» » » » Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений


Авторские права

Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений

Здесь можно скачать бесплатно "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Описание и краткое содержание "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать бесплатно онлайн.








В тех странах, которые в меньшей степени испыта­ли влияние Запада или просто были более отсталыми, жизнь оставалась практически неизменной. Так было в Аравии, в Афганистане, в некоторых арабских стра­нах Африки.

Китай: шаги к самоусилению

Осознание того, что только модернизация может помочь противостоять Западу, пришло и в Китай. Начиная с 1860-х гг. там тоже получила популяр­ность политика «самоусиления». Правительство, а по большей части влиятельные сановники создавали предприятия, верфи, арсеналы для перевооружения армии.

Но эти слабые попытки усовершенствований стро­ились на шаткой основе, так как власти не ставили за­дачу реформировать само традиционное общество. В результате в 1880—1890-е гг. Китай потерпел пора­жения в войнах с Францией (за Индокитай) и с Япони­ей, потерял свои вассальные государства — Вьетнам, Корею, Тайвань — и все больше попадал в зависимость от иностранных держав.

Только в конце XIX в. оформилось движение за на­стоящее, глубинное реформирование жизни в Китае. Инициатором и теоретиком его был Кан Ювэй (1858— 1927) — выдающийся мыслитель, который пытался создать синтез конфуцианства и достижений совре­менной ему западной мысли. Он выдвинул обычный для Китая идеал общественного равенства и благоден­ствия, но кроме этого предлагал ввести конституци­онную монархию, поддерживать частное предпри­нимательство, обеспечить демократические свободы. Созданная Кан Ювэем организация Ассоциация усиле­ния государства (1895), в сущности, действовала в том же русле, что и политика «самоусиления», но при этом была поставлена цель комплексного реформиро­вания традиционного Китая.

Идеи Кан Ювэя пользовались успехом, в том числе у молодого императора Гуансюя, стремившегося к об­ретению всей полноты власти и к освобождению из-под опеки всесильной императрицы Цыси, которая много лет играла роль регентши. В 1898 г. начался кратковременный период реформ («Сто дней ре­форм»), который закончился неудачей.

Почти одновременно началось мощное народное движение ихэтпуаней (Отряды справедливости и ми­ра), которое шло под лозунгом освобождения Китая от иностранцев. Восставшие громили христианские церкви, дома миссионеров, иностранные посольства и торговые лавки. Однако восстание было направлено не только против хозяйничавших в Китае иностранцев; в нем выразился и протест всего традиционного обще­ства, стоящего на грани перемен, против попыток раз­рушить древний цивилизационный фундамент. Пра­вительство Цыси, сделавшее ставку на ихэтуаней, потерпело поражение: оно не смогло выдержать интер­венции европейских держав (1900). Можно сказать, что это было поражение традиционного Китая, в кото­ром и массы, и правящие круги сопротивлялись мо­дернизации.

Новый виток движения за реформы начался не­сколько лет спустя в Южном Китае, где вокруг мисси­онерских школ и колледжей концентрировалась ради­кально настроенная молодежь. Одним из ее представи­телей был и будущий глава революционного движения Сунь Ятсен (1866—1925).

Основанный им Союз возрождения Китая ставил три важнейшие цели: национализм (свержение Маньчжурской династии), народовластие (республи-канско-демократический строй) и народное благоден­ствие. По всей стране возникали и другие союзы и ор­ганизации, ставившие примерно такие же цели.

Революционный кризис, который особенно обо­стрился после смерти Цыси (1908), завершился рево­люцией 1911 г. Однако смена власти не дала немед­ленно желаемых результатов. В стране воцарился хаос: власть оказалась в руках милитаристов-генералов; парламент, еще не набравший силу, то разгоняли, то восстанавливали; Сунь Ятсен то избирался президен­том, то снова терял власть.

Такая ситуация продолжалась примерно до 1917— 1921 гг., когда под влиянием событий в России рево­люция в Китае вошла в свой новый этап.

Японское «чудо»

В особом положении среди всех цивилизаций Вос­тока оказалась только Япония. Она стала первой мощ­ной капиталистической державой Востока, заявившей о себе еще в конце XIX — начале XX в. Реформы, про­веденные в стране, поставили Японию в уникальное положение, обеспечив свободный путь для модерниза­ции и развития капитализма.

