» » » » Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений


Авторские права

Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений

Здесь можно скачать бесплатно "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Описание и краткое содержание "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать бесплатно онлайн.








3. Как отразились на характере японской цивилизации две противоположные тенденции — восприимчивость к иностран-

248

ным влияниям и стремление к изоляции? В какие эпохи преоб­ладала та или другая тенденция?

4. Почему в Японии долгое время не устанавливалась силь­ная централизованная власть? Как это сказалось на ее социаль­но-экономическом и политическом развитии? Приведите при­меры.

5. Какое значение в истории Японии имел сёгунат?

6. Подумайте, можно ли считать Японию самостоятельной цивилизацией, и объясните почему. Что в развитии Японии от­личалось от обычной восточной модели?

§3

ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Исламская цивилизация, как и японская, — одна из самых молодых на Востоке. Она начала формиро­ваться лишь в VII в. н. э. Колыбелью исламской циви­лизации, впоследствии расширившей свои границы и охватившей множество государств, была Аравия.

Большая часть Аравийского полуострова представ­ляет собой пустыню; только по побережью простира­ются плодородные земли. Жители этих областей выра­щивали зерно, виноград, финики, пряности, разводи­ли овец и верблюдов. Здесь располагались древние города, которые вели активную торговлю со странами Средиземноморья, Африкой и Индией. Здесь же воз­никли и первые зачатки государственности.

Иным был образ жизни населения центра Аравий­ского полуострова — кочевников-бедуинов. Они зани­мались скотоводством и сопровождали (за определен­ную плату) по пустыне караваны или снабжали их своими верблюдами. Племена бедуинов враждовали друг с другом и совершали набеги на соседей.

Таким образом, к VII в. Аравия в культурном и со­циально-экономическом отношении представляла со­бой довольно пеструю картину. Появление новой ре­лигии коренным образом изменило судьбы арабов, сыграв объединяющую и цивилизующую роль.



Основа исламской цивилизации

До принятия ислама арабы поклонялись различ­ным божествам, в том числе луне и солнцу; был рас­пространен культ предков. Особо почитался храм Каабы в Мекке, окруженный изваяниями племенных богов.

Языческие верования подвергались мощным ино­земным влияниям — прежде всего это касалось Север­ной и Южной Аравии, где с арабским населением мир­но уживались христианские и еврейские общины. Идея единобожия ко времени появления ислама вита­ла в воздухе: появилось много пророков — проповед­ников, которые пытались найти нового, истинного Бо­га. К их числу принадлежал и Мухаммед (570—632), заложивший религиозные основы будущей исламской цивилизации.

Мухаммед относился с уважением и к иудаизму, и к христианству, обладающими, как он считал, бого-духновенными книгами. В Коране — священной кни­ге ислама, содержащей откровения, которые были ни­спосланы Мухаммеду, заметно влияние обеих рели­гий. Это выразилось прежде всего в идее единобожия. Однако пророк считал, что иудаизм и христианство лишь предшествовали новой религии, в которой Бог дал полное откровение, отменив многое из того, что за­писано в Талмуде, Ветхом и Новом Завете.

Согласно Корану, спасение ждет тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда, через которого было дано Божественное Писание. Истинно верующий вверяет свою жизнь Аллаху, он должен быть доброде­телен, в установленное время совершать молитвы, пос­титься и хотя бы раз в жизни предпринять паломниче­ство в святые места — в Мекку. Каждому мусульмани­ну вменяется в обязанность подавать милостыню, ибо

Слово«ислам»означает «вручение себя Аллаху», «по­корность».

блага земного мира нечисты и ими можно пользовать­ся только с помощью очищения — частичного возвра­та их Богу через подаяние. «Вам не достичь благочес­тия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите».

Кроме того, верующие должны полностью вверять себя воле Аллаха: «С нами сбывается только то, что предначертал для нас Бог». Эта мысль, в различных вариациях не один раз повторяющаяся в Коране, ук­репляет веру в предопределение — фатализм. Прав­да, позднее некоторые мусульманские богословы ста­ли оспаривать этот догмат, отыскивая в Коране наме­ки на идею свободы воли человека. Однако в массовом сознании фатализм укрепился достаточно прочно, и это имело вполне определенные последствия: этика ис­лама в отличие, скажем, от конфуцианской, католиче­ской или тем более протестантской не ориентировала на активное пересоздание мира, принижала роль де­ятельного начала в человеке.

