты. Кроме того, нарастала и иная тенденция — к полной культурной автономности.

С XVI в. Япония превратилась в одну из самых закрытых, изолированных цивилизаций: под страхом смертной казни японцам было запрещено покидать пределы своей страны, строить большие суда, пригод­ные для дальних плаваний. Страна была практически закрыта и для иностранцев — исключение было сделано только для голландцев и китайцев, которым разрешалось (с ограничениями) вести торговлю. Пра­вительство изгнало из страны всех католических мис­сионеров, так как христианство приобрело большую популярность, особенно в народных массах. Но даже в ту эпоху искусственной изоляции, длившейся почти два века, Япония продолжала усваивать достижения других культур; через голландских купцов в Японию попадали европейские книги. Ученая элита, пользу­ясь плодами западной культуры и науки, позднее, в XIX в., смогла применить их для преобразования сво­ей страны.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Книги похожие на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерия Хачатурян

Валерия Хачатурян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Отзывы читателей о книге "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.