В самой по себе политике реформирования не было ничего исключительного: как уже говорилось, целый ряд стран Востока предпринял такого же рода усилия, осознав необходимость идти в ногу со временем. Осо­бенность Японии заключалась в том, что эти реформы были проведены достаточно быстро и последователь­но. Умело используя опыт европейских стран, японцы наращивали темпы экономического роста, модернизи­ровали промышленность, дали стране новое право, гражданские свободы, изменили политические струк­туры и систему образования. Причем все эти процессы происходили без болезненной ломки древних тради­ций, на основе вполне гармоничного слияния своего и чужого.

Переломным моментом стал 1868 г., когда власть в результате революционного переворота перешла в ру­ки 15-летнего императора Муцухито. От его имени был проведен комплекс радикальных реформ, кото­рые получили название Реставрации Мэйдзи. Конеч­но, в полном смысле реставрацией это назвать нельзя, но некоторые традиции дотокугавовской Японии, близкие Западу, были действительно восстановлены.

Благодаря им Японии было легче, чем другим странг Востока, перейти к капитализму.

Одним ударом в Японии было покончено с фе-1 одализмом: правительство ликвидировало феодаль-1 ные уделы и наследственные привилегии князей—I дайме, превратив их в чиновников, которые возглав-1 ляли губернии и префектуры. Титулы сохранялись, но| сословные различия были отменены, т. е. в социаль-1 ном отношении князья и самураи, особенно те, кто ней занимал высоких постов, были приравнены к другим| сословиям.

Земля переходила в собственность крестьян (за выкуп), и это открывало путь для развития капита­лизма в деревне. Множество мелких землевладельцев теряли свои участки, так как не могли уплатить за них аренду, налоги или выкуп, и вынуждены были уходить в города или превращаться в батраков. Зажи­точное крестьянство, освобожденное от налога-ренты в пользу князей, получало возможность работать на рынок.

Государство активно поощряло купеческий капи­тал, дав ему твердые социальные и юридические га­рантии. Власти взяли на себя строительство крупных промышленных объектов — верфей, металлургиче­ских заводов и т. д., а потом за бесценок продали их крупным компаниям (Мицуи, Мицубиси).

В 1889 г. в Японии была принята конституция, для чего предварительно в Европу и США была послана специальная комиссия. Японцы остановились на прусском варианте, создав конституционную монар­хию с большими правами императора.

Вступление Японии на путь капитализма прошло без революционных бурь и разорительных граждан­ских войн. Но, разумеется, это не означало, что страна не переживала никаких социальных перемен, неиз­бежно возникающих на этапе развивающегося капита­лизма. Как и в других странах, в Японии разорялась большая часть крестьянства, крайне тяжелыми были положение рабочих, условия их труда. Но в Японии достаточно быстро сформировалось сильное рабочее и профсоюзное движение.

Результат всех этих глубинных сдвигов был оше­ломляющим: буквально через 30 лет после начала пре­образований, уже на рубеже XIX—XX вв., японский капитализм оказался вполне конкурентоспособным по отношению к крупнейшим западным державам.

Итак, в жизни восточных обществ вXIXв. про­изошли большие сдвиги: их традиционность стала разрушаться, хотя и в разной степени. Если в Европе это произошло в силу естественного хода вещей, то на Востоке — под давлением, прямым или косвен­ным, цивилизации Запада. Означает ли это, что про­цессы модернизации были совершенно чужды Восто­ку? Были ли восточные общества «обречены» на веч­ную традиционность? На этот вопрос трудно ответить. Ведь мы не знаем, как бы они развивались, не будь влияния Запада. Нам известно также, что су­ществовало серьезное препятствие для развития бур­жуазных отношений — особый тип восточной госу­дарственности. И вместе с тем на Востоке издавна сложились товарно-денежные отношения, частная собственность, а это означает, что существовал свое­го рода «фундамент» для появления новых социаль­но-экономических отношений.

Вопросы и задания

1. Как развивался процесс колонизации мира в XIX — нача­ле XX в.? Какие западные страны проявляли наибольшую актив­ность в борьбе за колонии?

2. Почему колониальный Восток втягивался в мировую эко­номическую систему? К каким последствиям это приводило с; точки зрения цивилизационного развития Востока?

3. Какие изменения в экономике, политике и культуре про­исходили в Индии XIX в.? Прочитайте отрывки из стихотворения Р. Киплинга «Бремя белых». Согласны ли вы с его оценкой роли колонизаторов? Можно ли назвать ее объективной? Что могли бы ответить Киплингу представители «покоренных племен»?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Книги похожие на "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валерия Хачатурян

Валерия Хачатурян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валерия Хачатурян - История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений"

Отзывы читателей о книге "История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.