Кого захочет Бог поставить на прямой путь, сердце того он откроет для покорности; а кого захо­чет уклонить в заблуждение, у того сердце делает сжатым, стесненным…

Каждый поступает по своему произволу.

Кто хочет, уверует; кто хочет, будет неверным.

Изречения из Корана

В Коране разница между миром земным и небес­ным, в сущности, не так уж велика, потому что потус­торонний мир предстает подчеркнуто плотским, мате­риальным. Особенно это касается изображения му­сульманского рая, в котором праведников ждут чувственные наслаждения.

Вскоре после смерти Мухаммеда к основным поло­жениям новой религии было добавлено еще одно, сыг­равшее огромную роль во всей последующей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), распространение ислама с оружием в руках, является религиозным долгом. В Коране действительно говорится об «истреблении неверных», но в основном Мухаммед советовал привлекать людей к исламу «мудрыми добрыми наставлениями». Тем не менее верх одержала концепция, согласно которой му­сульмане должны вести войну с неверными до тех пор, пока те не покорятся исламу. Мусульмане, погибшие в такой войне, автоматически признаются достойными рая. Благодаря тем, кто сражается за религию, му­сульманская община (умма) в целом может считать свой долг выполненным.

Помимо духовных наград эта идея была весьма привлекательна и с точки зрения материальной: четы­ре пятых добычи распределялось между непосредст­венными участниками сражения, а остаток считался долей Бога и раздавался бедным.

Путь к мировой империи

Почти одновременно с распространением ислама начала складываться арабская цивилизация.

Первыми в пророчества Мухаммеда уверовали его жена, двоюродный брат Али и именитый купец Абу Бекр, оказывавший основателю новой религии огром­ную поддержку. Потом ему принесли клятву верности жители города Медины, а в 630 г. во главе войска, со­стоявшего из новообращенных, Мухаммед фактиче­ски без боя вступил в главный религиозный центр ара­бов — Мекку. В 632 г., когда Мухаммед умер, ислам не охватил еще всей Аравии, но прочно утвердился в отдельных ее районах.

Преемником пророка — халифом (т. е. религиоз­но-политическим вождем) — был избран Абу Бекр, и за два года его правления ислам объединил все араб­ские племена, хотя распространялся и силой оружия. Затем место халифа занял еще один сподвижник Му­хаммеда — Омар. Десятилетие его правления стало временем блистательных военных успехов исламской цивилизации, только начавшей свое существование. Были захвачены земли Сирии и Палестины, принадлежавшие Византии, потом Египет и Ливия, западная часть Ирана. После смерти Омара победоносное шест­вие ислама по странам Востока продолжалось: в 40— 50-е гг. VII в. был окончательно завоеван Иран, власти арабов подчинилась Северная Африка (Магриб).

В VIII в. завоевания продолжались, хотя и не так интенсивно. К этому времени империя простиралась от Атлантического океана до Инда, от Каспия до поро­гов Нила. Овладев Испанией, арабы стали устраивать набеги по ту сторону Пиренеев, однако войска фран­ков отбили их атаки.

Местное население на захваченных территориях довольно быстро исламизировалось, чему способство­вала экономическая политика халифов: мусульмане платили в казну только десятину, а те, кто сохранял свою веру, — высокий поземельный налог (от одной до двух третей урожая) и подушную подать. Воины-ара­бы, бывшие бедуины, расселялись на новых местах, а вслед за ними приходили арабы-горожане, носители довольно высокой культуры. За счет смешанных бра­ков активно шла арабизация пестрой по этническому составу цивилизации.

Арабский халифат в 750 г.

Однако огромная империя,-возникшая с голово­кружительной быстротой, оказалась не слишком прочным образованием. Только что созданная государ­ственность не обладала силой, которая позволила бы сплотить в единое целое разнородные в экономиче­ском и культурном отношении регионы. Централизо­ванная власть ослаблялась борьбой различных груп­пировок за политическое первенство.

К IX в. правители наместничеств — эмиры — пре­вратились в почти независимых государей. Империя стала распадаться на части. Политическая карта Ближнего Востока без конца менялась: новые султана­ты и эмираты то возникали, то исчезали, уступая мес­то другим, столь же недолговечным государствам. Ха­лифы продолжали существовать, но в действительнос­ти сохраняли в основном лишь духовную власть.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Книги похожие на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерия Хачатурян

Валерия Хачатурян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Отзывы читателей о книге "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.